Галина Глухова
«Этот загадочный мир». Конспект НОД по реализации образовательной области «Познание» в старшей группе
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад№2 «Росинка»
г. Вольска Саратовской области
Улица Комсомольская, 233. Телефон 5-20-69
Конспект
непосредственно – образовательной деятельности
при реализации образовательной области
«Познание»
(ознакомление с окружающим)
Тема: «Этот загадочный мир»
старшая группа «Радуга» (5-6 лет)
Публикация «„Этот загадочный мир“, Конспект НОД по реализации образовательной области „Познание“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Воспитатель: Глухова Г. Ю.
2013 год
Программное содержание:
1. Развивать знания детей о космосе; о планете – Земля, на которой мы живем; о первом космонавте; о звёздах; о бережном отношении к Земле и её дарам.
2. Познакомить детей с некоторыми астрономическими понятиями: планетарий, созвездие; о солнце, как о звезде; с планетами ближе всех расположенных к солнцу; со сменой дня и ночи; дать представления о том, что звёзды, как и Солнце, огромные, раскалённые, самосветящиеся небесные тела, с самым большим созвездием: «Большой медведицы».
3. Воспитывая бережное отношение к красоте окружающего мира; помочь детям увидеть в коллективной работе красоту и хрупкость родной Земли.
4. Активизация словаря: планетарий, созвездия, планеты: Меркурий, Венера, Юпитер.
Методические приемы:
Игровой, показ, сравнение, вопросы, обобщение, обыгрывание.
Материал и оборудование:
На стене - полотно из материи - «небо», где из «звёзд» составлены созвездия «знаков зодиака», «звезды» с заданиями – загадками подвешены на уровне глаз ребенка; макеты «планет» подвешены на определенном расстоянии от «солнца», «солнце» - папье – маше»; «глобус», ватман – для коллективной работы, карандаши, краски, баночки с водой, салфетки, релаксационная «космическая» музыка.
Предшествующая работа:
Знакомство детей с космосом, с первым космонавтом – Ю. А. Гагариным; рассматривание соответствующих иллюстраций; беседа о смене дня и ночи, о звёздах, о планете на которой мы живем, о бережном отношении к ней; попросить детей узнать у родителей, под каким созвездием они рождены; выучить стихи.
Ход занятия:
(На стене изображение неба с созвездиями знаков Зодиака, макеты Солнца, Земли и других планет).
Воспитатель: - «Ребята, сегодня мы с вами пойдем на экскурсию в планетарий». Это такое место, где вы сможете увидеть изображение звёзд на небе; познакомитесь с созвездиями знака Зодиака: узнаете, как ночь сменяется днем, а день ночью.
- «Я буду вашим экскурсоводом.
- Проходите, усаживайтесь поудобнее.
- Посмотрите, ребята, какое звёздное небо.
- «Вот эти звезды необычные: они с вопросами и загадками. Каждый из вас подойдёт и выберет себе звезду, а я посмотрю, какое задание вам досталось. (Дети подходят, выбирают звезду и выполняют задание).
- «Что такое космос?»
(Космос – это пространство, которое окружает землю со всех сторон).
- «Кто первым из людей взлетел в космос?»
(Русский человек – Ю. А. Гагарин первым взлетел в космос).
- «Отгадать загадку : - Ну-ка кто из вас ответит: - Не огонь, а больно жжёт, не фонарь, а ярко светит, и не пекарь, а печёт?» (Солнце)
- «Меня бьют, колотят, ворочают, режут – я всё терплю, всем добром плачу».
(Земля)
- «Сколько звёзд на небе и можно ли их сосчитать?» (звезд на небе настолько много, что их невозможно сосчитать).
- «Почему звезды кажутся нам маленькими светящимися точками?»
(потому что они находятся очень далеко от нас).
- «На самом же деле звезды – огромные раскаленные шары, они горят и горячи, как солнце?»
- «Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка
Собаки лают,
А достать не могут?» (месяц)
- «Серенькая шубейка весь мир покрыла» (небо)
- «Как вы думаете, одинакового ли цвета звёзды?» (на самом деле звезды не одинакового цвета; они бывают жёлтые, красные, зелёные, синие.)
- «Если соединить звёзды вот такими линиями (показываю), то мы с вами можем увидеть узор из звёзд - которое называется созвездием. Созвездий очень много, все они имеют названия.
12 главных из них называются знаками Зодиака. У каждого из вас есть свой знак Зодиака, под которым вы родились.
- Под каким знаком Зодиака рождён Дима? Таня? И т. д. (показываю созвездия на полотне)
- На ночном небе невооружённым глазом можно увидеть самое большое созвездие, которое называется «Большая медведица». (Показываю, дети подходят и рассматривают планеты).
- Солнце, ребята это самая большая звезда. Она ближе всех звёзд находится к нам и дарит нашей Земле и всему живому свет и тепло.
- Вокруг Солнца в большом хороводе кружатся планеты.
- Сегодня я расскажу вам о самых близких к солнцу планетах.
- Планета- Меркурий - ближе всех находится к солнцу, поэтому здесь очень жарко. Здесь нет ни воды, ни воздуха, а следовательно и нет ничего живого.
- Чуть дальше находится планета- Венера. Здесь так же жарко и так же нет ничего живого.
- Еще дальше находится планета – Земля.
- Что такое Земля? (Это планета, на которой мы живём).
- Какой формы Земля? (формы шара, круглая).
- В отличие от других планет, на планете Земля есть вода, воздух и суша, что необходимо для существования всего живого: растений, животных, людей.
- Дальше всех планет от Солнца находится планета – Юпитер. Это самая большая из всех планет. Из-за того, что она находится очень далеко от Солнца, на ней вечный холод. Из-за этого здесь также нет никакой жизни.
- Вот такой хоровод планет вращается вокруг солнца. (показываю макет планет и солнца).
- Давайте мы с вами представим себя планетами, выберем «солнышко» и образуем такой же хоровод. (под музыку дети кружатся, качаются вокруг
«солнца», под релаксационную музыку.)
- Задумывались ли вы, почему на смену дню приходит ночь, а потом ночь сменяется днём?
- Посмотрите, что это за предмет? (глобус).
- А еще как можно сказать? (модель земли).
- Да, это модель «Земля» вращается не только вокруг солнца, но и вокруг своей воображаемой оси, то есть вокруг себя (показываю).
- Вот так кружится «Земля» вокруг себя, подставляя солнечным лучам то одну, то другую сторону.
- Кто скажет, почему глобус в основном голубого цвета? (это изображение воды. Воды на «Земле» больше чем суши, поэтому планету «Земля» называют ещё «голубой» планетой).
- Вот здесь мы живём. На этой половине сейчас день, она освещена лучами солнца.
- А на другой половине? (ночь)
- Почему здесь темно? (потому что солнечные лучи не попадают на эту сторону).
- А как сделать, чтобы на другой половине «Земли» настал день? (повернуть глобус вокруг себя).
- Вот так и крутится Земля непрестанно вокруг себя, не останавливаясь ни на минуту. День на земле сменяется ночью, а на смену ночи приходит день и так постоянно.
Физминутка.
Игра «День и ночь» (2-3 раза)
Количество игроков от 5 и более. Для игры требуется ровная площадка размером примерно 30х10 метров.
Две команды становятся спиной друг к другу на расстоянии 1,5 — 2 м посередине площадки. Перед каждой командой в 10—15 м. за линией находится ее Дом. Одна команда — «День», другая — «Ночь». Если ведущий произносит слово «день», команда с этим названием убегает в свой дом, а другая ее догоняет. При слове «ночь» команды меняются ролями. Выигрывает команда, игроки которой осалят большее число соперников. Для соблюдения равных условий важно, чтобы обе команды участвовали в ловле игроков одинаковое число раз.
- Космонавты, видевшие нашу планету из космоса говорят, что она удивительно красивая. На ней существует много рек, лесов, что так необходимо для всего живого, что есть на земле.
-Как, ребята, нужно беречь Землю и её дары? (не рубить деревья, а сажать; не загрязнять реки мусором; не загрязнять воздух).
- Да, только чистая вода и чистый воздух необходимы всему живому.
- Давайте нарисуем всё, что существует на Земле. (коллективная самостоятельная работа. Дети на ватмане рисуют деревья, цветы- всё что хотят.
Анализ:
-Какая наша Земля?
-Что есть на Земле?
-Кто знает пословицы о Земле?
1. «Растение - Земли украшение».
2. «Много леса - не губи
Мало леса - береги
Нет леса - посади».
3. «Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу».
4. «Велика святорусская Земля – а везде солнышко».
5. «Земля – мать – кормилица
- Вот сколько пословиц мы с вами знаем.
- Да, красива наша Земля. Здесь текут быстрые и медленные реки; зеленеют поля и леса; дуют буйные и ласковые ветры; цветут цветы, на разные голоса поют птицы.
Дети читают стихи:
1. Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
2. Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса!
3. Мы хотим, чтоб солнце грело,
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий еж,
4. Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала.
Чтобы летом лил веселый дождь!
Воспитатель: - «Голубая планета Земля – наш дом. Будем беречь и умножать красоту нашей родной планеты.
Итог занятия:
- «Ребята, где мы с вами сегодня побывали?
- Что нового узнали?
- Что вам понравилось на занятии?
- Молодцы, все сегодня хорошо работали.