Папки-передвижки

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Край, в котором я живу»

Антонина Мокроусова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Край, в котором я живу»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе

на тему «Край, в котором я живу»

Разработала:

Мокроусова А. В. ,

старший воспитатель

Программное содержание:

1. Познакомить детей с мордовским национальным костюмом, его особенностями, разновидностями входящих в него предметов, украшений.

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе „Край, в котором я живу“» размещена в разделах

2. Учить выделять характерные мотивы в русских, мордовских и татарских орнаментальных узорах, особенности их компоновки и колорита.

3. Подвести детей к пониманию самобытности, своеобразия мордовского национального костюма (типичность мотивов, цветое и композиционное решение)

4. Учить использовать полученные знания в творческих работах по изобразительной деятельности.

5. Развивать интерес к культурному наследию мордовского народа и других народов Поволжья.

8. Совершенствовать коммуникативные навыки: умение выслушать товарища, высказывать свое мнение.

9. Воспитывать эстетическое восприятие по отношению к народному искусству.

Словарная работа: панар, сорока, пулай, сундук.

Методы и приемы: беседа, рассказ, художественное слово, проблемные ситуации, рассматривание, игры и игровые упражнения, аппликация.

Материал и оборудование: куклы в национальных костюмах (русском, мордовском, татарском, макеты кукол (10 штук, силуэты национальной одежды (русской, мордовской, татарской) по 10 штук, силуэты одежды, расписанные по мотивам мордовского, русского и татарского орнаментов, разрезные картинки, карточки прямоугольной формы, разделенные на две части. На каждой из них изображен элемент узора; варианты отличаются цветом и деталями; заготовки для аппликации.

Предварительная работа: рассматривание национальных орнаментов русского, мордовского и татарского народов, беседа о Республике Мордовия, беседы о республиках Поволжья и его народах, сюжетные игры «Путешествие по Волге», «Путешествие по Мордовии», дидактические игры «Узнай элементы узора», «Домино», «Лото», «Найди пару», создание аппликационных и художественных работ.

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о родном крае, о людях, живущих в Мордовии, об отношениях к друг другу, о том, какие чувства вы проявляете к друг другу и взрослым и тех качествах, которые необходимы каждому человеку.

(Воспитатель читает стихотворение).

Поволжский край, земля моя,

Родимые просторы.

У нас и реки, и поля,

Сады, леса и горы.

Народы, как одна семья,

Хотя язык и разный.

Все дочери и сыновья,

Своей земли прекрасной.

Воспитатель: О чем говорится в стихотворении?

Дети: О Родине.

- О богатстве нашей земли.

- О разных народах, которые живут в нашей стране.

Воспитатель Как называется страна наша страна?

- Россия.

- А как называется наша республика?

- Мордовия.

- Назовите главный город республики, в котором мы живем.

- Саранск.

- Ребята! Народы, какой национальности живут в Мордовии?

- Мордва, русские, татары, чуваши и т. д.

- Чем отличаются люди разных национальностей?

- Они разговаривают на своем родном языке.

- Люди разных национальностей отличаются внешним видом.

- Одеваются в праздники в свои национальные костюмы.

- У каждого народа свои игры и песни.

- Как, вы думаете, что их объединяет? (Ответы детей)

- Все они живут в одной дружной семье, трудятся, чтобы наша Родина стала богаче и краше. И у всех народов единый язык – русский.

Сегодня к нам на занятие пришли куклы в своих национальных костюмах. Посмотрите на эту куклу. Ее зовут Настя. В каком костюме пришла к нам кукла Настя?

- Кукла Настя пришла к нам в гости в русском костюме.

- Какие узоры вы видите на русском костюме?

- Ромбы, полосы, треугольники, кресты.

Воспитатель: А эту куклу зовут Гюльчек. В каком костюме пришла Гюльчек?

- На этой кукле татарский национальный костюм.

- Ребята? А какой узор на татарском костюме? (Тюльпаны, колокольчики, листья).

- Посмотрите на эту куклу. Кто знает, в каком национальном костюме пришла эта кукла?

- Это мордовка.

- Эта кукла пришла в мордовском национальном костюме.

Воспитатель: Эту куклу зовут Алдуня. Какие узоры, вы видите на мордовском национальном костюме?

- Ромбы, крестики, елочки, галочки)

А как называется одежда на Алдуне? (Воспитатель показывает элементы одежды) (Панар, пулай, сорока).

Воспитатель: Ребята! Я вам расскажу о мордовской национальной одежде. Кукла Алдуня одета в белую рубашку, которая называется - панар. Она является основной нательной одеждой. Главным украшение рубахи является плотная вышивка, которая располагается по бокам и спускается от плеч по рукавам, окоймляет подол.

Это пулай. – набедренное украшение, с шерстяными кистями, узорными металлическими подвесками. Носят пулай чуть ниже талии. Он является обязательным элементом женского костюма.

На голове у Алдуни – головной убор, который называется - сорока. Он имеет сплюснутую форму с широким хвостом. Надголовная и хвостовая часть вышиты красными нитками.

Воспитатель: Давайте проговорим эти слова. Как называется рубаха? (Панар). А как называется пояс который женщины носят на талии? (Пулай). Какой головной убор носят мордва? (Сороку). (Дети повторяют новые слова)

- Какие цвета использованы в мордовском костюме? (Белый, красный, черный).

Воспитатель: Ребята! Я вам расскажу, что означает каждый цвет. Красный цвет означает огонь, солнце, жизнь, родство.

Белый цвет – это чистота, милосердие, божественность и считается торжественным.

Черный цвет – цвет земли, Родины, колыбели человека и кормилицы.

Ребята! Настя, Алдуня и Гюльчек подготовили для нас выкройки и мы должны им помочь создать модель их национальной одежды. Я предлагаю вам стать модельерами.

(Игра «Разрезные картинки». Дети на фланелеграфе выкладывают силуэт одежды из отдельных частей. Определяют, кому принадлежит одежда).

Воспитатель: Что это? И какой кукле принадлежит ваша одежда?

- Кому вы подарите свою модель?

- А, вы для кого постарались?

Воспитатель: Ребята! Перед вами костюмы разных народов. Я вам предлагаю игру «Одень правильно куклу». Вы должны выбрать костюм, который вам понравился,головной убор и одеть куклу правильно.

- Какой костюм на твоей кукле?

- Почему ты считаешь, что на кукле мордовский костюм?

- А твоя кукла в каком костюме?

- Почему ты так считаешь?

(Физкультминутка)

- Ребята! Я предлагаю вам сделать подарок для кукол, выполненный по мотивам мордовского орнамента.

- Как украшалась одежда?

- Узорами, вышивкой.

- В каких местах вышивались узоры?

- На рукавах, подоле.

(Дети выбирают силуэты одежды (рубаха, фартук, головной убор и выполняют аппликацию по мордовскому национальному орнаменту). Звучит музыка.

Засияли на листах

Яркие, как зори.

Красивые, нарядные,

Мордовские узоры.

Воспитатель предлагает игру «Домино». (Все карточки выкладываются на столе рисунком вниз. Дети берут в руки домино, каждый по три штуки и подбирают элемент той или иной росписи, называют его и правильно располагают на фланелеграфе)

Воспитатель: Ребята, что, вы можете сказать об узорах разных народов?

- Все узоры красивые.

- Что напоминают вам узоры?

- Листья, цветы.

- Назовите свою национальность. (Ответы детей).

- Чтобы, вы пожелали детям других национальностей?

- Дети должны любить и уважать друг друга.

- Какими бы ты хотел видеть людей, которые окружают тебя?

- Добрыми, счастливыми, отзывчивыми.

- Какие у тебя пожелания своему городу?

- Я хочу, чтобы наш город был красивый, чистый, гостеприимный.

- Мне очень приятно, что вы с уважением относитесь к друг другу, народам других национальностей, что вы умеете дарить друг другу добро. Сомкните свои ладошки. Вы чувствуете как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое, маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах.

- Подарите тепло и добро своего сердца друг другу.

(Дети ладонями рук передают тепло и добро своего сердца).

Литература

1. Кандрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? М., Творческий центр «СФЕРА», 2003.

2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников, М., ЦГЛ, 2004.

3. Журнал «Дошкольное воспитание», № 3/2003, № 6/2004.

Публикации по теме:

Тематическая неделя «Моя семья, ее традиции и этикет. Мои друзья»Тематическая неделя «Моя семья, ее традиции и этикет. Мои друзья» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №3 «Чебурашка» Мензелинского муниципального.

Тематическая неделя по ПДД «Внимание: дети!»Тематическая неделя по ПДД «Внимание: дети!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №3 «Чебурашка» Мензелинского муниципального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Край, в котором я живу»
Опубликовано: 27 ноября 2013 в 21:48
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Край, в котором я живу»» (включая файлы) размещена пользователем Антонина Мокроусова (УИ 133532) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД