Екатерина Халтурина
Конспект наблюдения в средней группе «Прогулка по зимней «экологической тропе»
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила:воспитатель МАДОУ «Детский сад №4» Автозаводского района
Халтурина Е. В.
Цель: обобщение знаний детей об объектах экологической тропы в зимний период.
Задачи:
Обучающие: формировать умение замечать сезонные изменения в природе; узнавать деревья по одному-двум характерным признакам; закреплять знание об особенностях внешнего облика птиц.
Развивающие: развитие интереса к природе и наблюдательности.
Публикация «Конспект наблюдения в средней группе „Прогулка по зимней „экологической тропе“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние прогулки и наблюдения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе; продолжать учить детей заботиться о птицах, которые живут рядом с нами.
Предварительная работа:
Цикл наблюдений за деревьями в зимний период : за березой, рябиной, тополем. Организация наблюдений за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь).
Изготовление кормушек и подкормка птиц на участке детского сада; изготовление зерновых палочек для птиц ( состав: мука, вода, желатин, зерновая смесь для птиц: пшено, пшеница, просо, семечки, гречка, проволока для основы).
Беседы с детьми «Зимующие птицы», «Какие птицы прилетают на участок», «Как птицы кормятся на кормушке?», «Какой снег и сколько его на участке?», «Какие звуки издают птицы?», «Деревья экологической тропы».
Знакомство с новым словом «оберег», «красногрудый» и его значением.
Рассматривание иллюстраций, картин «Зимующие птицы», «Деревья», «Зима», «Времена года».
Заучивание примет о рябине, чтение стихов «Снег» А. Барто, «Дуют ветры…» А. Кольцов, «Воробышки» В. Звягиной.
Проведение подвижных игр «Птички и кот», «Мы веселые ребята», «Топ, топ ножки шагают по дорожке».
Д/ и: «Помоги природе», «Угадай дерево», «Экологическое лото».
Просмотр телепередачи «Шишкин лес» : «Птицы зимой», «Чем кормить птиц?», «Неперелетные птицы», «Смешанные леса», «Зачем деревьям кора».
Ввести в активный словарь:
- существительные: зима, февраль, снег, лед; ворона, снегирь, корм, помощь.
- прилагательные: красные, высокий, раскидистый, сухие, белый, грязный; голодные,
- глаголы: кормить, клевать.
Ввести в пассивный словарь: белоствольная.
Подготовка к прогулке : ноутбук, проектор, экран.
Выносной материал: сумка на ремне, зерновые палочки, фотоальбом с изображением птиц, маска лисы.
Ход прогулки
В группе раздается громкий телефонный сигнал.
Воспитатель: Ой, ребята, мне на телефон пришло видео-сообщение от Лесовичка. Давайте вместе с вами посмотрим.
(Воспитатель включает проектор).
На экране появляется Лесовичок, который приглашает ребят в гости на зимнюю экологическую тропу.
Сообщение - Лесовичка: «Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Да, я Старичок – Лесовичок –хозяин экологической тропы вашего детского сада. Давно вы ко мне не приходили в гости. Сильные морозы, метели не давали нам встретиться. А сегодня хороший солнечный день. Приглашаю вас к себе в гости посмотреть и полюбоваться природой, подышать свежим воздухом. Я буду рад встречи с вами!».
Воспитатель: Ну что ребята, вы готовы к прогулке по зимней экологической тропе вместе с Лесовичком?
Мы снимаем тапки,
Надеваем шапки,
Шарфики, штанишки,
Сапоги, пальтишки,
Надеваем куртки –
Готовимся к прогулки!
(Дети совместно с воспитателем подготавливают выносной материал и идут в приемную, одеваются на прогулку)
Воспитатель: Посмотрите ребята вокруг. Какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Назовите мне признаки зимы?
Дети: Везде лежит много снега, все белым бело, деревья укутаны снегом, на улице холодно.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это за дерево?
Дети: Береза.
Воспитатель: Правильно, береза. А как вы определили, что это береза?
Дети: Березу можно узнать по цвету ствола: белоствольная с темными черточками, а на веточках висят сухие плоды «сережки».
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно описали дерево. А рядом с березой какое дерево?
Дети: Тоже береза.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на деревья, вокруг деревьев и под ними? Одинаковые ли они?
Дети: Под первой березой снег белый, мусора нет, а под второй очень много мусора, снег грязный.
Воспитатель: Почему под деревом столько много разбросано семян? Откуда он взялся? Что здесь произошло?
Дети: Птички клевали плоды дерева, а мусор бросали на землю.
Воспитатель: Давайте подойдем поближе и рассмотрим.
(На улице возле березы ребята встречают Лесовичка.)
Лесовичок: Здравствуйте ребята, как я рад вас видеть. Давно вы меня не навещали. Только одни вороны в гости и прилетают. Слышал я что вы говорите о моих деревьях. Да, птицам зимой очень трудно найти корм. Ребята, а вы знаете почему?
Дети: Холодно зимой, везде лежит снег, и птицам тяжело найти себе корм.
Воспитатель: Лесовичок, мы с ребятами каждый день выходим на прогулку и обязательно берем с собой лакомство для птичек. И сегодня мы с ребятами взяли с собой зерновые палочки, что бы угостить птичек. Ребята, давайте повесим угощение на веточки березы.
(Дети с помощью воспитателя вешают лакомство на дерево).
Лесовичок: Ой, ребята, какие вы заботливые, не бросаете в беде пернатых друзей. Я думаю, птицам понравится ваше угощение. Пойдемте, я покажу вам мое следующее дерево.
(Дети идут по тропе к рябине).
Вы угадали это дерево? Как оно называется?
Дети: Рябина.
Воспитатель: А как вы определили, что это рябина?
Дети: На веточках висят красные ягоды.
Воспитатель: Кто больше всего любит лакомится ягодами рябины?
Дети: Ягоды рябины очень любят снегири и свиристели.
Лесовичок: Ох, я уже и забыл, как они выглядят. Уже больше года они не прилетают на мою рябину.
Воспитатель: Лесовичок, не огорчайся, мы сегодня на прогулку взяли фотоальбом с зимующими птицами. Мы тебе покажем и расскажем о них.
Воспитатель достает из сумочки фотоальбом, показывает птицу снегирь
Что это за птица?
Дети: Снегирь.
Воспитатель: А как вы определили, что это снегирь?
Дети: У снегиря красная грудка.
Воспитатель: А это что за птица?
Дети: Свиристель.
Воспитатель: Как вы определили?
Дети: У свиристели на голове красивый хохолок. На крыльях яркие желтые перышки.
Лесовичок: Спасибо вам, вспомнил я как они выглядят. Надеюсь, что они прилетят на мою рябину. Ребята, а вы знаете что рябина считается оберегом от различных бед и несчастий. С рябиной связано много народных примет: по тому, как она обильно цветет, определяли раньше погоду, каков урожай овощей и хлебов ожидает. А вы знаете приметы о рябине?
Дети: Если уродиться рябина – рожь будет хорошая.
В лесу много рябины – осень будет дождливой.
Если на рябине листья завянут и останутся на зиму, то будут сильные морозы.
Лесовичок: Как много примет вы знаете и правда, зима в этом году морозная, снежная. Я немного замерз. А вы не замерзли?
Воспитатель: Давайте поиграем вместе с Лесовичком в игру: «Лиса и птички». Вы помните правила игры?
Дети: Да, за чертой домик птичек, а в кругу сидит лиса. Нужно не попасться лисе.
Воспитатель: Давайте, с помощью считалки определим, кто будет у нас Лисой. Кто знает считалку?
Ребенок: Ра, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела!
(лиса располагается по одну сторону от черты в кругу, птички на другую сторону)
Воспитатель: «Скачут птички, невелички, вот какие птички, скачут, веселятся и лисички не боятся» во время этих слов дети бегают в рассыпную около Лисы.
Дети: «Эй, лисичка, выбегай, поскорее догоняй», лиса начинает ловить птичек.
Лесовичок: Какая веселая игра, я согрелся, мне стало тепло. А отгадывать загадки вы любите?
Дети: Да.
Лесовичок: У него в июне с веток
Теплым снегом пух летит.
В сентябре он желтый, светлый-
Словно солнышко блестит!
Дети: Тополь.
Лесовичок: Ребята, вы знаете где на моей экологической тропе находиться тополь?
Дети: Да. Он встречает нас у входа в детский сад.
Лесовичок: Давайте пройдем к нему. Только путь к нему не простой. Вам нужно пройти по извилистой, цветной дорожке.
Воспитатель: Ребята, дорожка узкая нам надо построиться в одну колонну.
(Дети идут по извилистой дорожке с высоким поднимание колена).
Топ, топ ножки
Шагают по дорожке.
Дорожка кривая –
Ни конца, ни края.
Мы идем, идем, идем
И ничуть не устаем.
Так шагают ножки
По кривой дорожке.
Топ, топ, еще топ.
А потом все вместе – стоп!
Воспитатель: Ребята, что вы можете сказать о тополе? Какое оно?
(дети рассматривают ствол дерева)
Дети: Тополь высокое дерево. У тополя раскидистые ветви. На стволе глубокие морщины.
Лесовичок: Да, все правильно, много знаете о деревьях, но еще ребята, тополь очищает воздух от городского дыма и пыли. Мне с вами очень интересно. Но меня ждет много дел. Пора иди осматривать тропу, не случилось ли что во время моего отсутствия? До свидания ребята. Приходите ко мне еще в гости.
Дети: До свидания.
Воспитатель сажает Лесовичка возле дерева.
Воспитатель: Спасибо тебе Лесовичок за прекрасную и интересную прогулку.
Рефлексия:
Ребята, вам понравилась прогулка по экологической тропе? К кому мы в гости приходили? Что показывал нам Лесовичок? Про каких птиц мы с вами говорили? В какие игры играли? Что вам понравилось больше всего на прогулке?