Наиля Талгатовна
Конспект методического диалога «Трудовое воспитание дошкольника: содержание, технологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы пригласили вас на методический диалог, основная цель которого - повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах трудового воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
На сегодняшний день проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду. Ни для кого не секрет, что мы вырастили ЦЕЛОЕ ПОКОЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.
Публикация «Конспект методического диалога „Трудовое воспитание дошкольника: содержание, технологии“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
В чём это проявляется?
1. Снижение интереса к труду.
2. Отсутствие у старших дошкольников желания участвовать в повседневной трудовой деятельности.
3. Бедность, узость и бессистемность представлений детей о труде взрослых.
4. Низкий уровень сформированности трудовой деятельности к концу дошкольного возраста.
5. В практике семейного и общественного воспитания распространена авторитарная модель руководства трудовой деятельностью, которая выражается в следующем:
- насильственное включение ребёнка в трудовую деятельность,
- угроза наказания за плохое отношение к труду,
- наказание трудом за плохое поведение,
- недовольство неумением ребёнка.
Минпросвещения вместе со специалистами разработало Федеральную образовательную программу дошкольного образования, которая вводит единые требования к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах. Так, в ФОПе дошкольного образования в области «Содержание образовательной деятельности в сфере трудового воспитания» прописаны конкретные задачи и содержание работы по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей на каждый дошкольный возраст.
Так решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие», «Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд». Это предполагает решение задач нескольких направлений воспитания, в том числе и трудового :
поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи;
формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и труда других людей.
Согласно ФГОС ДО педагог может использовать следующие формы реализации Федеральной программы в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями детей:
В раннем возрасте (1 год 3 года) самообслуживание и элементарные трудовые действия (убирает игрушки, подметает веником, поливает цветы из лейки и др.)
В дошкольном возрасте (3 года 8 лет) элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд).
Виды труда в ДОУ :
Самообслуживание
Хозяйственно-бытовой труд
Труд в природе
Ручной труд
Задачи трудового воспитания :
Ранний и младший возраст - начинается приобщение детей к трудовой деятельности. Основной вид труда в этом возрасте — самообслуживание.
Средний возраст - дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно-бытового труда и самообслуживания.
Старший возраст - добавляется ручной труд. Делается акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.
Подготовительная группа - сформированные навыки и умения совершенствуются.
Единственно, как быть с СанПиНом -O-? Ведь его новые требования делают почти невозможным труд в природе. Дети могут лишь поливать растения. Исчезли из групп аквариумы с любимыми рыбками и попугайчики. По требованиям новых СанПиН дети превратились в созерцателей трудовой деятельности взрослых. Или взять трудовую деятельность по самообслуживанию. Раньше детей учили заправлять кровати после сна, а теперь это делает только младший воспитатель.
Неизменным в трудовой деятельности осталось знакомство с профессиями, которых с каждым годом становится все больше.
Образовательная программа дошкольного образования раскрывает объем трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы.
Так, например, формируя у младших дошкольников навыки и умения хозяйственно-бытового труда, воспитатель учит их протирать игрушки влажной тряпкой, полоскать белье и т. п.
Дети возрастной группы от 4 до 5 лет прополаскивают и отжимают тряпочку, которой протираются игрушки, намыливают кукольное белье, стирают его. Дошкольники от 5 до 7 лет моют игрушки губкой с мылом, стирают мелкие вещи, готовят необходимое оборудование для занятий, труда, игры, приводят его затем в порядок.
Определяя содержание и последовательность обучения детей трудовым умениям, воспитатель должен учитывать особенности их возраста, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность, а также санитарно-гигиенические требования к его организации. По мере роста и развития детей усложняются требования к качеству их трудовой деятельности, уровню ее самоорганизации, увеличивается объем и ускоряется темп выполняемой работы.
Давайте от теории перейдём к практике…. 2 команды -O- Молодые и стажисты по 5 человек, остальные зрители как вариант
1. Разминка. Отвечают поочерёдно
Задания, которые педагог эпизодически дает одному или нескольким детям, связанные как с самообслуживанием, так и с действиями для коллектива? (поручение)
Форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива? (дежурство)
Метод стимулирования детского труда. (поощрение)
Как часто в течение недели необходимо организовывать самообслуживание и элементарный бытовой труд? (ежедневно).
2. Задание: Назовите методы и приёмы руководства трудового воспитания. В форме переклички команды называют по одному приёму, выигрывает последний назвавший.
Ответ: (объяснение и показ, игровые ситуации, игровые приемы, поощрение, использование поэтических текстов, песен, потешек, поговорок, положительный пример сверстника, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, показ инсценировок с помощью игрушек («Кукла Катя умывается»); решение проблемных ситуаций (мокрые рукава, грязная рубашка, оторвалась пуговица, намело много снега, не пройти к веранде, разлилась вода, взаимопомощь, личный пример, рассказы на этические темы (как дети помогали дворнику убирать листья, поощрение успехов, привлечение детей к анализу результатов труда, объяснение и показ объективная оценка труда детей контроль за действиями детьми).
2. «Заморочки из бочки»
Команды по-очереди берут карточки из «бочки». Без подготовки нужно продолжить фразу, написанную на карточке.
1. ЕСЛИ РОДИТЕЛЬ ВОЗМУЩЁН ФАКТОМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЕГО РЕБЁНКА К СБОРКЕ ЛИСТЬЕВ?
2. ЕСЛИ РЕБЁНОК ОТКАЗЫВАЕТСЯ ВЫПОЛНЯТЬ ОБЯЗАННОСТИ ДЕЖУРНОГО?
3. ЕСЛИ РЕБЁНОК ОТКАЗЫВАЕТСЯ УБИРАТЬ ИГРУШКИ ИЛИ ДЕЛАЕТ ЭТО НЕБРЕЖНО?
4. ЕСЛИ ВОЗНИК КОНФЛИКТ ВО ВРЕМЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДА?
3. ТЕСТ:
1. К форме организации труда ребенка относится?
А. поручение
Б. общий труд
В. труд рядом
Г. собственная трудовая деятельность
2. Форма организации труда детей, предполагающая труд одного или нескольких детей в интересах всей группы это?
А. дежурство
Б. коллективный труд
В. поручение
Г. общий труд
3. К видам дежурств относится?
А. дежурство в уголке природы
Б. дежурство по участку
В. дежурство в музыкальном зале
Г. дежурство в раздевальной комнате
4. К способам объединения детей в труде относится?
А. совместный труд
Б. поручение
В. коллективный труд
Г. ознакомление с трудом взрослых
5. Какие условия необходимо учитывать при организации трудовой деятельности?
А. Организация материальной среды и трудового оборудования
Б. Учет объема нагрузки при выполнении трудового задания, работы.
В. Разнообразие трудовой деятельности детей
Г. все верны
6. С какой возрастной группы вводится поручение?
А. младшей гр
Б. средней гр
В. старшей гр
Г. подготовительной к школе гр
7. Виды детского труда :
А. самообслуживание,
Б. хозяйственно-бытовой труд,
В. труд в природе,
Г. ручной труд.
Д. все верны
8. Для организации хозяйственно-бытового труда нужны.
а) фартуки; подносы; тазики; щетки.
в) картон, бумага, желуди
4. Решение проблемных ситуаций
Мама одевает малыша сама. На предложение воспитателя приучать ребё нка к самостоятельности отвечает: «Ничего, вот подрастёт – сам будет одеваться!»
Что нужно предпринять воспитателю? К чему может привести такая позиция мамы?
Многие воспитатели организуют помощь старших дошкольников малышам в процессе повседневной жизни детского сада: помочь одеться на прогулку, спуститься с лестницы и т. д. Однако, стоит взрослому забыть об этой работе, и старшие дети перестают заботиться о малышах. Как вы думаете, почему это происходит?
Воспитатель сделал ребёнку замечание за небрежное обращение с книгой. Тот ответил: «А у нас много других книг!»
Как использовать этот факт для трудового воспитания детей?
Дети, связанные дружбой, часто просятся назначать их на дежурство вместе. Надо ли удовлетворять их просьбу?
5. Распределить виды и содержание труда (таблица)
6. Практическое задание: Нарисовать схему - модель (алгоритм, отражающий последовательность трудовых действий в соответствии с возрастными особенностями детей и видами труда (уход за комнатными растениями, ручной труд). Комментарии
РЕФЛЕКСИЯ. Как научить ребёнка трудиться -O- карточки
Подведём итоги нашего мероприятия. Содержание детского труда должно быть значимым для детей дошкольного возраста. Тогда и отношение к нему будет более ответственным. Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.