Светлана Владимирова
Конспект занятия по теме «Космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Сформулировать представление детей о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов и людей, связанных с космонавтикой и освоением космоса.
Задачи:
«Познавательно-речевое развитие»
• Расширять, уточнять и активировать словарь по теме «Космос»;
Темочки:
• Развивать навыки речевого общения, связанной речи, зрительного восприятия и внимания, мышления, творческого воображения;
• Продолжать формировать представление детей о природе как о едином целом, формировать у них представление о строении Солнечной системы, о звезде, планете, спутнике, космонавтике, МКС; рассказать о великих русских ученных К. Э. Циолковском, С. П. Королеве, о подвиге Ю. А. Гагарина.
«Физическое развитие»
• Развивать общую моторику, координацию речи с движением;
• Коррекция осанки.
«Социально-личностное развитие»
• Расширять представление детей значении труда взрослых;
• Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.
«Художественно-эстетическое развитие»
• Вызвать интерес и создать условия для передачи детьми своих представлений о космосе средствами художественно-продуктивной деятельности;
• Развивать творческое воображение.
Материал:Иллюстрации по теме «Космос», фотографии ученых, конструкторов, космонавтов, ракет, космических спутников. Схема строения Солнечной системы. Картинки с изображением летательных аппаратов, в том числе космических. Игрушки для эксперимента. Картина В. М. Каратая «Строительство космической станции». Контейнеры с цветными карандашами, листы бумаги, соленное тесто, восковый пластилин.
Предварительная работа:Рассматривание картинок в любой детской энциклопедии, слайдов с изображением звездного неба, Луны, Млечного пути, некоторых созвездий. Разучивание упражнения «Ракета».
Цель: Сформулировать представление детей о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов и людей, связанных с космонавтикой и освоением космоса.
Задачи:
«Познавательно-речевое развитие»
• Расширять, уточнять и активировать словарь по теме «Космос»;
• Развивать навыки речевого общения, связанной речи, зрительного восприятия и внимания, мышления, творческого воображения;
• Продолжать формировать представление детей о природе как о едином целом, формировать у них представление о строении Солнечной системы, о звезде, планете, спутнике, космонавтике, МКС; рассказать о великих русских ученных К. Э. Циолковском, С. П. Королеве, о подвиге Ю. А. Гагарина.
«Физическое развитие»
• Развивать общую моторику, координацию речи с движением;
• Коррекция осанки.
«Социально-личностное развитие»
• Расширять представление детей значении труда взрослых;
• Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.
«Художественно-эстетическое развитие»
• Вызвать интерес и создать условия для передачи детьми своих представлений о космосе средствами художественно-продуктивной деятельности;
• Развивать творческое воображение.
Материал:Иллюстрации по теме «Космос», фотографии ученых, конструкторов, космонавтов, ракет, космических спутников. Схема строения Солнечной системы. Картинки с изображением летательных аппаратов, в том числе космических. Игрушки для эксперимента. Картина В. М. Каратая «Строительство космической станции». Контейнеры с цветными карандашами, листы бумаги, соленное тесто, восковый пластилин.
Предварительная работа:Рассматривание картинок в любой детской энциклопедии, слайдов с изображением звездного неба, Луны, Млечного пути, некоторых созвездий. Разучивание упражнения «Ракета».
Цель: Сформулировать представление детей о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов и людей, связанных с космонавтикой и освоением космоса.
Задачи:
«Познавательно-речевое развитие»
• Расширять, уточнять и активировать словарь по теме «Космос»;
• Развивать навыки речевого общения, связанной речи, зрительного восприятия и внимания, мышления, творческого воображения;
• Продолжать формировать представление детей о природе как о едином целом, формировать у них представление о строении Солнечной системы, о звезде, планете, спутнике, космонавтике, МКС; рассказать о великих русских ученных К. Э. Циолковском, С. П. Королеве, о подвиге Ю. А. Гагарина.
«Физическое развитие»
• Развивать общую моторику, координацию речи с движением;
• Коррекция осанки.
«Социально-личностное развитие»
• Расширять представление детей значении труда взрослых;
• Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.
«Художественно-эстетическое развитие»
• Вызвать интерес и создать условия для передачи детьми своих представлений о космосе средствами художественно-продуктивной деятельности;
• Развивать творческое воображение.
Материал:Иллюстрации по теме «Космос», фотографии ученых, конструкторов, космонавтов, ракет, космических спутников. Схема строения Солнечной системы. Картинки с изображением летательных аппаратов, в том числе космических. Игрушки для эксперимента. Картина В. М. Каратая «Строительство космической станции». Контейнеры с цветными карандашами, листы бумаги, соленное тесто, восковый пластилин.
Предварительная работа:Рассматривание картинок в любой детской энциклопедии, слайдов с изображением звездного неба, Луны, Млечного пути, некоторых созвездий. Разучивание упражнения «Ракета».
Ход занятия
Организационный момент.
(Воспитатель приглашает детей сесть за стол).
Воспитатель:Ребята, какой праздник отмечает наша страна 12 апреля?
Дети: День космонавтики.
Воспитатель:Правильно. Почему этот праздник так называется?
Дети: Это праздник космонавтов.
Воспитатель:Это праздник не только космонавтов, но и тех, кто участвует в разработке, строительстве и испытании космических ракет, спутников, всей космической техники.
Отгадывание загадки.
Воспитатель: А теперь попробуйте отгадать мою загадку:
Угли пылают – совсем не достать.
Ночью их видно, а днем не видать.
Что это?
Дети: Это звезды!
Воспитатель: А как в догадались?
Дети: Звезды ярко горят, но днем их не видно.
Воспитатель:Такие вы сообразительные, ребята. Молодцы!
С древности люди наблюдали за небом, звездами, хотели узнать, что же такое звезды, почему они такие яркие. Ученные придумали специальные приборы – телескопы, чтобы наблюдать за звездами. Из этих наблюдений люди узнали, что кроме Земли существуют и другие планеты. Какие планеты вы, ребята, знаете?
Дети: Луна, Меркурий, Марс, Венера и др.
Воспитатель:Правильно. Земля – планета, на которой мы живем. Космонавты, видевшие Землю с большого расстояния, говорят, что она очень красивая – яркий голубой шар, покрытый белыми облаками. Земля летит вокруг Солнца, а вокруг него кружатся еще семь планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун – наши соседи по космосу.
(Воспитатель вместе с детьми рассматривает Солнечную систему).
Воспитатель:Ребята, а вы знаете, что космос – это пустое пространство, там нет вообще ничего: ни воздуха, ни воды, ни земли… Как вы думаете, как можно перемещаться по космическому пространству?
Дети: На ракете.
Воспитатель:Какие вы молодцы, ребята! Конечно же на космическом корабле или ракете. А еще по космосу могут перемещаться такие космические летательные аппараты как космические спутники и космические станции.
(Воспитатель предлагает рассмотреть изображение космического корабля, космического спутника, космической станции).
Рассказ воспитателя.
Спутники выполняют много полезных дел. Астрономические спутники наблюдают за планетами, звездами, галактиками. Биоспутники предназначены для проведения научных опытов с живыми организмами: микробами, растениями, животными. Спутники связи нужны для передачи радиосигналов, чтобы люди могли общаться на расстоянии. Спутники помогаю предсказывать погоду, составлять точные географические карты, передавать телевизионные программы и еще многое другое.
Воспитатель:Ребята, а вы знаете, кто изобрел эти летательные аппараты?
Дети: (Если ребята затрудняются, воспитатель подсказывает) Ракету Константин Эдуардович Циолковский, а космический спутник – Сергей Павлович Королев.
(Воспитатель показывает портреты великих ученых).
Воспитатель:Русский ученный К. Э. Циолковский – великий ученый и мечтатель, более ста лет назад придумал, как можно осуществить космический полет ракеты. Он изобрел особенную ракету, которая заправлялась жидким топливом. Топливо сгорает, и образуются огненные газы, которые с большой скоростью вырываются из трубы – сопла позади ракеты. Газы летят назад, а ракета вперед, то есть газы толкают ракету.
(Показ слайдов с запуском ракеты).
Эксперимент с игрушками.
(Воспитатель предлагает подбросить детям игрушки вверх, те падают на пол. Повторяют несколько раз).
Воспитатель:Ребята, почему игрушки всегда падают вниз?
(Дети высказывают свои предположения).
Воспитатель:Земля, как магнит, притягивает все, что находится на ней и вблизи нее. К. Э. Циолковский рассчитал, с какой скоростью должна лететь ракета, чтобы преодолеть силу земного притяжения и вырваться в космос.
Рассказ воспитателя
Первые в мире космические ракеты и спутники построил инженеры-конструкторы и рабочие нашей страны. Главным конструктором был выдающийся академик, ученый Сергей Павлович Королев. С ним работали такие талантливые конструкторы как Валентин Петрович Глушко и Алексей Михайлович Исаев. Благодаря им были созданы мощные ракеты, которые внесли в космос первый искусственный спутник, первый корабль с человеком на борту, автоматические межпланетные станции «Луна», «Марс», «Венера».
(Воспитатель показывает портреты ученых-конструкторов и созданные космические аппараты).
Воспитатель:Ребята, а вы знаете кто первым полетел в космос?
Дети: Космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.
Воспитатель:Правильно. Но первыми космическими путешественниками все же были не люди, а собаки по кличке Лайка, Белка и Стрелка. (Показ фотографий собак-«космонавтов»). С помощью животных-«космонавтов» ученные-врачи изучали как необычные космические условия действуют на живые организм.
Рассказ воспитателя
Условия на борту космического корабля совсем не такие как у нас на Земле. Когда ракета поднимается и набирает скорость, находящиеся в нем живые существа ощущают сильную тяжесть во всем теле – перегрузки (Помните наш эксперимент с игрушками? Это Земля не хочет отпускать от себя, притягивает к себе). А когда корабль уже вышел в космос, на орбиту вокруг Земли, двигатели выключаются, наступает невесомость – тело и любой предмет могут летать внутри корабля. Обедать в невесомости очень не просо. Жевать пищу надо только с закрытым ром. Разговаривать нельзя, иначе крошки хлеба, каша вылетят изо рта и будут плавать перед носом. Поэтому еду и напитки космонавтам упаковывают в специальные трубы, похожие на большие тюбики зубной пасты. Для того чтобы поспать в космосе, надо пристегнуться ремнями, просунуть под них руки. Без этого тело человека будет летать по кабине, а руки, если их не закрепить, будут болтаться и мешать спать.
(Рассказ воспитателя сопровождается показом картинок).
Подвижная игра «Невесомость».
(Воспитатель предлагает детям выйти на ковер).
Ребята, все движения в невесомости замедленные и плавные. Попробуйте изобразить, как двигаются космонавты в невесомости.
(Дети изображают движения в невесомости).
Игровое упражнение «Старт корабля».
Воспитатель:Ребята, вы хотели бы отправиться в космическое путешествие?
(Ответы детей).
Воспитатель:Как вы думаете, что нужно взять с собой в это путешествие?
Дети: Ракету, скафандр, воздух, еду, воду и пр.
Воспитатель:Уважаемые пассажиры, займите места в кабине космического корабля. Сейчас наш корабль отправится в полет. Во время полета мы увидим космическую станцию и космонавтов.
(Дети садятся на стульчики, вокруг которых лежит яркий канат, обозначающий контур «космического корабля»).
Воспитатель:Отправляемся в полет. Ключ на старт!
Дети: Есть ключ на старт!
Воспитатель:Пуск!
Дети: Есть пуск!
Воспитатель: Подъем!
Дети: Есть подъем!
Воспитатель:Одна минута – полет нормальный. Две минуты – полет нормальный. Три минуты – полет нормальный.
Рассматривание картины «Космонавты» и беседа о ней.
Воспитатель:Уважаемые пассажиры, посмотрите, пожалуйста, в иллюминаторы. Кого вы там видите?
Дети: Мы видим космическую станцию и космонавтов.
Воспитатель:Верно. Это действительно космическая станция. Ее еще называют орбитальной, потому что она находится на земной орбите и с огромной скоростью движется вокруг Земли. Космонавты вышли из орбитальной станции в открытый космос. Что делают космонавты?
Дети: Они работают в открытом космосе.
Воспитатель:Чем они заняты?
Дети: Они монтируют оборудование.
Воспитатель:Как выглядят космонавты?
Дети: На их серебристые скафандры.
Воспитатель:Для чего нужны скафандры?
Дети: Они защищают космонавтов.
Воспитатель:Верно. Кроме того, в них есть системы, обеспечивающие дыхание, - ведь в космосе нет кислорода. А тросами космонавты крепка соединены с кораблем. Где космонавты монтируют оборудование?
Дети: На орбитальной станции.
Воспитатель:А что вы видите вдали?
Дети: Вдали мы видим космический корабль, который движется к орбитальной станции. Он везет на станцию продукты и оборудование.
Воспитатель:Что еще вы видите в космосе?
Дети: Мы видим много звезд, Землю и Луну.
Воспитатель:Что вы можете сказать о Земле? Какая она?
Дети: Голубая, далекая, красивая, родная.
Воспитатель:А Луна какая?
Дети: Круглая, маленькая, холодная, серая.
Воспитатель: Какие звезды вы видите?
Дети: Блестящие, яркие, далекие.
Воспитатель:Как вы думаете, какая работа у космонавтов?
Дети: Трудная, интересная, важная, опасная.
Воспитатель: Правильно. Космонавты действительно выполняют очень важную работу. Благодаря этой работе на Земле развивается наука и техника.
Воспитатель: Теперь расскажите о космосе, который окружает космонавтов. Какой он?
Дети: Космос необъятный, бездонный, черный. В нем много звезд. В космосе очень красиво.
Воспитатель:А теперь нам пора возвращаться на Землю.
Подвижное упражнение «Ракета».
(Дети встают со стульчиков).
А сейчас мы с вами, дети, (Маршируют по кругу)
Улетаем на ракете.
На носки поднимись, (Поднимаются на носки, тянут руки вверх, сомкнув их)
А потом руки вниз! (Опускают руки)
Раз, два, потянись. (Вновь тянутся вверх)
Вот летит ракета ввысь! (Бегут по кругу на носках)
В. Волина
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы и приземлились. Теперь я хочу узнать, хорошо ли вы знаете, что делают представители разных профессий, связанных с космонавтикой и космосом. Я буду говорить, что делает человек, а вы будете называть его профессию. С помощью телескопов наблюдает за звездами и планетами с Земли.
Дети: Астрономы.
Воспитатель: Изобретают и строят космические корабли, спутники, космические станции.
Дети: Ученые, инженеры-конструкторы, рабочие.
Воспитатель: Изучают, как космические условия действуют на живые организмы.
Дети: Ученые-врачи.
Воспитатель: Исследуют космос.
Дети: Космонавты.
Воспитатель: Молодцы! Вы справились с этим заданием.
Окончание
Рефлексия.
Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем они занимались, а затем предлагает передать свои впечатления в творческих работах «Фоторепортаж о космическом путешествии».