Каролина Самсонова
Конспект мастер-класса для педагогов «Использование новых форм взаимодействия педагогов с родителями в условиях цифровизации»
Во всех областях деятельности современного человека давно используются IT и цифровые технологии, образование — не исключение. Используются различные дистанционные формы взаимодействия между ведомствами, педагогами, педагогами и учениками, педагогами и родителями. Ежедневно все мы ощущаем дефицит времени, в связи с увеличивающимся темпом жизни и высокой занятостью.
Все это приводит к тому, что время, которое родители могут уделять взаимодействию с детским садом сокращается. Поэтому важная для развития ребенка и преодоления сложностей в его воспитании информация может теряться. Все мы наблюдаем, что интерес родителей к статьям и брошюрам, размещенным в информационных уголках стремится к нулю. Однако уровень педагогической просвещённости многих родителей оставляет желать лучшего.
Публикация «Конспект мастер-класса для педагогов „Использование новых форм взаимодействия педагогов с родителями в условиях цифровизации“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Мастер-классы для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Одной из главных задач воспитателя является создание партнерских отношений с родителями, создание в родительском коллективе благоприятной, рабочей, но не навязчивой атмосферы, активизировать и укрепить деятельность родителей в стремлении стать лучше для своих детей, дать детям все необходимые площадки для благополучного всестороннего развития.
Данную проблему можно и нужно решать с помощью использования и грамотного наполнения информационно-коммуникативного пространства. Сейчас особое распространение приобрели мессенджеры, ни один коллектив невозможно представить без рабочего чата, также как у каждого класса или группы есть чат педагога с родителями. Уже на первоначальных этапах использования социальных сетей и мессенджеров заметны результаты педагогического просвещения родителей в вопросах воспитания дошкольников.
К преимуществам использования интерактивных площадок во взаимодействии с семьей дошкольников, можно отнести:
• Возможность размещать документы в различных форматах (от афиши ближайшего спектакля, до положения конкурса);
• Возможность индивидуального подхода к каждому родителю;
• Возможность сочетания индивидуальной и групповой форм работы с родителями;
• Возможность быстро доводить информацию до родителей и оперативно получать обратную связь;
• Возможность сбора информации и быстрой её обработки
• В процессе реализации цели можно решить следующие педагогические Задачи:
• Повысить педагогической грамотности родителей;
• Вовлечь родителей в процесс обучения и развития собственного ребенка;
• Сформировать позитивные, доверительные взаимоотношения между детским садом и семьями воспитанников;
• Создать условия для диалога, обмена опытом, мнениями;
• Познакомить родителей с образовательным процессом и режимными моментами в детском саду;
• Гармонизировать детско-родительские отношения;
• Повысить ответственность родителей за отношение ребенка к коллективу сверстников и сотрудникам ДОУ.
Дистанционное общение с родителями предполагает более ответственный подход к передаваемой информации, чем при «живом» общении. При построении эффективного общения с родителями необходимо обратить особое внимание на качество подачи материала на расстоянии.
Старайтесь, чтобы информация была интересна, актуальна, доступна, конкретна, грамотно написана, кратка и безопасна. Формат, в котором будет представлена информация, выбирайте в зависимости от темы и с учетом целесообразности. Так отчет о проведенных мероприятиях с детьми оформляется в виде фото или видео презентаций, информационное сообщение - в виде текста или памятки.
Данная форма работы позволяет предложить родителям вопросы для размышления, разместить рекомендации от специалистов и педагогов, актуальную информацию, задания для детей и т. д. В течение всего времени педагог сумеет заинтересовать родителей и детей актуальной для них информацией.
В родительской группе социальной сети наиболее уместно:
•размещение фотографий детей с занятий, видеозаписи мероприятий с детьми продолжительностью не более 5-7 минут;
•публикация результатов интеллектуальной и творческой деятельности детей (поделки, презентации, проекты);
•публикации статей, рекомендаций родителям на тему воспитания, в том числе ссылки на литературу, на интересные сайты или платформы для детей и мн. др. ;
•размещение фотографий, вызывающих позитивные эмоции или вдохновение;
•создавать опросы, публиковать статистику, результаты исследований;
•позволять родителям размещать свои посты на страницах группы, не нарушая установленные правила общения и тематики.
Такая форма работы позволяет родителям не привязываться к определенному времени, а ознакомится с информацией в комфортной обстановке. Возможность остановки вещания и ее пересмотра позволяет повысить усвояемость предоставляемой педагогом информации.
Таким образом, педагогическое просвещение родителей через интернет - ресурсы положительно влияет на развитие и воспитание дошкольников. Дети, чувствуя родительскую поддержку, становятся увереннее в себе, задают больше вопросов, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, также ощущает эмоциональный подъем, желание быть в центре любой деятельности.
Чтобы иметь варианты каким именно образом с помощью чата в мессенджере можно решать педагогические задачи и идеи, поделюсь с вами своей практикой:
Обычно, в родительском чате наше группы пишу:
Сегодня проходили и делали. (если есть необходимость, пишу тему недели, указываю что конкретно делали, образовательную область и основные задачи, поставленные для НОД или особенности режимных моментов на указанный день) в целях повышения эффективности образовательного процесса и укрепления детско- родительских отношений, предлагаю помочь своему ребенку ответить на несколько вопросов викторины (викторина для детей и родителей в чате)/ выполнить следующие задания для детей (видео, ссылка на м/ф, ссылка на музыкальный файл/ ссылка на книгу - к ним вопросы или задания для выполнения детьми с помощью родителей).
Также регулярно делаю интерактив для родителей - даю небольшие задания: Кто по творческому почерку определит работу своего ребенка по фотографии всех поделок?/В свободное время играли в прятки, найдите на фото 15 детей и т. п.
Такие задания должны быть краткими и достаточно простыми в выполнении, но одновременно должны иметь конструктивный, вдохновляющий посыл иначе включаться в этот процесс многие не захотят. Задания стоит отправлять после окончания рабочего дня, когда большинство людей уже дома и может посвятить время ребенку. Т. к. формат работы интерактивный, то обратная связь должна быть.
О кратком фотоотчете интересных моментов, произошедших за день или прописывание забавных цитат детей, можно не говорить, это уже плотно вошло в нашу жизнь и многие давно используют данный практику.
Также все мы прекрасно знаем, сколько существует направлений воспитания и областей развития и работа по этим направлениям должна быть систематической. Воспитатели физически не могут держать под контролем уровень освоения этих направлений каждым ребенком, но т. к. в то же время в наши задачи входит и педагогическое просвещение родителей (законных представителей, то можно применить, на мой взгляд, интересное решение, а именно:
Есть понятие – чек-лист, это список контрольных вопросов для достижения намеченного результата. В рамках работы в детском саду я решила перенести метод чек-листа в работу с родителями детей моей группы.
Технология выполнения простая: подводя итог рабочей недели, обозначаю основные направления воспитания, по которым нужно поработать с детьми, продумываю по ним легкие, но эффективные задания в соответствии с возрастом, которые могут выполнять дети при минимальной помощи родителей,
Такой чек-лист следует отправлять в родительский чат в воскресенье ближе к вечеру, чтобы родители озвучили задания ребенку и смогли спланировать их выполнение. По чек-листам отчет о выполнении необязателен, но следует хорошо замотивировать родителей, проведя предварительную работу, это могут быть консультации в реальном времени, размещение в чате группы памяток, интересной информации по воспитанию и детству.
Некоторые могут подумать, что лишний раз вообще не заходили бы в родительскую группу по ряду индивидуальных причин. Но предложенный мною метод работы очень прост и эффективен одновременно, в данном случае педагог имеет возможность приобщить всех участников образовательного процесса в своей группе к конструктивной деятельности, создавая и укрепляя партнерские взаимоотношения в группе. А тогда, когда деятельность направлена на созидание, то и не будет желания переходить на деструктив.