Татьяна Фельдман
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: игровая, речевая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Задачи: показать знание детьми изученных букв;
- показать сформированный навык правильного голосоведения;
- показать способности детей изменять голос по силе, высоте и тембру;
- совершенствовать навык чтения и письма;
- показать умение детей проводить фонематический анализ;
Публикация «Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- показать умение детей разгадывать кроссворды и ребусы, отгадывать загадки;
- способствовать развитию фонематического слуха;
- содействовать развитию графических навыков;
- способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук.
Методические приемы: проблемные ситуации, ситуативный разговор, дидактические игры, дидактические упр., игровые ситуации, беседа, физминутка, объяснение логопеда.
Содержание образовательной деятельности детей.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Дети входят в группу, выстраиваются в круг.
Я бросаю мяч каждому из вас, а вы называете слово на тот звук, который я вам назову. Кто правильно назовет слово, проходит на свое место.
АРТИКУЛЯЦОННАЯ ГИМНАСТИКА:
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Дети сидят за столами, перед ними лежат коробочки с буквами, тетрадные листы, на которых написаны задания, карандаши.
- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в загадочное путешествие! Так как оно загадочное – значит, будет много загадок, а так как это путешествие – значит, мы куда-то попадем. А вот куда – вам нужно отгадать. Сейчас я буду называть слова, а вы должны определить, какой первый звук в каждом слове и записать их на листочке, потом прочитать – какое слово получится.
ШАПКА КОШКА ОЗЕРО ЛОЖКА АРБУЗ
- Какое слово получилось? ШКОЛА
- Сегодня мы отправимся в школу, но не в простую, а в лесную. А кто учится в лесной школе, вам нужно отгадать:
На ветке не птичка – Добродушен, деловит,
Зверек – невеличка, Весь иголками покрыт.
Мех теплый, как грелка Слышишь топот шустрых ножек?
Кто же это? …. (белка). Это наш приятель… (ежик).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1) - Всех лесных учеников вы отгадали, а теперь закройте глазки – мы отправляемся в путешествие (выставляется картинка – лесная школа).
- Что же учат дети в лесной школе? (Звуки и буквы).
- Что такое звук? (Это то, что мы слышим и произносим).
- Что такое буква? (Это то, что мы видим и пишем).
- Какие бывают звуки? (Дети дают характеристику звукам: гласные, согласные; твердые, мягкие; звонкие, глухие).
2) – На листочках у вас написаны буквы. Зачеркните только те, которые обозначают гласные звуки.
3) – Чему учатся ученики в лесной школе? (Читать и писать).
Стихотворение «Как хорошо уметь читать»
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
Прочти, пожалуйста, прочти!
Не надо умолять сестрицу:
Ну прочитай еще страницу.
Не надо ждать, не надо звать,
А можно взять и прочитать!
- Ребята, а мы умеем читать? Да!
-Давайте прочтем то, что написано на карточках. (Дети хором читают слова, написанные на карточках).
- Ребята, в школе после каждого урока бывает перемена. Давайте и мы немного отдохнем.
ФИЗМИНУТКА
Скоро в школу мы пойдем (дети выполняют ходьбу на месте)
И портфель с собой возьмем (рисуют руками в воздухе квадрат)
Книжки, ручку, карандаш (загибают пальчики)
Мы в портфель положим наш (из пальчиков строим шарик, соединяем в «замок»)
Будем мы читать, писать (хлопают в ладоши)
И учиться все на «пять» (показывают пять пальчиков).
5) - После уроков все ученики идут домой.
- Вы знаете, как называются домики наших учеников? Сейчас проверим.
У белки - … (дупло). Дупло чье? … Беличье.
У медведя - … (берлога). Берлога чья? … Медвежья.
У лисы - … (норка). Норка чья? … Лисья.
У волка - … (логово). Логово чье? …Волчье.
У зайца - … (нет домика, он живет под кустиком). Кустик чей? …Заячий.
6) В лесной школе учатся не только животные. Кто еще может учиться в лесной школе? ПТИЦЫ.
- Правильно, птицы. А вот какие это птицы, угадайте.
Называю артикуляцию звуков, а дети записывают нужные буквы. Из них складывают слова:
СОВА АИСТ
- Кто еще может учиться в лесной школе? НАСЕКОМЫЕ.
- Какие это насекомые, отгадайте.
Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног, да все без копыт.
(ЖУК)
Кто не ходит, а ползет,
Паутину все плетет?
(ПАУК).
Выкладываем эти слова из букв разрезной азбуки. Звуковой анализ проводим, один ребенок работает у доски.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Задание на сообразительность.
Мы – обычные слова, всех нас знает каждый.
Мы содержим букву «А» трижды или дважды.
Иногда всего одну, только не в начале,
Но сегодня – ну и ну! Все они сбежали.
- Посмотрите, на доске написаны буквы. Кто сумеет догадаться, куда нужно вставить букву А, чтобы получились слова.
С Т К Н П Р Т
Задание «Допиши слово».
На листочках написаны слова (только верхняя часть букв) – нужно догадаться, какие это буквы и дописать их.
Игра «Составь предложение».
У некоторых детей на столе лежат карточки, на которых написаны слова. Вызываю детей. Все вместе читаем слова, а затем из них составляем предложения:
МЫ СЛОГИ СЛОВА ЧИТАЛИ ПИСАЛИ
МЫ ЧИТАЛИ СЛОГИ.
МЫ ПИСАЛИ СЛОВА и т. д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подведение итогов. Чтение стихотворения А. Барто «В школу».