Елена Круглова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Дремлет лес под сказку сна»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• Создание благоприятной, доброжелательной обстановки, способствующей плодотворному, творческому взаимодействию между детьми.
• Способствовать психологическому настрою детей на совместную деятельность, содействовать укреплению интереса детей к изобразительной деятельности, приобщению к удивительному миру искусства.
Задачи:
1. Образовательная область «Художественное творчество». Формировать композиционные умения рисовать густой лес дугами, начиная с заднего плана, компоновать многофигурные изображения, углубить знания о тональных градациях. Побуждать к поиску оригинальных способов рисования заснеженных крон деревьев, использовать нетрадиционные способы: печать по трафарету, отпечатками, набрызг, тычком полусухой кистью. Развивать художественные творческие способности при создании картины зимнего леса.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе „Дремлет лес под сказку сна“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
2. Образовательная область «Познание». Расширять у детей знания и представления о жизни зимнего леса: зимой деревья погружаются в сон: не питаются, не растут; какие деревья и почему легче переносят морозы. Развивать у детей познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа.
3. Образовательная область «Коммуникация». Обогащать словарь образной лексикой. Упражнять в подборе сравнений, определений к существительным. Формировать навыки творческого рассказывания.
Материалы и оборудование.
Листы бумаги голубого, синего, сиреневого, черного цветов – на выбор детям, гуашевые краски, блестки, кисти разных размеров, палитры, баночки с водой, бумажные салфетки, трафареты деревьев, жесткие кисти, иллюстрации или репродукции картин зимнего леса, снежинки, ватные палочки.
Содержание непосредственно образовательной деятельности.
Часть 1: «Организационная».
Звучит музыка из балета А. П. Чайковского «Щелкунчик». Дети стоят в кругу, воспитатель предлагает закрыть глаза и угадать тему волшебного путешествия. Воспитатель читает стихотворение:
Тихо-тихо, сказку напевая,
Царствует волшебница Зима
Теплым одеялом укрывая,
Землю, и деревья, и дома Воспитатель разбрасывает
И над лесом легкий снег кружится «снежинки» со словами темы
Словно звезды падают с небес… и комочки ваты.
Опустив мохнатые ресницы,
Дремлет в тишине дремучий лес
Все меняет форму и окраску
Снег пушистый падает шурша,
А зима, рассказывая сказку,
Всем нам с вами дарит чудеса.
Воспитатель: На ковре. Как тихо. Почти бесшумно падает снег, словно убаюкивая все вокруг. Хотите послушать? Здесь есть пушистые снежинки (ватные комочки, которые могут кружится и падать словно легкий снег (дети подбрасывают комочки-снежинки, рассказывая о своих ощущениях).
Волшебница-зима и ее подружки-снежинки подсказывают нам нашу тему. На мольберте из снежинок со словами дети составляют «предложение-тему»: «Дремлет лес по сказку сна».
Воспитатель: Раз, два, три – в зимнем лесу очутись. На мольберте появляются иллюстрации леса зимой.
Показывая иллюстрации зимнего леса, педагог предлагает детям послушать, как лес превращается в серебряный, хрустальный, сверкающий дворец.
Воспитатель читает стихотворение Ф. Тютчева.
Чародейскою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец, и не живой, -
Сном волшебным очарован,
Легкой цепью пуховой.
Солнце зимнее ли светит
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Вопросы:
• Как называют в стихотворении Зиму? Почему ее так назвали?
• Что описано в стихотворении? Во что одет лес зимой?
• С чем еще можно сравнить пушистый снег на ветвях деревьев? (с шапкой, шубой, покрывалом, которые согревают голые веточки от мороза)
• Что происходит с природой зимой? (засыпает)
• Как деревья погружаются в сон? (не питаются, не растут) Почему? (зимой мало света, тепла, влаги, питательных веществ)
• Что их защищает от холода? (кора - особая пробковая ткань, она не пропускает из дерева ни воду, ни воздух)
• Как вы думаете, каким деревьям легче перенести морозы? (чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старые деревья легче переносят морозы)
• Мы с вами наблюдали, что служит доказательством того, что деревья не погибли, а только заснули? (почки деревьев, зимой они твердые, жесткие, плотно закрыты; все промежутки в почечных чешуйках залиты особым клейким веществом, чтобы холодный воздух не проник к листьям)
• Знаете ли вы как отличить зимой одно дерево от другого? (ответы детей; по цвету коры, расположению веток, по почкам, плодам)
• Какое дерево легче других деревьев узнать зимой? (березу, т. к. ее светлая с черными пятнышками кора видна издалека; крупные боковые ветки прижаты к стволу, а молодые свисают вниз; весной на них появятся «сережки»; липу, т. к. боковые ветви ствола спускаются книзу, наверху поднимаются опять)
• Вспомните какие еще деревья легко узнать зимой? (ель, сосну по зеленым иголкам, хвоинкам)
Часть 2: «Основная».
Воспитатель: Вдохновленные величием и красотой зимней природы, многие художники и поэты воспевали и прославляли ее в своих стихах и картинах. Воспитатель обращает внимание на иллюстрации художников.
Понравился ли вам зимний лес, описанный в стихотворении Ф. И. Тютчева? Сегодня я предлагаю вам представить себя настоящими художниками и нарисовать свою картину как голый, мрачный лес превращается в белоснежный сверкающий, хрустальный зимний дворец.
Обычными способами вы уже рисовали свои картины. Сейчас мы вспомним и нарисуем нетрадиционными способами.
Я приглашаю вас в нашу «художественную мастерскую». С чего мы начнем?
Дети выбирают цвет бумаги для фона (голубой, синий, черный, сиреневый) и способ рисования и необходимые материалы, разложенные на столах. Распределяются на подгруппы по технике изображения.
Рассматривают способы рисования:
1. Печать по трафарету – с помощью одного трафарета можно получить множество отпечатков (густой лес):
• Густую гуашь кладут на палитру, набирают краску на кисть;
• Приложив трафарет к листу, печатают, двигая кисть с поверхностью трафарета к вырезанному силуэту;
• Печатая надо придерживать трафарет пальцами, стараясь не сдвигать его с места, чтобы отпечаток был аккуратным и четким.
2. Способ получения изображения отпечатками – покрывается силуэт красками необходимых цветов, затем прикладывают к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка, детали (веточки и т. д., можно дорисовать кистью.
• Начинать надо с дальних деревьев. Какими они будут по тону? (самыми темными) Деревья стоят тесными рядами, как будто стараются согреть друг друга. Линия горизонта скрыта за сплошной стеной деревьев. Можно показать глубину пространства на листе: чем дальше от нас предмет, тем выше он находится на поверхности листа; чем ближе – тем ниже надо расположить изображение.
• Тональные градации тоже меняются: чем ближе находится изображение, тем оно становится светлее. Добавляя в гуашь на палитре белила, постепенно высветляют тон, и деревья на первом плане печатаются светло-серой краской. Стволы деревьев серые и сверкающие от инея, и, кажется, что деревья сделаны из серебра, дотронешься до них и услышишь тихий звон.
• Дети выбирают способ рисования зимнего леса.
Физкультминутка «Зимний лес».
Воспитатель: А сейчас мы отдохнем, на прогулку в лес пойдем.
Дети имитируют движнения
В зимний лес заиндевелый
Привела нас всех лыжня
Как старик в тулупе белом,
Дремлет лес средь бела дня;
Снег укрыл стволы и корни
Елей, сосен и ракит;
Иней хрупкий и узорный
На ветвях берез лежит.
Все бело – тропинки, кочки.
И уснули до весны
На ветвях деревьев почки,
Спят они и видят сны.
Дидактическая игра «Подбери словечко». (Передают снежинку)
1. Ответьте на вопросы. В яркий солнечный морозный день каким вам кажется снег? (сверкающим, искристым, блестящим, серебристым, хрустящим, холодным).
2. Подбери сравнения:
• Снег – как… большое белое одеяло, покрывало, перина…
• Иней – словно… сахар, молоко…
• Снежинки – словно… звездочки, пушинки, пух… (Какие? – легкие, белые, ажурные, пушистые, нежные, холодные).
3. Мы говорим: «Снег идет», а «Снежинки…»? Подберите слова: порхают, кружатся, летят.
4. Когда идет сильный снег, как это можно назвать (снегопад, вьюга, метель).
Часть 3: «Заключительная. Подведение итогов».
После паузы дети дополняют картину снежными элементами, сугробами и т. п., различными нетрадиционными способами: набрызгом, жесткой кистью, тычком, блестками.
В конце проводится экспресс-выставка зимних пейзажей. Вместо анализа воспитатель читает детям стихотворения:
1) Мы художниками были
Сказку зимнюю творили
Старались, рисовали краской,
Теперь прощаемся со сказкой.
2) Лес дремучий, до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полон сказок и чудес.