Папки-передвижки

Конспект мастер-класса «Теневой театр как способ развития детского творчества»

Анна Звонар
Конспект мастер-класса «Теневой театр как способ развития детского творчества»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект мастер-класса «Теневой театр как способ развития детского творчества»

Время мастер-класса : 40 минут.

Триединая цель МК:

Формировать знания о теневом театре как важном способе развития детского творчества в ходе знакомства с системой работы по развитию творческого мышления на основе пяти игр с тенями.

Публикация «Конспект мастер-класса „Теневой театр как способ развития детского творчества“» размещена в разделах

Воспитывать интерес к теме с помощью знакомства с историей теневого театра, свето- и ароматерапии, работы по жетонам.

Развивать гибкость подхода к детскому творчеству путём обыгрывания конкретных ситуаций и упражнений, связанных с теневым театром, из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Изложение концептуальных основ собственной системы работы (5 мин.)

Основы системы работы.

Необходимо учиться у детей трём вещам (М. Твен) : радоваться без причины (эмоциональное благополучие, всегда находить себе занятие (познавательный интерес) и настаивать на своём (коммуникативность).

В процессе импровизированной игры с ТТ можно наблюдать эти три составляющие детства, учиться им и развивать их у детей. Это основа детского творчества, основа творческого мышления ребёнка.

Творческое мышление – это составная часть интеллекта, отвечающая за познание нового (Дж. Ниренберг).

Творческое мышление – психический процесс, основанный на выделении из общего потока информации главных идей и конструктивном их использовании индивидом в своей деятельности (В. Н. Рыбинский).

Если рассматривать в качестве общего потока информации художественное произведение или мультфильм, то выделить главные идеи помогают беседы и обсуждения, а спектакль или театрализованные упражнения являются способом конструктивного использования главных идей.

Цель: развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) с помощью теневого театра.

Задачи:

1. формировать знания о происхождении теневого театра в ходе знакомства с его историей;

2. развивать произвольность поведения с помощью разных способов активизации творчества (свет-свечи, звук-музыка, запах-арома-лампа, визуализация-мультфильмы).

3. воспитывать самостоятельность в ходе поиска ответов на вопросы, которые возникают во время игры с теневым театром.

Актуальность.

По результатам проведения теста Торренса (модификация О. Е. Озёровой) наблюдений за поведением детей, бесед с родителями и педагогами были выявлены следующие проблемы: недостаточное развитие самостоятельности, замкнутость, медлительность психических реакций (апатичность, отсутствие интереса к решению проблем, отсутствие умения предлагать разные оригинальные варианты решения.

Игра с теневым театром является комплексным способом развития творческого мышления детей в разных видах деятельности: игровой, двигательной, коммуникативной, музыкальной, изобразительной. С его помощью происходит развитие творческого мышления по 5 направлениям: самостоятельность, беглость, гибкость, оригинальность, логичность.

Идеи авторского подхода.

Творческая деятельность оценивается с точки зрения 5 критериев:

Беглость – умение быстро включиться в роль, выполнить задание (вырезать привидение из бумаги);

Гибкость – умение подстраиваться под меняющиеся условия в ходе игры (нет ножниц, как создать привидение);

Оригинальность – умение придумать и реализовать своё видение сюжета игры;

Логичность – умение последовательно и доказательно объяснить свою точку зрения;

Самостоятельность – умение всё реже обращаться за помощью при выполнении заданий.

Новизна.

Учёт 5 критериев детского творчества в ходе игры с теневым театром.

Использование элементов мульттерапии в ходе работы.

Применение разных видов активизации детского творческого потенциала : светотерапия (свеча, диско-шар, ароматерапия (арома-лампа, арттерапия (пластилинотерапия, рисование, просмотр и обсуждение мультфильмов, исходя из интересов детей (А. Петров, Ф. Хитрук, А. Норштейн).

Результаты.

Повышение уровня развития творческого мышления детей (тест Торренса, анкетирование родителей, опрос). Перед началом МК зрителям раздаются жетоны: прямоугольники из картона разных цветов:

красных – 5, жёлтых – 2, зелёных – 3, фиолетовых – 2, синих – 5.

Зажигается аромалампа (перед МК выясняется, есть ли аллергия на запах жасмина у присутствующих). В случае аллергии может быть использована свеча.

Предлагаю попробовать включиться вместе со мной в игровую деятельность и познакомиться поближе с теневым театром.

Игра «УГАДАЙ СКАЗОЧНЫЙ ПЕРСОНАЖ ПО ЕГО ТЕНИ» ( оборудование: аромалампа, 2 стула, белая ткань, прищепки, светодиодная лампа, фигурки персонажей). Участвуют те, у кого красные жетоны. 5 человек угадывают, какому герою принадлежит тень, из какой он сказки.

Дядюшка АУ – «Господин АУ» Мякеля Ханну;

Баба-Яга – «Домовёнок Кузя» Татьяна Александрова;

Ворон Абрхас – «Маленькая Баба-Яга» Отфрид Пройслер;

Кузя – «Домовёнок Кузя» Татьяна Александрова;

Маленькая Баба-Яга – «Маленькая Баба-Яга» Отфрид Пройслер;

Танцовщица – Х. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»;

Муми-тролль – Туве Янсон «Маленькие тролли и большое наводнение»;

Старуха Белладонна – Анатолий Смолин пьеса «Четвёртый поросёнок», м/ф «Приключение поросёнка Фунтика»;

Герда – Х. К. Андерсен «Снежная королева»;

Груффало – Дж. Дональдсон.

Изобразительная деятельность.

ПРИДУМЫВАЕМ ЛИМЕРИК И ВЫРЕЗЫВАЕМ ИЗ БУМАГИ ЕГО ПЕРСОНАЖЕЙ + ОБЫГРЫВАЕМ.

( Оборудование: схема лимерика в презентации или на доске, ножницы, белая бумага).

Жил-был Кто-то.

Этот Кто-то похож на Что-то.

С Кем-то наш Кто-то дружил.

Что-то наш Кто-то натворил.

Вот, что из этого получилось.

Участвуют те, у кого жёлтые жетоны. 2 человека придумывают лимерик по схеме, создают силуэты его героев из бумаги, обыгрывают.

ПРИМЕР:

Жил-был Ёжик,

Он похож на коржик.

С Медвежонком дружил

И песню с ним сочинил.

Песенка получилась очень весёлая.

Участники вырезывают силуэты ёжика и медведя.

1 строчка – тень ёжика,

2 строчка – тень коржика,

3 строчка – тень мишки,

4, 5 строчки – тени танцуют.

Познавательно-коммуникативная деятельность.

УЧИМ СТИХИ С ПОМОЩЬЮ ТЕАТРА ТЕНЕЙ.

( Оборудование: фигурки для стишка П. Синявского «Мой котёнок Полосатик»).

Мой котёнок Полосатик

Попросился в детский садик.

И ответил я ему:

- Будешь слушаться – возьму.

Забирайся в рюкзачок,

Прячь свой хвостик – и молчок.

А не хочешь в рюкзачок –

Сиди дома, дурачок!

Участвуют те, у кого зелёные жетоны. 3 человека пытаются запомнить и рассказать небольшое стихотворение Петра Синявского на основе теней.

Ведущий рассказывает стих и сопровождает рассказ пронумерованными теневыми картинками :

1 – котёнок,

2 – детский сад,

3 – тень руки (большой палец вверх, «хорошо»,

4 – рюкзачок,

5 – хвостик прячется в рюкзаке,

6 – знак «тишина» (указательный палец к губам, 7 – дом.

Далее те, у кого зелёные жетоны, пытаются воспроизвести стих, показывая тени в заданной последовательности.

5 мин. Музыкальная деятельность.

ПРИДУМАЙТЕ, КАК ПОЯВИЛСЯ ТЕНЕВОЙ ТЕАТР (под восточную музыку). Музыка подсказывает, где появился теневой театр.

Легенда о происхождении теневого театра придумывается под музыку и рассказывается участниками, а ведущий рассказывает китайскую легенду.

( Оборудование: музыкальная колонка). Участвуют те, у кого фиолетовые жетоны. 2 человека под музыку фантазируют в паре, придумывая историю о том, как появился театр теней.

ПРИМЕР:

Сидя у костра человек в древности любил смотреть на тени на стенах пещеры. И придумал создавать тень с помощью рук или предметов.

Ведущий рассказывает китайскую легенду о появлении теневого театра.

Император, потеряв свою супругу, опечалился и отказался от правления. Чтобы его утешить, главный дворцовый придворный сделал силуэт умершей жены и показал её движения за занавеской. Император был так рад снова увидеть свою любимую, что стал ожидать встречи с ней в другом мире, и приступил к своим государственным делам.

Двигательная деятельность.

ИГРЫ С ТЕНЯМИ: необычные тени руками и пальчиками.

( Оборудование: схемы для изображения теней).

Участники, которым достались синие жетоны (5 человек, вытягивают листок со схемой тени и пытаются изобразить её. Зрители угадывают, что или кого изобразил участник.

Рефлексия

2 мин. Подводя итоги, хотелось бы вспомнить известное высказывание Канта: кто-то видит в луже звёзды, а кто-то – грязь.

Задача педагога: научить детей обращать внимание прежде всего не на «грязь», а на «звёзды». Только в этом случае может идти речь о развитии позитивного детского творчества.

Итак, знакомство с историей теневого театра увлекает детей и способствует их познавательному развитию.

На основе использования разных способов активизации творчества (свечи, арома-лампа, музыка, мульттерапия) у детей возникают новые идеи, перед ними открываются новые горизонты, их поведение становится более произвольным.

Таким образом, игра с теневым театром становится для детей позитивным ориентиром в мире творчества, в жизни т. к. в эмоционально благоприятной обстановке, ребёнок занимается интересным видом деятельности, которая побуждает его к бесконечному поиску, к саморазвитию, к самостоятельности, к способности рассуждать. Слушают. Формулируют вопросы.

Брифинг мастера

Слушает и отвечает на вопросы.

Примерные вопросы.

1) Знакомы ли Вы с современными психолого-педагогическими исследованиями использования теневого театра в работе с детьми?

2) В чём состоит оригинальность данного подхода?

3) С какими теневыми спектаклями и мультфильмами Вы рекомендуете знакомить детей?

1) Александрова Елена Юрьевна «Особенности театра теней и его значение для развития дошкольников» (разработана программа «Театр теней в детском саду»).

Лыкова Ирина Александровна «Теневой театр в детском саду» (рекомендации по подготовке спектакля, фольклорный и литературный материал).

Чурилова Э. Г. «Методика и организация театрализованной деятельности с детьми дошкольного и младшего школьного возраста».

2) Оригинальность данного подхода заключается в индивидуальном наблюдении за процессом развития 5 критериев творческого мышления каждого участника театрализованной деятельности.

3) Подбор теневых спектаклей и мультфильмов осуществляется в соответствии с интересами каждого конкретного ребёнка.

Самостоятельность

«Трое из Простоквашино» Владимир Попов.

«Маугли» Роман Давыдов».

«Ёжик в тумане» Юрий Норштейн.

Беглость

«Груффало» Макс Лэнг.

«Колобок» Марина Карпова.

«Жихарка» Олег Ужинов.

Гибкость

«Жил-был пёс» Эдуард Назаров.

«Маленькая колдунья» Геннадий Сокольский.

«Домовёнок Кузя» Аида Зябликова.

Логичность

«Карлсон вернулся» Борис Степанцев.

«Золотая антилопа» Лев Атаманов.

«Бобик в гостях у Барбоса» Владимир Попов.

Оригинальность

«Ну, погоди!» Александр Татарский.

«Винни Пух» Фёдор Хитрук.

«Летучий корабль» Гарри Бардин.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Создание коллекций одежды для игры с бумажными куклами как способ развития творчества у детей 6–7 летСоздание коллекций одежды для игры с бумажными куклами как способ развития творчества у детей 6–7 лет Доброго времени суток уважаемые коллеги! Сегодня мой рассказ об опыте работы с детьми по созданию коллекций детской одежды для бумажных.

Барельефы — прекрасная возможность для развития детского творчестваБарельефы — прекрасная возможность для развития детского творчества Ребёнок должен развиваться разносторонне. Немалую роль в этом играет творчество. Творчество – неотъемлемая часть нашей жизни. Это как.

Дидактическое пособие «Теневой театр» для театрализованных постановок в ДОУДидактическое пособие «Теневой театр» для театрализованных постановок в ДОУ Теневой театр в детских садах – самый загадочный, зрелищный и удивительный вид искусства, необычный для восприятия детей. Дошкольники.

Конспект мастер-класса для родителей по изготовлению книжек-малышек в младшей группе детского садаКонспект мастер-класса для родителей по изготовлению книжек-малышек в младшей группе детского сада сценарий мастер-класса с родителями по изготовлению книжки-малышки в разновозрастной группе младшего возраста «Цветик-семицветик» Составитель:.

Мастер-класс по изготовлению театральной ширмы «Кукольный и теневой театр»Мастер-класс по изготовлению театральной ширмы «Кукольный и теневой театр» А. С. Пушкин: «Театр-это волшебный край» Театр радует детей, развлекает и развивает их, это один из самых доступных видов искусства для.

Мастер-класс с использованием картонной коробки и палочек от мороженого «Теневой театр»Мастер-класс с использованием картонной коробки и палочек от мороженого «Теневой театр» Предлагаю Вашему вниманию не сложный в изготовлении теневой театр в виде телевизора для дошкольников из бросового материала своими.

Мастер-класс «Теневой театр своими руками»Мастер-класс «Теневой театр своими руками» Мастер – класс «Теневой театр своими руками». С введением Федерального государственного образовательного стандарта в современном дошкольном.

Педагогическая технология развития детского творчества старших дошкольниковПедагогическая технология развития детского творчества старших дошкольников Детское творчество невозможно без приобщения их к искусству, задача которого – формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

Теневой театр — дидактическая играТеневой театр — дидактическая игра Работа по развитию связной речи и расширению активного словаря основывается на описательных рассказах,перессказах знакомого текста, рассказах.

Теневой театрТеневой театр «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравтсвенности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект мастер-класса «Теневой театр как способ развития детского творчества»
Опубликовано: 29 марта 2022 в 10:31
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект мастер-класса «Теневой театр как способ развития детского творчества»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Звонар в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД