Жанна Дзюба
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Волшебство народных промыслов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе
Тема: «Волшебство народных промыслов»
Цель: Совершенствовать технические и изобразительно-выразительные умения.
Задачи:
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе „Волшебство народных промыслов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Образовательные: Продолжать знакомить детей с одним из видов народного декоративно-прикладного искусства Петриковской росписью. Закрепить умение составлять узор в стиле Петриковской росписи из традиционных элементов, стимулировать проявление творчества в композиционном подборе.
Развивающие: Развивать эстетическое восприятие детей, чувства цвета, композиции. Развивать технические умения – умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти, использовать прием примакивания, прием двухцветного мазка).
Воспитательные: Формировать эстетические чувства на материале произведений прикладного народного творчества.
Оборудование и материалы: предметы Петриковской росписи, мультимедийный проектор, компьютер, бумага белая, краски гуашевые, палитра, карандаш простой, кисти 2,3,4, подносы из папье-маше, таблицы с элементами росписи, аудиозапись с русской народной мелодией.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с предметами Петриковской росписи, открыток с цветами, букетами, презентация «Волшебство народных промыслов», изготовление подносов из папье-маше.
Ход непосредственно образовательной деятельности :
Воспитатель: Вся земля наша – земля мастеров. Все может человек: превратить дерево в терем расписной, камень – в украшение или шкатулку, глину – в игрушки забавные или посуду, железо – в подносы красоты невидимой.
Дети подходят к экрану.
На экране мультимедийного проектора изображение «Волшебство народных промыслов» (презентация «Волшебство народных промыслов»)
Воспитатель: Издревле славится своими мастерами Россия. Работы российских мастеров давно приобрели мировую славу. Гости, приезжающие в нашу страну, обязательно увозят на память изделия народных мастеров.
Городецкая роспись, давайте вспомним орнамент, какой он?
Дети: Орнамент с пышными розами, конями и птицами.
Воспитатель: Да это главное отличие городецкой росписи.
Вятка, Дымковская игрушка. Отличие этой росписи?
Дети: Строго геометрический орнамент состоит из клеток, полосок, кругов, точек.
Воспитатель: Павловский Посад, Павлопосадские платки. Типы павлопосадского платка имели свои названия: травчатый, копытцами, уступами, лапчатый, репьями, шахматный.
Семёнов считается столицей «золотой» хохломы. Хохломская роспись этот промысел возник в XVII веке и получил свое название от села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия. Главное отличие Хохломской росписи?
Дети: Золотистый оттенок.
Воспитатель: Не только деревянной посудой славится Россия. Есть у нас города, где изготавливают славящуюся на весь мир фарфоровую посуду. Село Вербилки, вербилковский фарфор посуда из этого фарфора отличается особой белизной и легкостью. Стенки её настолько тонкие, что пропускают солнечный свет, придавая посуде неповторимую красоту.
Деревня Жостово, жостовская роспись – живопись на металлических подносах, покрытых предварительно несколькими слоями густого лака, обычно чёрного. Какой основной мотив жостовской росписи?
Дети: Цветочный букет.
Воспитатель: Гжель, для гжельского фарфора характерен окрас изделия в синий цвет, вычурность форм и использование народных мотивов в росписи.
Палех, палехскую лаковую миниатюру знают и ценят во всем мире. По всему свету разошлись и продолжают расходиться сегодня, прекрасные в своей изысканности и утонченности ларцы и шкатулки, панно и футляры, броши и пудреницы, портсигары и коробочки.
Петриковка – старинное украинское село. Село одно из немногих где бережно хранят традиции древних народных промыслов. В основном Петриковской росписью занимались женщины и молодые девушки. Хозяйки соревновались в росписях своих домов.
О самых удачливых говорили: «Красиво, как в церкви». «А если хата оставалась белой, с хозяйкой переставали здороваться». Ребята, а из чего получали краски, давайте вспомним.
Дети: Краски получали из соков и отваров растений: свеклы, моркови, различных ягод, цветов.
Воспитатель: Да, правильно, молодцы. Краски получали из соков и отваров растений: свеклы, моркови, различных ягод, цветов. Сам рисунок наносился на стену крупным перышком, тростниковой палочкой или комком тряпки («вихоть»). «Вихоть», опуская в краску, прижимали к стене и получали красочное пятно неопределенной формы. Что ещё можно использовать в качестве штампа?
Дети: В качестве штампа можно использовать разрезанную картофелину или свеклу…
Воспитатель: С внутренней стороны картофеля, свёклы вырезали какой-нибудь орнамент (показ воспитателя). Для передачи круга использовалась круглая посуда, например сковорода. Цветы, листья, ягоды чаще всего писались пальцем. Самые тонкие элементы орнамента выписывались тростниковой палочкой «рогозой».
В настоящее время мастера Петриковской росписи используют другой материал – беличьи кисти, ватные палочки, зубочистки, пипетки. Вместо соков и отваров применяют гуашевые краски.
Петриковская роспись дала начало другому виду декоративного изобразительного искусства – «малевкам» (роспись на бумаге, роспись на металле, стекле, керамике, дереве.
Воспитатель: Ребята представьте, что вы мастера. Сейчас мы с вами отправимся в мастерскую, где будем расписывать подносы Петриковской росписью (рассматривание подносов).
Воспитатель: Какие элементы используют мастера в росписи подносов?
Дети: Цветы, ягоды, листья, стебли, птицы, бабочки.
Воспитатель: Какие цвета присутствуют в элементах узора?
Дети: В элементах узора присутствуют красный, оранжевый, бордовый, синий, желтый, зеленый цвет.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я бы хотела вас познакомить с приемом «двухцветного мазка» на примере цветка. Этот мазок – выполняется двумя красками. На палитре разводим две краски – например, красную и желтую. На кисть набираем желтую краску, затем макаем в красный цвет и выполняем мазок.
Показ
Воспитатель: Какой цветок получается?
Дети: Желтый цветок с красным кончиком.
Физминутка: «Желтые цветы»
Наши желтые цветы Медленно разгибают
Распускают лепестки пальцы из кулачков
Ветерок чуть дышит Покачиваниями кистями
Лепестки колышет рук вправо-влево
Наши желтые цветки Медленное сжимание
Закрывают лепестки. пальцев в кулаки.
Головой покачивают Покачивание вперед-назад
Тихо засыпают
Воспитатель:
Знает каждый молодец,
В росписи у мастеров,
Много красочных цветов.
Самый яркий и прекрасный,
Это цвет конечно красный.
Можешь цвет найти другой:
Синий, желтый, голубой
Нарисуем кистью ловко
Для цветов два подмалевка.
После замысел свой смелый
Оживим мы краской желтой
Можно в сказке очутится,
И цветы здесь есть и птицы.
Мы сегодня будем с вами
Просто чудо мастерами.
Чем поднос украсить знаем
И к работе приступаем.
Дети под русскую народную мелодию самостоятельно расписывают подносы.
Воспитатель: Какие вы все молодцы! Все старались! У всех получились правильные, красивые, точные элементы росписи. Ребята, давайте устроим выставку ваших подносов – пусть все ребята детского сада смогут полюбоваться этой красотой!