Наталья Стефанкина
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста «Мир динозавров»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Начальная школа – детский сад «Солнышко»
Конспект
непосредственно организованной
образовательной деятельности
«Мир динозавров»
Воспитатель I квалификационной категории:
Стефанкина Н. А.
г. Рославль – 2013г.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста „Мир динозавров“» размещена в разделах
- Динозавры. Все материалы про динозавров
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Цель: подвести детей к постановке проблемы для будущего проекта «Не могу безошибочно расселить динозавров (хищники отдельно от травоядных, потому что недостаточно знаний)»; составлению плана предстоящего исследования.
Задачи:
систематизировать и расширять знания детей о древних животных – динозаврах;
создать проблемную ситуацию, подталкивающую ребят к дальнейшему самостоятельному исследованию;
составить план – схему по выполнению предстоящего проекта;
развивать умение детей анализировать, делать выводы и обобщения, доказывать свою точку зрения.
Оборудование: мультимедия; электронная презентация к конспекту; набор фигурок животных (динозавры в том числе); энциклопедия; разрезные картинки «Динозавры»; предметные картинки: «Череп травоядного динозавра», «Череп хищного динозавра».
На столе расставлены фигурки животных.
- Ребята, вам нравится играть с фигурками животных?
- С какими из них вы играете чаще? Кто нравится больше?
- Что у них общего? (Голова, четыре лапы, туловище, хвост.)
- А что их отличает друг от друга? (В ходе высказываний подводит ребят к тому, что кроме внешних признаков их отличает и время проживания на Земле.)
- Откуда же люди узнали о них? (Из энциклопедии, из фильмов, из интернета, археологи находят при раскопках)
- Все знания о динозаврах получены благодаря изучению найденных в ходе раскопок окаменелых останков скелета этих животных. По ним ученые – палеонтологи восстанавливают внешний вид динозавров, устройство их организма. Удивительные, ужасные, тяжеловесные ящерицы. Примерно так переводится с греческого языка название группы древних пресмыкающихся.
Рассказ воспитатель сопровождает демонстрацией слайдов:
раскопки,
фрагменты скелета динозавра,
выкладывание полного силуета из фрагментов.
- А вы хотите побывать в роли ученых – палеонтологов?
- Тогда прошу вас пройти за столик открытий.
1. Работа с разрезными картинками в парах.
- Ребята, перед вами конверты с разрезными картинками. Разделитесь на пары так, чтобы у каждой пары был один конверт. Постарайтесь из фрагментов воссоздать полный облик динозавров.
- Пройдите вокруг столика, посмотрите, какие они разнообразные.
- А на каких современных животных похожи динозавры? (ящерицы, крокодилы, птицы)
- А чем они похожи? (чешуйчатой кожей, строением тела)
- Все верно. Перейдем к следующему столику.
2. На столе два изображения фото черепов динозавров
(травоядного и хищника, найденных учеными при раскопках.
- Рассмотрите эти находки археологов. Что это? (черепа). Как вы думаете, кому они принадлежат? (Динозаврам)
- Почему вы так решили? Как подтвердить ваше предположение? (Сравнить с черепами известных животных.)
Дети сравнивают черепа с головами динозавров, собранных ими в первом задании.
- Сравните эти два черепа, чем они похожи и чем отличаются? (Похоже, что оба они принадлежат динозаврам, но один маленький, другой большой. Зубы у первого мелкие, а у второго – крупные.)
- Попробуйте сделать вывод, как выглядели животные, которым принадлежали эти черепа? (Обладатель маленького черепа, наверное, небольшого роста, а обладатель большого черепа – крупный, массивный, устрашающий.)
- А можете ли вы по строению черепа определить, чем питался маленький динозавр? А большой? (Так как зубы мелкие, скорее всего динозавр питался растительной пищей, а тот, что с крупными зубами, скорее всего, хищник.)
- Господа ученые, я поздравляю вас с достоверным предположением! Действительно, научные исследования подтверждают существование среди динозавров хищников и травоядных.
Плоские зубы с режущими краями, отличающие травоядных динозавров, идеально подходили для пережевывания грубой растительной пищи. Мелкие динозавры питались корнями и низкорослыми растениями, а самые большие дотягивались до листьев кроны деревьев, вставая для этого на дыбы.
Хищники или плотоядные динозавры были мощными животными, они ходили прямо, на задних конечностях, а их передние конечности были намного короче и заканчивались когтистыми пальцами. Зубы у них были длинные и острые, словно ножи. С их помощью они легко разрывали добычу на части.
Рассказ воспитатель сопровождает показом слайдов:
представители травоядных;
представители хищников.
- Перед вами макет. Давайте поселим здесь динозавров. Как мы его назовем? («Мир динозавров», «Эпоха динозавров»)
- Ребята, как вы думаете, по какому признаку их можно расположить? (хищники отдельно от травоядных) А можно ли поселить всех вместе?
Дети размещают фигуры, ориентируясь на вшешние признаки: большой – маленький, устрашающие образования : рога, шипы, панцирь и т. д.
- Почему вы разместили их именно так? Можем ли мы с уверенностью сказать, что не допустили ни одной ошибки, определяя кто здесь хищник, а кто травоядный?
- А я однажды ошиблась: увидела в фильме маленького динозавра, размером с курицу, не больше, и решила, что он питается травой. А уже позже прочитала в энциклопедии, что это самый маленький хищник, весом всего в 2 кг. А питался он насекомыми и ящерицами.
Воспитатель показывает иллюстрацию в энциклопедии (компсогнат).
- Как же нам проверить, правильно ли мы выполнили распределение динозавров на хищников и травоядных? Нигде не допустили ошибки?
Прочитать в энциклопедии.
С помощью родителей найти информацию в интернете.
Посмотреть фильм о динозаврах.
Воспитатель помещает на доску схемы, соответствующие предложениям детей.
- Перед вами план действий, выполнив которые вы сможете найти ответы на все вопросы. А когда вы это сделаете, исправите допущенные сегодня неточности.
- Вам понравилось побывать в роли палеонтологов?
- Каких животных мы с вами изучали сегодня?
- А все ли мы узнали о них? (Нет.)
- А узнать намного больше вы сможете, продолжив наше исследование, двигаясь по предложенному вами плану. Успехов вам, ребята!