Анна Звонар
Конспект мастер-класса «Теневой театр как способ развития детского творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект мастер-класса «Теневой театр как способ развития детского творчества»
Время мастер-класса : 40 минут.
Триединая цель МК:
Формировать знания о теневом театре как важном способе развития детского творчества в ходе знакомства с системой работы по развитию творческого мышления на основе пяти игр с тенями.
Публикация «Конспект мастер-класса „Теневой театр как способ развития детского творчества“» размещена в разделах
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр теней своими руками
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Воспитывать интерес к теме с помощью знакомства с историей теневого театра, свето- и ароматерапии, работы по жетонам.
Развивать гибкость подхода к детскому творчеству путём обыгрывания конкретных ситуаций и упражнений, связанных с теневым театром, из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Изложение концептуальных основ собственной системы работы (5 мин.)
Основы системы работы.
Необходимо учиться у детей трём вещам (М. Твен) : радоваться без причины (эмоциональное благополучие, всегда находить себе занятие (познавательный интерес) и настаивать на своём (коммуникативность).
В процессе импровизированной игры с ТТ можно наблюдать эти три составляющие детства, учиться им и развивать их у детей. Это основа детского творчества, основа творческого мышления ребёнка.
Творческое мышление – это составная часть интеллекта, отвечающая за познание нового (Дж. Ниренберг).
Творческое мышление – психический процесс, основанный на выделении из общего потока информации главных идей и конструктивном их использовании индивидом в своей деятельности (В. Н. Рыбинский).
Если рассматривать в качестве общего потока информации художественное произведение или мультфильм, то выделить главные идеи помогают беседы и обсуждения, а спектакль или театрализованные упражнения являются способом конструктивного использования главных идей.
Цель: развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) с помощью теневого театра.
Задачи:
1. формировать знания о происхождении теневого театра в ходе знакомства с его историей;
2. развивать произвольность поведения с помощью разных способов активизации творчества (свет-свечи, звук-музыка, запах-арома-лампа, визуализация-мультфильмы).
3. воспитывать самостоятельность в ходе поиска ответов на вопросы, которые возникают во время игры с теневым театром.
Актуальность.
По результатам проведения теста Торренса (модификация О. Е. Озёровой) наблюдений за поведением детей, бесед с родителями и педагогами были выявлены следующие проблемы: недостаточное развитие самостоятельности, замкнутость, медлительность психических реакций (апатичность, отсутствие интереса к решению проблем, отсутствие умения предлагать разные оригинальные варианты решения.
Игра с теневым театром является комплексным способом развития творческого мышления детей в разных видах деятельности: игровой, двигательной, коммуникативной, музыкальной, изобразительной. С его помощью происходит развитие творческого мышления по 5 направлениям: самостоятельность, беглость, гибкость, оригинальность, логичность.
Идеи авторского подхода.
Творческая деятельность оценивается с точки зрения 5 критериев:
Беглость – умение быстро включиться в роль, выполнить задание (вырезать привидение из бумаги);
Гибкость – умение подстраиваться под меняющиеся условия в ходе игры (нет ножниц, как создать привидение);
Оригинальность – умение придумать и реализовать своё видение сюжета игры;
Логичность – умение последовательно и доказательно объяснить свою точку зрения;
Самостоятельность – умение всё реже обращаться за помощью при выполнении заданий.
Новизна.
Учёт 5 критериев детского творчества в ходе игры с теневым театром.
Использование элементов мульттерапии в ходе работы.
Применение разных видов активизации детского творческого потенциала : светотерапия (свеча, диско-шар, ароматерапия (арома-лампа, арттерапия (пластилинотерапия, рисование, просмотр и обсуждение мультфильмов, исходя из интересов детей (А. Петров, Ф. Хитрук, А. Норштейн).
Результаты.
Повышение уровня развития творческого мышления детей (тест Торренса, анкетирование родителей, опрос). Перед началом МК зрителям раздаются жетоны: прямоугольники из картона разных цветов:
красных – 5, жёлтых – 2, зелёных – 3, фиолетовых – 2, синих – 5.
Зажигается аромалампа (перед МК выясняется, есть ли аллергия на запах жасмина у присутствующих). В случае аллергии может быть использована свеча.
Предлагаю попробовать включиться вместе со мной в игровую деятельность и познакомиться поближе с теневым театром.
Игра «УГАДАЙ СКАЗОЧНЫЙ ПЕРСОНАЖ ПО ЕГО ТЕНИ» ( оборудование: аромалампа, 2 стула, белая ткань, прищепки, светодиодная лампа, фигурки персонажей). Участвуют те, у кого красные жетоны. 5 человек угадывают, какому герою принадлежит тень, из какой он сказки.
Дядюшка АУ – «Господин АУ» Мякеля Ханну;
Баба-Яга – «Домовёнок Кузя» Татьяна Александрова;
Ворон Абрхас – «Маленькая Баба-Яга» Отфрид Пройслер;
Кузя – «Домовёнок Кузя» Татьяна Александрова;
Маленькая Баба-Яга – «Маленькая Баба-Яга» Отфрид Пройслер;
Танцовщица – Х. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»;
Муми-тролль – Туве Янсон «Маленькие тролли и большое наводнение»;
Старуха Белладонна – Анатолий Смолин пьеса «Четвёртый поросёнок», м/ф «Приключение поросёнка Фунтика»;
Герда – Х. К. Андерсен «Снежная королева»;
Груффало – Дж. Дональдсон.
Изобразительная деятельность.
ПРИДУМЫВАЕМ ЛИМЕРИК И ВЫРЕЗЫВАЕМ ИЗ БУМАГИ ЕГО ПЕРСОНАЖЕЙ + ОБЫГРЫВАЕМ.
( Оборудование: схема лимерика в презентации или на доске, ножницы, белая бумага).
Жил-был Кто-то.
Этот Кто-то похож на Что-то.
С Кем-то наш Кто-то дружил.
Что-то наш Кто-то натворил.
Вот, что из этого получилось.
Участвуют те, у кого жёлтые жетоны. 2 человека придумывают лимерик по схеме, создают силуэты его героев из бумаги, обыгрывают.
ПРИМЕР:
Жил-был Ёжик,
Он похож на коржик.
С Медвежонком дружил
И песню с ним сочинил.
Песенка получилась очень весёлая.
Участники вырезывают силуэты ёжика и медведя.
1 строчка – тень ёжика,
2 строчка – тень коржика,
3 строчка – тень мишки,
4, 5 строчки – тени танцуют.
Познавательно-коммуникативная деятельность.
УЧИМ СТИХИ С ПОМОЩЬЮ ТЕАТРА ТЕНЕЙ.
( Оборудование: фигурки для стишка П. Синявского «Мой котёнок Полосатик»).
Мой котёнок Полосатик
Попросился в детский садик.
И ответил я ему:
- Будешь слушаться – возьму.
Забирайся в рюкзачок,
Прячь свой хвостик – и молчок.
А не хочешь в рюкзачок –
Сиди дома, дурачок!
Участвуют те, у кого зелёные жетоны. 3 человека пытаются запомнить и рассказать небольшое стихотворение Петра Синявского на основе теней.
Ведущий рассказывает стих и сопровождает рассказ пронумерованными теневыми картинками :
1 – котёнок,
2 – детский сад,
3 – тень руки (большой палец вверх, «хорошо»,
4 – рюкзачок,
5 – хвостик прячется в рюкзаке,
6 – знак «тишина» (указательный палец к губам, 7 – дом.
Далее те, у кого зелёные жетоны, пытаются воспроизвести стих, показывая тени в заданной последовательности.
5 мин. Музыкальная деятельность.
ПРИДУМАЙТЕ, КАК ПОЯВИЛСЯ ТЕНЕВОЙ ТЕАТР (под восточную музыку). Музыка подсказывает, где появился теневой театр.
Легенда о происхождении теневого театра придумывается под музыку и рассказывается участниками, а ведущий рассказывает китайскую легенду.
( Оборудование: музыкальная колонка). Участвуют те, у кого фиолетовые жетоны. 2 человека под музыку фантазируют в паре, придумывая историю о том, как появился театр теней.
ПРИМЕР:
Сидя у костра человек в древности любил смотреть на тени на стенах пещеры. И придумал создавать тень с помощью рук или предметов.
Ведущий рассказывает китайскую легенду о появлении теневого театра.
Император, потеряв свою супругу, опечалился и отказался от правления. Чтобы его утешить, главный дворцовый придворный сделал силуэт умершей жены и показал её движения за занавеской. Император был так рад снова увидеть свою любимую, что стал ожидать встречи с ней в другом мире, и приступил к своим государственным делам.
Двигательная деятельность.
ИГРЫ С ТЕНЯМИ: необычные тени руками и пальчиками.
( Оборудование: схемы для изображения теней).
Участники, которым достались синие жетоны (5 человек, вытягивают листок со схемой тени и пытаются изобразить её. Зрители угадывают, что или кого изобразил участник.
Рефлексия
2 мин. Подводя итоги, хотелось бы вспомнить известное высказывание Канта: кто-то видит в луже звёзды, а кто-то – грязь.
Задача педагога: научить детей обращать внимание прежде всего не на «грязь», а на «звёзды». Только в этом случае может идти речь о развитии позитивного детского творчества.
Итак, знакомство с историей теневого театра увлекает детей и способствует их познавательному развитию.
На основе использования разных способов активизации творчества (свечи, арома-лампа, музыка, мульттерапия) у детей возникают новые идеи, перед ними открываются новые горизонты, их поведение становится более произвольным.
Таким образом, игра с теневым театром становится для детей позитивным ориентиром в мире творчества, в жизни т. к. в эмоционально благоприятной обстановке, ребёнок занимается интересным видом деятельности, которая побуждает его к бесконечному поиску, к саморазвитию, к самостоятельности, к способности рассуждать. Слушают. Формулируют вопросы.
Брифинг мастера
Слушает и отвечает на вопросы.
Примерные вопросы.
1) Знакомы ли Вы с современными психолого-педагогическими исследованиями использования теневого театра в работе с детьми?
2) В чём состоит оригинальность данного подхода?
3) С какими теневыми спектаклями и мультфильмами Вы рекомендуете знакомить детей?
1) Александрова Елена Юрьевна «Особенности театра теней и его значение для развития дошкольников» (разработана программа «Театр теней в детском саду»).
Лыкова Ирина Александровна «Теневой театр в детском саду» (рекомендации по подготовке спектакля, фольклорный и литературный материал).
Чурилова Э. Г. «Методика и организация театрализованной деятельности с детьми дошкольного и младшего школьного возраста».
2) Оригинальность данного подхода заключается в индивидуальном наблюдении за процессом развития 5 критериев творческого мышления каждого участника театрализованной деятельности.
3) Подбор теневых спектаклей и мультфильмов осуществляется в соответствии с интересами каждого конкретного ребёнка.
Самостоятельность
«Трое из Простоквашино» Владимир Попов.
«Маугли» Роман Давыдов».
«Ёжик в тумане» Юрий Норштейн.
Беглость
«Груффало» Макс Лэнг.
«Колобок» Марина Карпова.
«Жихарка» Олег Ужинов.
Гибкость
«Жил-был пёс» Эдуард Назаров.
«Маленькая колдунья» Геннадий Сокольский.
«Домовёнок Кузя» Аида Зябликова.
Логичность
«Карлсон вернулся» Борис Степанцев.
«Золотая антилопа» Лев Атаманов.
«Бобик в гостях у Барбоса» Владимир Попов.
Оригинальность
«Ну, погоди!» Александр Татарский.
«Винни Пух» Фёдор Хитрук.
«Летучий корабль» Гарри Бардин.