МААМ-картинки

Конспект методического диалога «Трудовое воспитание дошкольника: содержание, технологии»

Наиля Талгатовна
Конспект методического диалога «Трудовое воспитание дошкольника: содержание, технологии»
▼ Скачать + Заказать документы

Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы пригласили вас на методический диалог, основная цель которого - повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах трудового воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

На сегодняшний день проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду. Ни для кого не секрет, что мы вырастили ЦЕЛОЕ ПОКОЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.

Темочки:

В чём это проявляется?

1. Снижение интереса к труду.

2. Отсутствие у старших дошкольников желания участвовать в повседневной трудовой деятельности.

3. Бедность, узость и бессистемность представлений детей о труде взрослых.

4. Низкий уровень сформированности трудовой деятельности к концу дошкольного возраста.

5. В практике семейного и общественного воспитания распространена авторитарная модель руководства трудовой деятельностью, которая выражается в следующем:

- насильственное включение ребёнка в трудовую деятельность,

- угроза наказания за плохое отношение к труду,

- наказание трудом за плохое поведение,

- недовольство неумением ребёнка.

Минпросвещения вместе со специалистами разработало Федеральную образовательную программу дошкольного образования, которая вводит единые требования к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах. Так, в ФОПе дошкольного образования в области «Содержание образовательной деятельности в сфере трудового воспитания» прописаны конкретные задачи и содержание работы по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей на каждый дошкольный возраст.

Так решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие», «Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд». Это предполагает решение задач нескольких направлений воспитания, в том числе и трудового :

поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи;

формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и труда других людей.

Согласно ФГОС ДО педагог может использовать следующие формы реализации Федеральной программы в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями детей:

В раннем возрасте (1 год 3 года) самообслуживание и элементарные трудовые действия (убирает игрушки, подметает веником, поливает цветы из лейки и др.)

В дошкольном возрасте (3 года 8 лет) элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд).

Виды труда в ДОУ :

Самообслуживание

Хозяйственно-бытовой труд

Труд в природе

Ручной труд

Задачи трудового воспитания :

Ранний и младший возраст - начинается приобщение детей к трудовой деятельности. Основной вид труда в этом возрасте — самообслуживание.

Средний возраст - дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно-бытового труда и самообслуживания.

Старший возраст - добавляется ручной труд. Делается акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.

Подготовительная группа - сформированные навыки и умения совершенствуются.

Единственно, как быть с СанПиНом -O-? Ведь его новые требования делают почти невозможным труд в природе. Дети могут лишь поливать растения. Исчезли из групп аквариумы с любимыми рыбками и попугайчики. По требованиям новых СанПиН дети превратились в созерцателей трудовой деятельности взрослых. Или взять трудовую деятельность по самообслуживанию. Раньше детей учили заправлять кровати после сна, а теперь это делает только младший воспитатель.

Неизменным в трудовой деятельности осталось знакомство с профессиями, которых с каждым годом становится все больше.

Образовательная программа дошкольного образования раскрывает объем трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы.

Так, например, формируя у младших дошкольников навыки и умения хозяйственно-бытового труда, воспитатель учит их протирать игрушки влажной тряпкой, полоскать белье и т. п.

Дети возрастной группы от 4 до 5 лет прополаскивают и отжимают тряпочку, которой протираются игрушки, намыливают кукольное белье, стирают его. Дошкольники от 5 до 7 лет моют игрушки губкой с мылом, стирают мелкие вещи, готовят необходимое оборудование для занятий, труда, игры, приводят его затем в порядок.

Определяя содержание и последовательность обучения детей трудовым умениям, воспитатель должен учитывать особенности их возраста, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность, а также санитарно-гигиенические требования к его организации. По мере роста и развития детей усложняются требования к качеству их трудовой деятельности, уровню ее самоорганизации, увеличивается объем и ускоряется темп выполняемой работы.

Давайте от теории перейдём к практике…. 2 команды -O- Молодые и стажисты по 5 человек, остальные зрители как вариант

1. Разминка. Отвечают поочерёдно

Задания, которые педагог эпизодически дает одному или нескольким детям, связанные как с самообслуживанием, так и с действиями для коллектива? (поручение)

Форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива? (дежурство)

Метод стимулирования детского труда. (поощрение)

Как часто в течение недели необходимо организовывать самообслуживание и элементарный бытовой труд? (ежедневно).

2. Задание: Назовите методы и приёмы руководства трудового воспитания. В форме переклички команды называют по одному приёму, выигрывает последний назвавший.

Ответ: (объяснение и показ, игровые ситуации, игровые приемы, поощрение, использование поэтических текстов, песен, потешек, поговорок, положительный пример сверстника, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, показ инсценировок с помощью игрушек («Кукла Катя умывается»); решение проблемных ситуаций (мокрые рукава, грязная рубашка, оторвалась пуговица, намело много снега, не пройти к веранде, разлилась вода, взаимопомощь, личный пример, рассказы на этические темы (как дети помогали дворнику убирать листья, поощрение успехов, привлечение детей к анализу результатов труда, объяснение и показ объективная оценка труда детей контроль за действиями детьми).

2. «Заморочки из бочки»

Команды по-очереди берут карточки из «бочки». Без подготовки нужно продолжить фразу, написанную на карточке.

1. ЕСЛИ РОДИТЕЛЬ ВОЗМУЩЁН ФАКТОМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЕГО РЕБЁНКА К СБОРКЕ ЛИСТЬЕВ?

2. ЕСЛИ РЕБЁНОК ОТКАЗЫВАЕТСЯ ВЫПОЛНЯТЬ ОБЯЗАННОСТИ ДЕЖУРНОГО?

3. ЕСЛИ РЕБЁНОК ОТКАЗЫВАЕТСЯ УБИРАТЬ ИГРУШКИ ИЛИ ДЕЛАЕТ ЭТО НЕБРЕЖНО?

4. ЕСЛИ ВОЗНИК КОНФЛИКТ ВО ВРЕМЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДА?

3. ТЕСТ:

1. К форме организации труда ребенка относится?

А. поручение

Б. общий труд

В. труд рядом

Г. собственная трудовая деятельность

2. Форма организации труда детей, предполагающая труд одного или нескольких детей в интересах всей группы это?

А. дежурство

Б. коллективный труд

В. поручение

Г. общий труд

3. К видам дежурств относится?

А. дежурство в уголке природы

Б. дежурство по участку

В. дежурство в музыкальном зале

Г. дежурство в раздевальной комнате

4. К способам объединения детей в труде относится?

А. совместный труд

Б. поручение

В. коллективный труд

Г. ознакомление с трудом взрослых

5. Какие условия необходимо учитывать при организации трудовой деятельности?

А. Организация материальной среды и трудового оборудования

Б. Учет объема нагрузки при выполнении трудового задания, работы.

В. Разнообразие трудовой деятельности детей

Г. все верны

6. С какой возрастной группы вводится поручение?

А. младшей гр

Б. средней гр

В. старшей гр

Г. подготовительной к школе гр

7. Виды детского труда :

А. самообслуживание,

Б. хозяйственно-бытовой труд,

В. труд в природе,

Г. ручной труд.

Д. все верны

8. Для организации хозяйственно-бытового труда нужны.

а) фартуки; подносы; тазики; щетки.

в) картон, бумага, желуди

4. Решение проблемных ситуаций

Мама одевает малыша сама. На предложение воспитателя приучать ребё нка к самостоятельности отвечает: «Ничего, вот подрастёт – сам будет одеваться!»

Что нужно предпринять воспитателю? К чему может привести такая позиция мамы?

Многие воспитатели организуют помощь старших дошкольников малышам в процессе повседневной жизни детского сада: помочь одеться на прогулку, спуститься с лестницы и т. д. Однако, стоит взрослому забыть об этой работе, и старшие дети перестают заботиться о малышах. Как вы думаете, почему это происходит?

Воспитатель сделал ребёнку замечание за небрежное обращение с книгой. Тот ответил: «А у нас много других книг!»

Как использовать этот факт для трудового воспитания детей?

Дети, связанные дружбой, часто просятся назначать их на дежурство вместе. Надо ли удовлетворять их просьбу?

5. Распределить виды и содержание труда (таблица)

6. Практическое задание: Нарисовать схему - модель (алгоритм, отражающий последовательность трудовых действий в соответствии с возрастными особенностями детей и видами труда (уход за комнатными растениями, ручной труд). Комментарии

РЕФЛЕКСИЯ. Как научить ребёнка трудиться -O- карточки

Подведём итоги нашего мероприятия. Содержание детского труда должно быть значимым для детей дошкольного возраста. Тогда и отношение к нему будет более ответственным. Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Трудовое воспитание детей в ДОУ и в семье»Фотоотчет «Трудовое воспитание детей в ДОУ и в семье» Фотоотчет «Трудовое воспитание детей в ДОУ и в семье» В современном обществе развитие трудовых навыков и ценностей играет важную роль в.

Фотоотчёт «Трудовое воспитание в самоизоляции»Фотоотчёт «Трудовое воспитание в самоизоляции» Сидим дома, не скучаем Уважаемые коллеги, продолжаю представлять Вашему вниманию фотоотчёт, как мои воспитанники проводят досуг со своими.

Фотоотчёт «Трудовое воспитание детей в ДОУ и дома»Фотоотчёт «Трудовое воспитание детей в ДОУ и дома» Фотоотчёт «Трудовое воспитание детей в ДОУ и дома» Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание в семье» Трудовое воспитание в детском саду не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. Ведь в семье имеются наиболее благоприятные.

Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольникаТрудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника "Воспитатель, если он желает счастья человеку, должен воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни". (К. Д. Ушинский) В процессе.

Трудовое воспитание детей в детском садуТрудовое воспитание детей в детском саду "Юные помощники" Трудовое воспитание детей в детском саду является важным аспектом их общего развития. Оно не только помогает формировать.

Трудовое воспитание детей дошкольного возрастаТрудовое воспитание детей дошкольного возраста Недаром в русской народной пословице говорится: "Человек трудом красен". Леность ни когда не была положительной чертой человека. Поэтому.

Трудовое воспитание дошкольников  (из опыта работы) Трудовое воспитание дошкольников - это очень интересный вопрос. Однажды о трудовом воспитании дошкольников я услышала уникальную передачу.

Трудовое воспитание. Консультация для воспитателей Трудовое воспитание подрастающего поколения - дело огромной государственной важности. Такие качества личности, как трудолюбие, уважение.

Трудовое воспитание в средней группе. ФотоотчетТрудовое воспитание в средней группе. Фотоотчет Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. Для детей дошкольного возраста трудовое воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект методического диалога «Трудовое воспитание дошкольника: содержание, технологии»
Опубликовано: 22 января 2024 в 12:39
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект методического диалога «Трудовое воспитание дошкольника: содержание, технологии»» (включая файлы) размещена пользователем Наиля Талгатовна (УИ 83548) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД