Получи документы

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «Северный край, в котором я живу»

Наталья Сусенкова
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «Северный край, в котором я живу»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

составление рассказа-описания с опорой на картинный материал лексической темы «Северный край в котором я живу».

Задачи:

- (обучающая) закреплять и уточнять знания детей о культуре, быте традициях народов Севера; учить адекватному использованию лексики по теме, подбирать признаки предметов быта, действия, выполняемые с ними, в структуре простых фраз; образование однокоренных сложных слов;

- (развивающая) развивать логическое мышление и связную речь детей;

активизировать словарь по теме;

Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию связной речи „Северный край, в котором я живу“» размещена в разделах

- формировать представления детей об истории родного края;

- развивать умение согласовывать слова в предложениях.

- (воспитательная) воспитывать у детей интерес и любовь к истории родного края и уважение к его коренным жителям;

- (коррекционная) устранение аграмматичного использования слов в структуре простой фразы.

Речевой материал: тундра, чум, оленеводство.

Форма образовательной деятельности: интегрированная

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое-развитие

Методы и приё мы:

1. Игровая мотивация

2. Беседа

3. Вопросы

4. Сюрпризный момент

5. Практическое упражнение

6. Указания

Предварительная работа: рассматривание альбомов, иллюстраций, картин, предметов быта, национальных костюмов; беседы о природе, рисование узоров.

Оборудование:

Интерактивная доска, обучающая презентация Power Point, картины, детские рисунки

Ход ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент

- Ребята, скажите мне, как называется край в котором мы живем (Ямал).

Вы на карту посмотрите

И ЯМАЛ на ней найдите,

Потому что здесь наш дом

Мы на Севере живем [1]

И. Истомин

Край земли – так переводиться с ненецкого языка на русский слово «Ямал». А знаете ли вы какие народы с древних времен живут на этой земле? (ненцы, ханты, манси, селькупы). А хотите поближе с ними познакомиться и узнать, как они живут? (Да)

Самым древним и многочисленным северным народом считаются ненцы. Они ведут кочевой образ жизни, то есть всегда переезжают с места на место.

Вы, наверное, уже немного знаете с ненецкой культуре, посещая праздник народов севера. Каждый год, они приезжают в наш город, чтобы познакомить нас со своими, обычаями и традициями. И сегодня, один из ненцев пришел к нам на занятие и хочет проверить, что вы знаете о его народе.

Познакомьтесь, его зовут Ёнко. Давайте поиграем с ним. (Слайд 1)

1. Дидактическая игра «Где находится мой дом» (Слайд 2)

Цель: расширение знаний, пополнение словаря.

Словарь: тундра

Ход игры:

Открываются картинки разных местностей (тундра, степь, лес). Дети выбирают правильную картинку и называют все названия местности. (Рассказ педагога) (Тундра -это местность, где много болот, суровый климат, сильные ветра и многолетняя мерзлота. Растения в тундре прижимаются к поверхности земли и поэтому они небольшие)

2. Дидактическая игра «Найди мой дом». (Сайд 3)

Цель: пополнение словаря

Словарь: чум, изба, иглу.

Ход игры:

Открывается слайд с картинками. Изображены 3 жилища (чум, изба, иглу). Дети выбирают правильную картинку и знакомятся с названиями жилищ. (Рассказ педагога). (Чум — конический шалаш из жердей, покрываемый оленьими шкурами). [2]

3. Физкультминутка

Цель: развитие общей моторики, координирование речи с движениями

Ставят чум отец и мать.

Что мне делать? Отдыхать?

Быть без дела не люблю,

Есть кустарник – нарублю.

Только будет чум готов,

Принесу охапку дров.

Разожгу костер скорей,

Пусть горит он веселей. (Василий Ледков). [3]

4. Дидактическое упражнение «Чем я питаюсь». (Слайд 5)

Цель: расширение знаний о продуктах питания ненцев

Словарь: рыба, мясо, курица

Ход игры:

Открываются картинки с продуктами питания (рыба, мясо, курица).

Дети выбирают и называют правильные картинки. (Рассказ педагога)

5. Дидактическое упражнение «Мой узор» (Слайд 6)

Цель: Закрепление знаний и умений о видах орнаментов, полученных на занятиях художественно-эстетического развития

Ход игры: Открывается слайд с несколькими изображениями орнаментов разных народов

Дети выбирают серию правильных орнаментов. (Рассказ педагога о значении этого узора) (Первый узор обозначает детей, второй – заячьи уши, третий – два крючка, четвертый – макушка чума, пятый – кедровые ветки, шестой – рога быков)

- А сейчас мы свами сами попробуем нарисовать эти узоры. (Дети берут бумагу и рисуют узор, который изображен на слайде). Фон - национальная ненецкая мелодия

6. Дидактическая игра «Чем я занимаюсь» (Слайд 7)

Цель: Образование однокоренных сложных слов, расширение знаний, пополнение словаря

Словарь: оленеводство, рыболовство, строительство

Ход игры: На слайде изображены различные занятия (Оленеводство, рыболовство, строительство)

Дети выбирают правильное занятие ненцев и называют слова, от которых они образовались

7. Составление рассказа – описания с опорой на серию картин (Слайд 8)

Цель: Развитие связной речи детей

- Ребята, вам понравился рассказ Ёнко? Теперь мы с вами очень хорошо знаем о коренном народе земли, на которой живем. Давайте теперь сами попробуем с помощью картин рассказать о нём.

Дети составляют рассказ о коренных жителях- ненцах, по опорным картинкам.

Примерный рассказ.

Я живу на Ямале. Коренной народ этого края – ненцы. Живут они в тундре. Тундра -это местность, где много болот, суровый климат, сильные ветра и многолетняя мерзлота. Растения в тундре прижимаются к поверхности земли и поэтому они небольшие. Жилище ненцев называется чум. Чум - это такой шалаш из длинных палок, покрытый оленьими шкурами. Основное занятие ненцев рыболовство и оленеводство. Поэтому они питаются рыбой и олениной. У северного народа очень красивый орнамент – узор. Этот узор изображен на нашем флаге ЯНАО. Каждый узор может иметь свое значение. Я люблю свой край и уважаю коренных жителей, которые здесь живут.

Молодцы ребята! Ёнко очень понравились ваши рассказы. Он с вами прощается. Ему пора возвращаться домой.

8. Итог занятия.

Вот и закончилось наше знакомство с этим удивительным народом. У каждого народа есть свои обычаи и традиции, свой уклад жизни. Мы должны бережно относиться к их культуре, сохранять природу, которая их кормит, поит, одевает.

Список литературы

1. Истомин И. Г., Наш Север : сб. стихов., 1953.

2. Ледков В. Н., Детям моего стойбища: сб. стихов. - Л., 1960.

3. https://ru.wikipedia.org.

Публикации по теме:

Авторская дидактическая игра «Фантазёры»Авторская дидактическая игра «Фантазёры» Варианты игры. - Выкладывание задуманного сюжета из картинного материала. - Составление рассказа о временах года. - Что перепутал художник.

Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи у детей старшей логопедической группы I период.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «Северный край, в котором я живу»
Опубликовано: 26 января 2015 в 09:30
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «Северный край, в котором я живу»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Сусенкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД