Ольга Воронина
Конспект НОД по развитию связной речи у детей подготовительной группы с ОНР «Во саду ли, в огороде»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по развитию связной речи у детей подготовительной группы с ОНР
Автор: Воронина Ольга Павловна, учитель-логопед
МАДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №88» г. Казани
Тема: Во саду ли, в огороде?
Цели: - образовательные: * закрепление в словаре детей обобщающих понятий «фрукты», «овощи»;
* формирование грамматических категорий языка: согласование существительных с числительными, образование относительных прилагательных;
Публикация «Конспект НОД по развитию связной речи у детей подготовительной группы с ОНР „Во саду ли, в огороде“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Огород. Конспекты занятий
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
* формирование навыка составления сложносочиненных предложений;
* обучение составлению описательного рассказа по
схеме;
- коррекционные: * развитие связной речи детей;
* коррекция дыхания, общей и мелкой моторики;
* развитие внимания, памяти;
- воспитательные: * привитие интереса к окружающему миру;
* воспитание уважительного и дружелюбного отношения к своим друзьям и сверстникам.
Оборудование: конверт с нарисованным на нем Лунтиком, картина, письмо, рисунки на доске «Сад» и «Огород», корзина с фруктами и мешочек с овощами, корзина с маленькими предметными картинками по темам «фрукты» и «овощи», рисунки «деревья» и «грядки», большие предметные картинки по темам «фрукты» и «овощи», схема для составлении описательного рассказа.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
- Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся. (Здравствуйте) А сейчас всё внимание на меня.
Сегодня в почтовом ящике я нашла письмо. Отгадайте, от кого оно? (логопед показывает конверт с изображенным на нем Лунтиком. Дети отвечают: от лунтика). Письмо мы прочтем чуть позже, а в конверте есть ещё картина. Посмотрите на неё. Лунтик нарисовал её для вас. Он узнал, что в наших садах и огородах растут вкусные фрукты и овощи и захотел их нарисовать. Вот только чем они отличаются друг от друга, он не знает, поэтому многое в картине напутал. (На картине фрукты нарисованы на грядках, а овощи - на деревьях) Давайте поможем ему в этом разобраться. Поможем? (Да) Прогуляемся в сад-огород.
II. Основная часть.
1. Логоритмическое упражнение «Прогулка» :
В огород и в сад пойдем, (шагаем)
Фруктов, овощей нарвем. (хлопаем)
Будем рады мы гостям. (разводим руки в стороны)
В гости приходите к нам! (сгибательные движения ладошками на себя)
2. Дыхательная гимнастика.
- Вот мы и пришли в сад-огород. Чувствуете, как вкусно здесь пахнет свежими фруктами и овощами. Давайте подышим этим приятным воздухом.
Вдох (через нос) – выдох (через рот) 3 раза
Глубокий вдох и резкий выдох 2 раза
- Хорошо! Но как же разобраться, что где растет?
3. Игра «Распредели».
А) На доске вывешены две картины «Сад» и «Огород».
- Здесь вы видите сад, а здесь огород. Вот перед вами корзина с фруктами и мешочек с овощами. Что и где мы собрали? Фрукты собрали с деревьев в саду, (ставим корзину с фруктами под картину «сад», а овощи – на грядках в огороде (ставим мешочек с овощами под картину «Огород»).
Б) - Ой, ребятки, посмотрите, а в этой корзине все фрукты и овощи перепутались. Давайте их посадим каждое на своё место: фрукты посадим на деревья, а овощи – на грядки. Берите каждый по картинке и называйте, что вы достали. А потом скажите, что это, фрукт или овощ, и где оно растет. Например, я достала яблоко. Яблоко – это фрукт. Оно растет на дереве. (Приклеиваем яблоко на дерево). Морковь – это овощ. Она растет на грядке. (Приклеиваем морковь на грядку).
В корзине маленькие картинки с фруктами и овощами. На картинках с обратной стороны двухсторонний скотч, немного загнутый, чтобы детям было легко отделить снимаемую полоску. На доске два рисунка: деревья и грядки. Каждый ребенок берет по одной картинке и приклеивает её на нужный рисунок.
- Молодцы, ребята. Мы с вами запомнили, что фрукты растут на деревьях в саду, а овощи в огороде на грядках. Значит, что же нам нужно исправить в картине Лунтика? (Овощи нарисовать на грядках, а фрукты на деревьях)
4. Игра «Посчитай».
- У нас очень много разных фруктов и овощей. Давайте теперь мы их посчитаем.
Раз, два, три, четыре, пять!
Начинаем мы считать.
Принесли из магазина
Мы огромную корзину –
Много разных овощей,
Посчитать ты их сумей!
( Дети считают: Один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров. И т. д. несколько овощей)
Раз, два, три, четыре, пять!
Начинаем мы считать.
Принесли из магазина
Мы огромную корзину.
Фруктов много разных в ней.
Посчитать ты их сумей!
( Дети считают: один апельсин, два апельсина, три апельсина, четыре апельсина, пять апельсинов. И т. д. несколько фруктов)
5. Игра «Поделись».
- Посчитали мы фрукты и овощи, а теперь давайте мы их попробуем.
На доску вывешивается по три картинки с изображением фруктов и овощей. Логопед задает детям вопрос: «Что ты съешь сам, что отдашь другу, а что положишь в корзину?» Дети по очереди отвечают: «Яблоко съем сам, огурец отдам другу, а тыкву положу в корзину» и т. д.
6. Игра «Исправь ошибки».
- Мы забыли про письмо Лунтика. Что же он вам написал?
«Здравствуйте, дети!
Приезжайте ко мне в гости. Я сварю к вашему приезду из груш грушевый компот. Я испеку из капусты картофельный пирог. Я сделаю из картофеля морковное пюре. Я отожму из апельсинов абрикосовый сок. Я сварю из яблок вишневое варенье. Лунтик.»
- Вот так письмо! Кажется, Лунтик и тут кое-что напутал. Давайте исправим ошибки Лунтика. (Логопед заново читает письмо, а дети исправляют ошибки)
7. Физминутка.
Для мелкой моторики:
На базар ходили мы, (соединение подушечками мизинцев)
Много груш там и хурмы, (безымянные)
Есть лимоны, апельсины, (средние)
Дыни, сливы, мандарины. (указательные)
Но купили мы арбуз - (большие)
Это самый вкусный груз! (пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх)
Для общей моторики:
В огород пойдем, урожай соберем. (маршируют)
Мы моркови натаскаем («таскают»)
И картошки накопаем. (копают)
Срежем мы кочан капусты (срезают)
Круглый, сочный, очень вкусный. (показывают круг руками 3 раза)
Щавеля нарвем немножко («рвут»)
И вернемся по дорожке. (маршируют)
8. Составление описательного рассказа по схеме.
- Лунтик очень добрый. Он приглашает нас к себе в гости. А мы ему ничего ещё не подарили. Давайте тоже угостим его разными фруктами и овощами. Выберите понравившийся вам фрукт или овощ и расскажите немного о нем. Поможет вам в этом небольшая схема. По этой схеме вам нужно рассказать: Что вы подарите? Это фрукт или овощ? Где растет? Какой на вкус? Какого цвета и формы? Какой на ощупь? Что можно из него приготовить?
Например, я подарю Лунтику яблоко. Яблоко – это фрукт. Оно растет в саду на дереве. Яблоко сладкое, сочное. Оно красное и круглое. Яблоко – твердое и гладкое на ощупь. Из него можно приготовить яблочный сок, компот, яблочное варенье, начинку для пирогов.
(Дети составляют свои рассказы. Логопед помогает.)
III. Итог.
- Молодцы, ребята. Надеюсь, Лунтик теперь запомнит, что фрукты растут где? (в саду на деревьях). А овощи? (в огороде на грядках) Давайте отправим Лунтику эти фрукты и овощи по почте. А нам пора возвращаться в группу. Возьмем и себе немного витаминов. Давайте попрощаемся с гостями. До свидания!