Наталья Сусенкова
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «Северный край, в котором я живу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
составление рассказа-описания с опорой на картинный материал лексической темы «Северный край в котором я живу».
Задачи:
- (обучающая) закреплять и уточнять знания детей о культуре, быте традициях народов Севера; учить адекватному использованию лексики по теме, подбирать признаки предметов быта, действия, выполняемые с ними, в структуре простых фраз; образование однокоренных сложных слов;
- (развивающая) развивать логическое мышление и связную речь детей;
активизировать словарь по теме;
Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию связной речи „Северный край, в котором я живу“» размещена в разделах
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
- формировать представления детей об истории родного края;
- развивать умение согласовывать слова в предложениях.
- (воспитательная) воспитывать у детей интерес и любовь к истории родного края и уважение к его коренным жителям;
- (коррекционная) устранение аграмматичного использования слов в структуре простой фразы.
Речевой материал: тундра, чум, оленеводство.
Форма образовательной деятельности: интегрированная
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое-развитие
Методы и приё мы:
1. Игровая мотивация
2. Беседа
3. Вопросы
4. Сюрпризный момент
5. Практическое упражнение
6. Указания
Предварительная работа: рассматривание альбомов, иллюстраций, картин, предметов быта, национальных костюмов; беседы о природе, рисование узоров.
Оборудование:
Интерактивная доска, обучающая презентация Power Point, картины, детские рисунки
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент
- Ребята, скажите мне, как называется край в котором мы живем (Ямал).
Вы на карту посмотрите
И ЯМАЛ на ней найдите,
Потому что здесь наш дом
Мы на Севере живем [1]
И. Истомин
Край земли – так переводиться с ненецкого языка на русский слово «Ямал». А знаете ли вы какие народы с древних времен живут на этой земле? (ненцы, ханты, манси, селькупы). А хотите поближе с ними познакомиться и узнать, как они живут? (Да)
Самым древним и многочисленным северным народом считаются ненцы. Они ведут кочевой образ жизни, то есть всегда переезжают с места на место.
Вы, наверное, уже немного знаете с ненецкой культуре, посещая праздник народов севера. Каждый год, они приезжают в наш город, чтобы познакомить нас со своими, обычаями и традициями. И сегодня, один из ненцев пришел к нам на занятие и хочет проверить, что вы знаете о его народе.
Познакомьтесь, его зовут Ёнко. Давайте поиграем с ним. (Слайд 1)
1. Дидактическая игра «Где находится мой дом» (Слайд 2)
Цель: расширение знаний, пополнение словаря.
Словарь: тундра
Ход игры:
Открываются картинки разных местностей (тундра, степь, лес). Дети выбирают правильную картинку и называют все названия местности. (Рассказ педагога) (Тундра -это местность, где много болот, суровый климат, сильные ветра и многолетняя мерзлота. Растения в тундре прижимаются к поверхности земли и поэтому они небольшие)
2. Дидактическая игра «Найди мой дом». (Сайд 3)
Цель: пополнение словаря
Словарь: чум, изба, иглу.
Ход игры:
Открывается слайд с картинками. Изображены 3 жилища (чум, изба, иглу). Дети выбирают правильную картинку и знакомятся с названиями жилищ. (Рассказ педагога). (Чум — конический шалаш из жердей, покрываемый оленьими шкурами). [2]
3. Физкультминутка
Цель: развитие общей моторики, координирование речи с движениями
Ставят чум отец и мать.
Что мне делать? Отдыхать?
Быть без дела не люблю,
Есть кустарник – нарублю.
Только будет чум готов,
Принесу охапку дров.
Разожгу костер скорей,
Пусть горит он веселей. (Василий Ледков). [3]
4. Дидактическое упражнение «Чем я питаюсь». (Слайд 5)
Цель: расширение знаний о продуктах питания ненцев
Словарь: рыба, мясо, курица
Ход игры:
Открываются картинки с продуктами питания (рыба, мясо, курица).
Дети выбирают и называют правильные картинки. (Рассказ педагога)
5. Дидактическое упражнение «Мой узор» (Слайд 6)
Цель: Закрепление знаний и умений о видах орнаментов, полученных на занятиях художественно-эстетического развития
Ход игры: Открывается слайд с несколькими изображениями орнаментов разных народов
Дети выбирают серию правильных орнаментов. (Рассказ педагога о значении этого узора) (Первый узор обозначает детей, второй – заячьи уши, третий – два крючка, четвертый – макушка чума, пятый – кедровые ветки, шестой – рога быков)
- А сейчас мы свами сами попробуем нарисовать эти узоры. (Дети берут бумагу и рисуют узор, который изображен на слайде). Фон - национальная ненецкая мелодия
6. Дидактическая игра «Чем я занимаюсь» (Слайд 7)
Цель: Образование однокоренных сложных слов, расширение знаний, пополнение словаря
Словарь: оленеводство, рыболовство, строительство
Ход игры: На слайде изображены различные занятия (Оленеводство, рыболовство, строительство)
Дети выбирают правильное занятие ненцев и называют слова, от которых они образовались
7. Составление рассказа – описания с опорой на серию картин (Слайд 8)
Цель: Развитие связной речи детей
- Ребята, вам понравился рассказ Ёнко? Теперь мы с вами очень хорошо знаем о коренном народе земли, на которой живем. Давайте теперь сами попробуем с помощью картин рассказать о нём.
Дети составляют рассказ о коренных жителях- ненцах, по опорным картинкам.
Примерный рассказ.
Я живу на Ямале. Коренной народ этого края – ненцы. Живут они в тундре. Тундра -это местность, где много болот, суровый климат, сильные ветра и многолетняя мерзлота. Растения в тундре прижимаются к поверхности земли и поэтому они небольшие. Жилище ненцев называется чум. Чум - это такой шалаш из длинных палок, покрытый оленьими шкурами. Основное занятие ненцев рыболовство и оленеводство. Поэтому они питаются рыбой и олениной. У северного народа очень красивый орнамент – узор. Этот узор изображен на нашем флаге ЯНАО. Каждый узор может иметь свое значение. Я люблю свой край и уважаю коренных жителей, которые здесь живут.
Молодцы ребята! Ёнко очень понравились ваши рассказы. Он с вами прощается. Ему пора возвращаться домой.
8. Итог занятия.
Вот и закончилось наше знакомство с этим удивительным народом. У каждого народа есть свои обычаи и традиции, свой уклад жизни. Мы должны бережно относиться к их культуре, сохранять природу, которая их кормит, поит, одевает.
Список литературы
1. Истомин И. Г., Наш Север : сб. стихов., 1953.
2. Ледков В. Н., Детям моего стойбища: сб. стихов. - Л., 1960.
3. https://ru.wikipedia.org.