Светлана Аникина
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширить представления о воздухе через детское экспериментирование.
Задачи:
1. Знакомить с качественной характеристикой воздуха (лёгкий, невидимый, движется).
2. Развивать умение детей решать проблемные задачи.
3. Упражнять в использовании нетрадиционного приема изображения : мыльными пузырями.
4. Воспитывать интерес к экспериментированию
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию „Свойства воздуха“» размещена в разделах
Оборудование: Воздушные шарики, тазики с водой, веера, салфетки, стаканчики с мыльной водой и гуашью, трубочки, салфетки каждому ребёнку, кораблики двух цветов по количеству детей, большой таз с водой, карточки со схемами: воздух – легкий, прозрачный, движется, емкость с водой, кусочки земли
Персонаж: поросенок Хрюша со сдувшимся шариком.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в сад? (ответы детей)
Воспитатель: К нам сегодня пришел гость. Кто это? (Хрюша) Какое у него настроение? (Он грустный) Как вы думаете, почему он грустит? (У него сдулся шарик)
Воспитатель: И что же нам делать, как помочь Хрюше? (Надуть шарик)
Надуваем шарик. Воспитатель задает вопросы
Воспитатель: Как Вы думаете, ребята, почему шарик был худым и грустным?
\Дети предлагают разные версии. Вывод: шарик сдулся, в нём нет воздуха.
Воспитатель: Как вы думаете, что будет внутри шарика, когда мы его надуем?
Дети: Воздух.
Отдаем Хрюше шарик.
Хрюша: Спасибо, ребята. Вы такие умные. Вы много знаете о воздухе? (Да)
Я ничего не знаю. Мне так грустно от этого. Я тоже хочу узнать побольше о воздухе и рассказать об этом своим друзьям. Вы мне поможете, ребята, расскажите про воздух (Да)
Воспитатель: Хрюша, ребята тебе не только расскажут о воздухе, но и покажут эксперименты с воздухом и попробуют нарисовать при помощи воздуха. Согласны, ребята? (Да) Садись, Хрюша, поудобнее, смотри и слушай. Усаживаем Хрюшу.
Воспитатель: Ребята, вы уже сказали, что в шарике воздух. Как он попадает в шарик?
Дети: Мы его выдыхаем.
Воспитатель: Откуда же мы берем воздух? (Он вокруг нас)
Воспитатель: Правильно, молодцы, воздух нас окружает. Мы им дышим. Давайте мы вместе с вами вдохнём воздух через нос и выдохнем его через рот в ладошку. Что вы почувствовали?
Дети: Ветерок.
Воспитатель: А ветерок – это что? \Движение воздуха
Воспитатель: Воздух изо рта передвинулся к вам на ладонь. Воздух движется. Давайте попробуем еще раз выдохнуть на ладошку. Почувствовали, как воздух движется. Возьмите веера, помашите друг на друга. Что почувствовали? \Ответы детей
Воспитатель: Ребята, воздух движется. Когда он движется, мы чувствуем ветер. Карточку со схематическим изображением ветра на доску для Хрюши.
Воспитатель: Ребята, воздух можно увидеть? \Ответы детей
Воспитатель: Если вы его не видите, значит, он какой?
Дети: Невидимый, прозрачный.
Воспитатель: А ты, Ильдар как думаешь? А ты, Даша? Карточку со схематическим изображением прозрачности воздуха на доску.
Воспитатель: Ребята, что можно сделать, чтобы увидеть воздух? (дети предлагают варианты)
Воспитатель: Давайте всё-таки попробуем решить эту проблему. Пройдите, пожалуйста, к столикам, возьмите на салфетке шарик и надуйте его. \Дети надувают шарики\.
Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте опустим шарик отверстием вниз в тазик с водой и разожмем пальчики медленно. Ой! Что это появляется в воде?
Дети: Пузырьки.
Воспитатель: А откуда они берутся?
Дети: Из шарика выходит воздух.
Воспитатель: Ребята, почему пузырьки воздуха поднимаются вверх, а не опускаются на дно тазика? \ответы детей\
Воспитатель: Правильно, воздух легкий, он легче воды. А сейчас давайте с вами проведем опыт, возьмем камушки и бросим в воду. Леня, принеси, пожалуйста, нам из лаборатории камни, бросайте, что вы видите? (Утонули)
Воспитатель: Да, камушки утонули, а почему?
\ответы детей
Воспитатель: Посмотрите на весы. Сначала я положу на них шарик с воздухом. Стрелка отклонилась? (Нет) Теперь я положу камень, что произошло? /Ответы детей
Воспитатель: Молодцы, правильно, камушек тяжелый, поэтому стрелка на весах отклонилась, а шарик легкий, поэтому стрелка не изменила своего положения. Карточку со схематическим изображением легкости воздуха на доску.
Воспитатель: Ребята, для чего нам нужен воздух? \Дети высказывают свои мнения.
Вы можете обойтись без воздуха?
Воспитатель: Ребята мы с вами выяснили, что мы, люди, дышим воздухом. А кому ещё нужен воздух?
Дети: Животным, птицам, растениям, насекомым, рыбам.
Воспитатель: ребята, а как вы думаете, в земле есть воздух? (ответы детей). А как же под землей живут насекомые и животные (например, дождевые червяки и крот).
Воспитатель: а вот сейчас мы это и выясним.
Воспитатель опускает кусочек земли в воду, оттуда идут пузырьки, это воздух выходит из земли.
Воспитатель: Ребята, а если бы вам надо было нарисовать пузырьки воздуха, что бы вы нарисовали на листочке бумаги?
Дети: Кружочки.
Воспитатель: Вы очень наблюдательны.
Воспитатель: Ребята, и я предлагаю вам нарисовать с помощью воздуха волшебные шары. Садитесь за столы, перед каждым из вас стоит стакан с мыльной разноцветной водой и лежит трубочка, нужно взять трубочку, опустить ее в стакан и подуть, как вы думаете, что произойдет?
\ответы детей\.
Воспитатель: Правильно, воздух будет подниматься наверх пузырьками, потому что воздух легкий, и у вас на поверхности стакана появятся разноцветные пузырьки, затем нужно поднести к стакану листок бумаги и приложить к краям стакана и прижать. После того как вы закончите рисовать, протрите пожалуйста руки влажной салфеткой.
\Дети рисуют под музыку воздуха\.
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, какие красивые воздушные шары у вас получились, давайте дорисуем к ним ниточки фломастерами и подарим наши рисунки Хрюше, а он отнесет их своим друзьям и расскажет им всем о наших экспериментах с воздухом.
\Дети дарят рисунки Хрюше\.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами рассказали Хрюше много интересного о воздухе. Узнали, что вокруг нас есть …. (воздух). - Он какой?.
\ответы детей\.
Воспитатель: Молодцы, правильно – воздух невидимый, лёгкий, движется, его можно почувствовать, им можно рисовать.
Воспитатель: Хрюша принес нам кораблики в подарок. Каких цветов? (Синие и желтые)
Рефлексия: понравилось – синий, нет – желтый.
Воспитатель: Опускаем кораблики в воду. Поплыли они? (Нет) Что надо сделать, чтобы они поплыли?
Дети: Подуть. \Дети дуют\.
Воспитатель: Вот и поплыли наши кораблики.