Наталья Быкова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по краеведению в старшей группе «В гостях у ложки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» в старшей группе.
Тема: «В гостях у Ложки».
Цель: приобщение детей к культуре народов Урала.
Задачи:
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по краеведению в старшей группе „В гостях у ложки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Мой край, мой город. Краеведение
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Образовательная область «Познание»-продолжать обогащать представления о мире предметов и умение определять материалы, из которых они сделаны, и их классифицировать, формировать элементарные представления об истории появления предметов, а именно – ложки. Расширять представления детей о профессиях.
Образовательная область «Художественное творчество»- продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закрепить и углубить знания об Уральской росписи, учить использовать её элементы для украшения предметов утвари; развивать детское творчество, воображение; формировать умение видеть красоту.
Образовательная область «Музыка»- обогащать музыкальные впечатления; знакомить с образцами русского народного музыкального фольклора; развивать чувство ритма и умение исполнять простейшие мелодии на музыкальных инструментах - ложках.
Образовательная область «Социализация»- формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми в различных видах деятельности; продолжать воспитывать любовь к «малой Родине»;
Образовательная область «Физическая культура»- развивать двигательную активность во время физкультурных минуток и игр малой подвижности.
Образовательная область «Труд» - продолжать расширять представления о труде взрослых, познакомить с профессией – мастер по росписи посуды.
Образовательная область «Коммуникация»- развивать диалогическую и монологическую речь в различных формах и видах детской деятельности.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»- продолжать формировать интерес к малым народным формам фольклора.
Виды детской деятельности.
• Игровая;
• Коммуникативная;
• Продуктивная;
• Музыкально – художественная;
• Чтение.
Предварительная работа:
• Заучивание пальчиковой гимнастики
• Создание «Мини-музея ложки»
• Просмотр альбома «Дары Урала», «Музыкальные инструменты»
• Дидактическая игра «Из чего сделаны предметы»
• Опыты: тонет-не тонет, нагревается-не нагревается, тяжелее-легче
• Дидактическая игра «Профессии»
• Альбомы «Народные промыслы», «Уральская роспись»
Планируемый результат: расширены знания о культуре Урала: о предметах (кухонной утвари, ремеслах предков, народных промыслах; использует элементы Уральской росписи в продуктивной деятельности.
Материалы: ложки из разных видов материала, заготовки ложек из картона, краски, тонкая кисть для росписи.
Оборудование:
• Мультимедийное оборудование
• Изделия народных промыслов: хохлома (посуда, дымковская игрушка, гжель (посуда)
• Выставка «Мини-музей ложки»
• Дидактическая игра «Узнай роспись»
• Иллюстрации посуды с Уральской росписью
• Краски, кисти, заготовки ложек из картона
• Аудиозапись на мотиврусской народной песни «Ах вы сени» с использованием игры на ложках.
ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Посмотрите, я сегодня Вам принесла «Волшебный мешочек», а чтобы узнать, что в нем, вам предстоит отгадать загадку.
Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду –
Мимо рта я не пройду.
(Ложка)
Воспитатель:Правильно, это ложка! (слайд №1) А для чего нужна ложка? (ответы детей) А вы знаете, кто и когда придумал ложку? (ответы детей)
Воспитатель:Это было давным-давно, когда одному умному и находчивому древнему человеку пришла в голову мысль, что зачерпывать пищу из горшка гораздо удобнее, чем доставать руками или пить через край. Первую свою ложку древний человек вытесал из камня. Она была тяжелая и неровная. (слайд №2) Потом человек придумал сделать ложку из кости животного. Она уже была более гладкая и легкая. (слайд №3) К тому же не обжигала губы во время еды, как это случалось с каменными ложками.
Воспитатель: Мы создали с вами в группе мини-музей ложки, где собрали большое количество экспонатов разновидностей ложек. Из каких материалов сегодня изготавливают ложки?
Дети:(ответы детей) Металл, дерево, серебро, пластик, алюминий (обратиться к мини-музею)
Воспитатель:Прошло много лет и человек решил, что деревянная ложка - самая удобная. А почему?
Дети: (ответы детей) Не обжигает губы и язык, не нагревается, легкая, красивая, удобная…
Воспитатель:Деревянные ложки до сих пор живут у нас дома – украшают его, и некоторые хозяйки даже пользуются ими. Я вот, например, пользуюсь деревянной ложкой, когда делаю заготовки на зиму – варенье я только ей мешаю. А у вас есть дома деревянные ложки и как вы их используете? (ответы детей) Посмотрите: эта ложка для компота, потому что она с дыркой посередине, а вот эта для ухи – черпак - она большая. Самое подходящее дерево – липа. Почему липа спросите вы? Потому что она полуалась легкая и прочная. (слайд №4)
Ребята, а сейчас мы поиграем в игру с мячом «Говорилка» ( цель: образование прилагательных от существительных). Я бросаю вам мячи говорю название дерева, а вы придумываете, как будет называться ложка из этого материала и бросаете мяч мне обратно.
• Дуб – дубовая ложка
• Береза -….
• Сосна - …
• Ива - …
• Ель - …
• Тополь - …
• Кедр -…
• Рябина - …
• Осина - …
• Клен - …
Воспитатель: Посмотрите, на столе находятся музыкальные инструменты, назовите их.
Дети: Колокольчик, ложки, маракас, трещотка, бубен.
Воспитатель:Какой из музыкальных инструментов здесь лишний?
Дети:Колокольчик, потому что он сделан не из дерева.
Воспитатель:Зато, здесь есть ложки, на которых мы умеем играть. Как называются музыканты, которые играют на ложках? (ложкари) (слайд №5) В России музыканты-ложкари играют, постукивая ложками друг об друга под задорную, плясовую мелодию.
(дети играют на ложках и поют. Муз. И. Тимичевой)
Думал, ложкой щи хлебают.
Ложками давно играют!
Эй, бегите все скорей!
Здесь ансамбль ложкарей!
Воспитатель: Ребята, а в каких профессиях ложка является необходимым предметом? (ответы детей) Пришла пора поиграть в игру на внимание: Я сейчас буду перечислять профессии, а вы, если услышите профессию, в которой не используют ложки, должны хлопнуть в ладоши. Условие понятно? Приготовили ладоши и включили своё внимание!
Повар, официант, водитель, кондитер, стюардесса, проводник в поезде, продавец, помощник воспитатель (няня, учитель, пекарь, космонавт.
Воспитатель: Посмотрите на выставку народных промыслов. С какими вы уже знакомы?
Дети: Дымковская игрушка, хохлома, гжель.
Воспитатель: А какой росписью расписан этот разнос? (Уральской) А как вы догадались? (ответы детей) Правильно, посмотрите на слайд (слайд №6 и7) и вы увидите посуду, расписанную Уральской росписью: это необычайно красивые цветы, бутоны, листики и травинки, а еще ягодки. Ложки на Руси делали с выдумкой. Расписные, вырезные, в разных краях были свои ложки, не похожие на другие. На круглых хохломских ложках рисовали красными, черными, золотистыми красками диковинные цветы, веточки и ягоды (слайд №8) Уральская ложка с удлиненным, плоским черпачком в виде яйца. (слайд №9) И сегодня мы тоже почувствуем себя мастерами по росписи посуды, а расписывать будем ложки по-уральски. Но сначала приготовим наши пальчики:
(пальчиковая гимнастика)
Кто у нас любимый самый?
- Ложку первую за маму,
А вторую за кого?
- Да за папу твоего,
За кого же третью ложку?
- За веселую матрешку,
Съешь за бабу,
Съешь задеду,
За мальчишку - за соседа,
За подружек и друзей,
Съешь побольше, не жалей!
Съешь за праздник, шумный, яркий,
За гостей и за подарки,
За котёнка, за Тимошку,
Эту маленькую ложку,
И за рыжего кота,
Вот тарелка и пуста!
Воспитатель: А теперь приступайте к творчеству, создавайте свои узоры на ложках, опираясь на Уральскую роспись. А подсказкой будет слайд с элементами росписи.
(самостоятельная продуктивная деятельность детей, сопровождается народной музыкой, в которой звучат ложки)
Воспитатель: Свои работы мы поместим на нашу выставку в «Мини-музей ложки». Раньше на Руси в гости ходили только со своими ложками, и даже считалось за оскорбление, если ты пришел в гости без неё.У бедных людей была деревянная ложка, спрятанная за пояс, а у богатых и зажиточных – позолоченная или серебряная, которую прятали в футляр. (слайд №10) И поэтому я закончу наше удивительное путешествие русской народной пословицей «Запасливый гость без ложки не ходит».