Лариса Алехина
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Все мы дружно живем на планете Земля»
ЦЕЛЬ: Расширять знания детей о родном крае людях разных национальности; развивать интерес к культуре разных народов; воспитывать любовь и уважение к народам, живущих в России; обогащать словарный запас.
МАТЕРИАЛ: Географическая карта Российской Федерации, куклы
в национальных костюмах. Шкатулка. Вырезанные их
бумаги сарафаны, рубахи, кокошник, платок, тухья, масмак.
Ход ЗАНЯТИЯ.
Тихо звучит музыка.
Публикация «Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе „Все мы дружно живем на планете Земля“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
ВОСПИТАТЕЛЬ: Подойдите, пожалуйста к карте, посмотрите на нее. Что вы видите? (ответы детей). Да это Россия, страна где мы живем. Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса. (показывает на карте эти географические объекты).
Населяют Россию люди разных национальностей. (Размещает на карте кукол в национальных костюмах) Какие это национальности? (Дети называют с помощью воспитателя). Всех их объединяет язык общения – русский.
Педагог выставляет на стол шкатулку. Звучит русская мелодия.
ВОСПИТАТЬ: Откуда слышится такая красивая музыка? (из шкатулки). Наверное, вам интересно узнать, что там. (Достает из шкатулки куклу в русском национальном костюме).
К нам в гости пришла кукла Маша. Посмотрите, какая она нарядная. Расскажите, в какой она одета костюм. А чтобы побольше узнать о быте русского народа, кукла Маша приглашает нас в гости к бабушке Лие.
Звучит русская народная мелодия. Детей встречает бабушка Лия в русском народном костюме, приглашает их к себе в избу.
Бабушка Лия:
Здравствуйте, детишки,
Девчонки и мальчишки!
Спасибо, что мимо не прошли,
Ко мне в гости зашли!
Проходите не стесняйтесь,
Поудобнее располагайтесь!
Какие вы все ладные и нарядные!
Катенька-Катюшка,
Кареглазая девчушка!
Ванюша – умница,
Женечка-красавица,
А Валюша словно пташечка,
Алеша – молодец,
Ну, а Жора – удалец!
(дети рассаживаются на скамейке). В своем селе мы все дружно живем. Друг друга знаем, друг другу помогаем. Часто собираемся в какой-нибудь избе и поем песни (поет куплет русской народной песни «Пряха»). А вы обратили внимание, в каком я костюме. Что носили русские девушки? (сарафан). Найдите на столе сарафаны (дети находят и выкладывают на фланелеграфе). Что еще носили в старину? (рубахи) Какие русские головные уборы вы знаете? (кокошник, платок, венец). Воспитатель выкладывает названные предметы на фланелеграфе.
БАБУШКА ЛИЯ. Чем украшали рубахи? (лентами, вышивкой) Какие цвета использовали? (красный, черный, белый). Красный цвет обозначает огонь – солнце. Он оберегает от нечистой силы. Белый цвет – чистоту, невинность. Черный – землю, покой, благополучие.
ИГРА: «ПОКАЖИ ПРАВИЛЬНО».
Выставляет иллюстрацию с изображением девушки в русском наряде. Указывает на предметы одежды, дети их называют.
БАБУШКА ЛИЯ. Часто вечерами за околицей девушки водили хороводы. Давайте мы с вами поводим хоровод (хоровод «Ленок») Детишки мои, лапушки! На Руси всегда гостей встречали с хлебом-солью, да в красный угол сажали, да блинами угощали. Вы давно блинов не ели? Вот я вас и угощу! (прощается с детьми и уходит)
ВОСПИТАТЕЛЬ: (берет шкатулку, из нее звучит чувашская народная музыка. Достает куклу в национальном костюме. Посмотрите, что носили чувашские девушки. Платье, украшенное вышивкой и еще фартук, тоже украшенный вышивкой. На голове чувашский головной убор-хушпу. Незамужние девушки носили на голове тухью, вот она. Тухья считалась волшебной. Она украшалась вышивкой, бисером, и на нее пришивались серебряные монеты (девочки надевают тухьи, танцуют). Тухья передавалась от матери к дочери, от бабушки к внучке и считалась самым дорогим подарком.
А сейчас мы с вами поиграем в чувашскую игру – «Чувашский хоровод».
Молодцы! Я хочу узнать, запомнили ли вы, как выглядят головные уборы чувашей (на столе лежат рисунки с изображением головных уборов. Дети находят тухью, хушпу, масмак) Вы правильно нашли, молодцы!
Вот мы с вами и побывали в русской и чувашской избах. Мы узнали много нового и интересного о национальных костюмах русских и чувашей. Они разные, но все красивые.