шилова оксана
Конспект занятия «Народные традиции и обычаи» в средней группе
▼ Скачать
Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение
Средняя Образовательная Школа №58
дошкольное отделение
Воспитатель:
Шилова Оксана Васильевна
г. Тюмень, 2023
Цель: приобщение детей к истокам русской культуры; закрепление знаний детей о жизни, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям; уточнение представления детей о разных формах русского фольклора (загадки, пословицы, народная игра); обогащение словарного запаса: ухват, кочерга, изба; создание благоприятной среды для детского творчества. Способствовать формированию умения детей отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать эмоциональные состояния персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности- мимику, жест (улыбается, делает испуганное лицо, качает головой ит. д.)
Публикация «Конспект занятия „Народные традиции и обычаи“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Задачи:
Закрепить знания детей о народных традициях и обычаях на Руси
Обогащать речь детей на тему домашней утвари и обихода славян, развивать умение поддерживать беседу.
развивать инициативу, стремление выражать своё отношение к окружающему.
Продолжить обогащать представление о народных играх.
Развивать интерес к сказкам, учить инсценировать сказку
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта.
2. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, хороводов.
3. Чтение русских народных сказок.
4. Знакомство с русскими народными играми.
5. Презентация «Русская изба» с предметами быта (печь, старинная посуда, самовар, чугунок, и т. д.); русский народный костюм для хозяйки
Ход занятия
Орг. момент.
Светит солнышко в окошко
светит в нашу комнату,
мы захлопаем в ладоши
очень рады солнышку.
Воспитатель: Ребята, я хочу сегодня с вами
продолжить разговор о нашей стране.
Скажите, как называется наша страна, в которой мы живем?
(Ответы детей)
Россия – страна очень большая и красивая.
Воспит. а как называлась Россия в древние времена?
Дети. А в древние времена она называлась не Россия,
а Русь, и люди, жившие в ней, назывались русичи
Воспитатель: Ребята, скажите, а почему Русь называли деревянной?
(Ответы детей.)
Давным-давно на Руси люди строили себе жильё
только из дерева. Такие дома назывались избами.
Все избы были нарядными, словно русские красавицы.
Все украшения в избе тоже были деревянными.
И всё, что находилось в избе, делалось из дерева:
и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.
Воспитатель: Русские люди всегда славились гостеприимством.
Гость на порог — хозяину радость. А гостей принято угощать.
Гостей встречали хлебом-солью и говорили:
Милости просим проходите.
Воспитатель: Ребята, а, что же в избе было самым главным?
Дети: «Русская печь».
Воспитатель: Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.
Воспитатель: Чем же могла печь накормить своих хозяев?
Есть такие слова, он всему голова,
Хрустящей корочкой одет,
Вкусный, чёрный, белый (хлеб)
В печке пекли хлеб, готовили еду-щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Но для того, чтобы приготовить в печке еду, нужна была специальная посуда.
Дети: чугунок.
Воспитатель: Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. ухват.
Воспитатель: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей. и Кочерга,
Воспитатель: А какие ещё предметы домашнего обихода вы помните в русской избе, мы с вами рассматривали?
люлька, деревянная посуда
Воспитатель. Ребята, кто помнит традицию с деревянной ложкой?
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит»
Воспитатель: А после сытного обеда или ужина русичи выходили на улицу в игры поиграть или на карусели покататься. Давайте же и мы с вами поиграем в русскую народную игру «Хоровод».
Подвижная игра «Хоровод» под русскую народную хороводную песню.
Воспитатель: Ребята, а ещё любили на Руси сочинять сказки. Они и назывались русские народные сказки. А какие вы знаете сказки?
(Ответы детей.)
Воспитатель. Я сейчас предлагаю вам посмотреть Р. Н. С. «Теремок».
Я сегодня буду сказочницей, а вы зрители.
Инсценировка сказки «Теремок»
Мышка-Василиса,
Лягушка-Андрей
Зайчик-Вера
Волк-Артём
Лиса-Таисия
Медведь-Архип
Воспитатель: вот и сказочке конец, а кто слушал Молодец!