Вера Ивановна Бушмина
Конспект логопедического занятия «Лес — природное сообщество»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель - совершенствование диалогической и монологической речи по теме ЛЕС
Задача:
1. Расширение знаний о жизни леса.
2. Активизация словаря по теме.
3. Учить умению составлять предложения сложной конструкции.
4. Совершенствовать грамматический строй речи, связную речь.
5. Воспитание экологической культуры у детей – развитие гуманного отношения к природе, способности воспринимать и чувствовать её красоту, умение бережно относиться ко всем природным компонентам.
Формирование у детей любви к природе.
Оборудование:
Деревья-картинки
Муравейник
Публикация «Конспект логопедического занятия „Лес — природное сообщество“» размещена в разделах
Шапочки-ветки из бумаги (березы, осины и рябины)
Картина дуб с животными
Шишки:
Контуры березы по временам года
Картинки-животные леса (бурундук, белка, кабан, медведь, волк)
Ход занятия:
Орг. момент (дети под музыку входят в зал одетые в спортивную форму, с рюкзаком и сачком)
ЛОГОПЕД
Нас ждёт сейчас прогулка в лес. Давайте поздороваемся.
1-й РЕБЁ НОК:
. Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
2-й РЕБЁНОК (читает стих)
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной грозовой?
Что нам шепчешь на заре.
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои.
ДЕТИ
Подходят к муравейнику и садятся вокруг него.
РЕБЁНОК
Зайдешь в лесную даль и глушь
Муравьиным духом пахнет сушь.
В чаще муравейники не спят
–муравьи там, бегают, кишат.
ЗАЛЕТАЕТ СОРОКА
РЕБЁНОК
Тар-Тар-Тар
Это что за тарарам?
Что за шум и что за гам?
Раздаётся тут и там?
Кто вы такие? Зачем Вы сюда пришли?
Что бы напакостить деревья м и лесу?
Зачем бросаете вещи на муравейник?
Разве можно так делать?
РЕБЁНОК
Нет, так делать нельзя, потому что муравейник –
это живой организм леса.
Лес не может обойтись без муравьёв. Они уничтожают вредных насекомых, очищают лес от мелкого мусора.
СОРОКА
Да, правильно, знать знаете, а почему так делаете, ведь муравьи могут задохнуться и погибнуть. Отойдите от муравейника, не мешайте муравьям работать.
Вот недавно приходили мальчишки, и что они делали?
РЕБЁНОК
Я знаю этот случай.
Ребята гуляли по лесу и увидели гнездо. Хотели посмотреть, а что же там?
Стали залазить на дерево. И тут из гнезда вылетела ворона. Она начала громко каркать.
И на этот крик прилетели другие вороны, они стали клевать ребят и бить крыльями со всех сторон.
Ребята испугались, слезли с дерева и стали убегать, а вороны долго их преследовали.
СОРОКА
Да, вороны спасли своих птенцов. Я знаю, вот так можно делать?
РЕБЁНОК
Нет, потому что птицы приносят большую пользу лесу. Они поедают вредных насекомых, жуков-короедов, которые могут повредить деревья.
СОРОКА
А вот эта фотография, это же вредительство! Подожгли лес и убежали, тоже наверное, дети?
РЕБЁНОК
Нет, я расскажу, как было?
Мальчик пошел в лес за грибами и увидел, как черный дым поднимается из-за деревьев.
Он понял, что горит лес и вернулся назад, чтобы сообщить взрослым.
Взрослые взяли лопаты, багры, воду и побежали к месту пожара, Они растаскивали загоревшую траву и деревья, и лопатами бросали землю на огонь.
И так они спасли лес от пожара.
СОРОКА
Вот так разве можно? Поджигать лес
РЕБЁНОК
Нет, потому что лесной пожар, страшное бедствие.
Огонь не щадит ничего и никого:
Погибает всё живое, животные, птицы, насекомые.
И лес превращается в черную пустыню – гарь,
а гари иногда превращаются в болота, на которых уже лес никогда не восстанавливается.
СОРОКА
А кто виноват?
РЕБЁНОК
В древности леса загорались от молнии, сейчас виновником пожаров в лесах становится человек.
Из-за мусора, стёкол, сигарет, спичек, которые оставляют люди, после походов в лес.
СОРОКА
Вот и я говорю.
РЕБЁНОК
А мы ничего не взяли с собой, кроме фотоаппарата и пришли посмотреть,
как живет лес, какие деревья растут в лесу.
СОРОКА
А что вы знаете про деревья в лесу?
РЕБЁНОК (обращается к сороке)
А ты вот угадай, про какое дерево мы расскажем?
РЕБЕНОК
Меня называют СПИЧЕЧНОЙ КОРОЛЕВОЙ, потому что из моей древесины получаются самые лучшие спички. Ствол мой тонкий стройный и расту я среди своих подружек.
Ранней весной у меня вырастают розовые сережки.
Летом мои круглые листочки, по-особенному, крутятся шелестят, а осенью, я очень красива, вся покрываюсь красными листочками.
СОРОКА
Я знаю, ещё говорят, что ты дрожишь как осиновый листок –это ОСИНА.
ЛОГОПЕД
Сорока, ты конечно знаешь деревья, так как живёшь в лесу, а давай проверим туристов, умеют ли они различать деревья?
ЛОГОПЕД
Предлагает картинки Сороке, раздать их туристам – детям.
ДЕТИ
По очереди называют картинки и относительные прилагательные (липа, липовый листок, липовая ветка)
ЛОГОПЕД
О каком дереве еще хотите рассказать?
РЕБЁНОК
Меня часто называют кудрявой, весёлой, тонкой.
Считают спутником счастья и мира в семье
Обо мне слагают легенды, стихи, сказки
Весной у меня появляются красивые белые цветы.
А к концу лета они превращаются в зеленые, а потом в красные гроздья ягод, которые очень любят птицы.
Из моих ягод люди готовят вкусные блюда.
СОРОКА
Знаю, знаю, я сама летаю к этому дереву, - это рябина.
ЛОГОПЕД (обращается к детям)
В лесу можно увидеть не только разные деревья, но и кустарники, цветы, грибы.
Кроме этого, лес является живым сообществом для кого?
Кого можно встретить в лесу?.
ДЕТИ (отвечают)
Кабанов, медведей, волков, белок, бурундуков
ЛОГОПЕД вывешивает картину (Дуб и разные животные)
Кто живёт на дубе?
ДЕТИ (составляют предложения)
Белка сидит на ветке слева (справа)
ФИЗПАУЗА
ЛОГОПЕД
Сейчас туристы споют песню о дружбе, которая так важна в путешествии
ЛОГОПЕД
Ещё просится одно дерево
РЕБЁНОК (дерево)
Я расту по всей России, очень люблю свет и простор, но не боюсь и крепких морозов.
Ветки у меня длинные свисают к земле, а листочки небольшие, но их очень много.
У меня ослепительно белая кора, с тёмными чёрточками, их называют чечевичками.
Весной они открываются и я дышу, а зимой они закрываются.
РЕБЁНОК (читает стих)
Всех деревьев ты нарядней
В шали нежно-золотой,
Всех красивей, всех приглядней
На ветру шумишь листвой.
Ведь недаром, в самом деле,
Предки наши столь мудры –
Стали делать колыбели из её коры.
РЕБЁНОК
Ну, сорока, ты догадалась, какое это дерево,
СОРОКА (отвечает)
Да нет, какие то чёрточки, где не пойму?
ЛОГОПЕД (обращается к детям)
Ребята надо подробнее рассказать про дерево.
РЕБЁНОК
Это Дерево – символ России.
Его любят за красоту, нежность, благородство и щедрость.
Первым вырастает на выгоревших лесах.
Оно и греет в холода в домах и холодит в жару и лечит людей.
Делают из него таблетки, деготь от разных болезней.
А из древесины делают красивую мебель.
ЛОГОПЕД (обращается к сороке)
Ты можешь найти это дерево?
СОРОКА
Нет.
ЛОГОПЕД
Ребята покажите это дерево.
РЕБЁНОК
Вешает картинку березы.
СОРОКА
Я знаю это дерево.
Я на нём родилась прошлой весной.
Я его очень люблю.
Но почему-то оно разное.
То листочки есть, то их нет.
ЛОГОПЕД (обращается к детям)
Давайте покажем СОРОКЕ, какой бывает береза? Украсьте её.
РЕБЁНОК
Раскладывает 4 контура деревьев берез по временам года
ЛОГОПЕД (обращается к детям)
А почему береза разная?
РЕБЁНОК
Весной от солнца земля согревается и на березе появляются сережки и листочки.
Летом листья на березе становятся больше, а осенью листья желтеют и опадают
Зимой все березы стоят голые.
ДЕТИ рассказывают по очереди стих БЕРЕЗА.
Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет
В шубке белой – зимой
Вся в серёжках – весной
Сарафан зелёный - летом
Белая берёза
Под моим окном,
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
Я б тебя укрыл, берёза,
Белоствольная краса,
От метели, от мороза,
От шального топора
СОРОКА
А это, про какое дерево загадка?
Зимой и летом –одним цветом
ДЕТИ
Это ёлка
СОРОКА
Нет не только ёлка
Это и сосна, и пихта и кедр.
ЛОГОПЕД
Почему?
РЕБЁНОК
Потому что у всех этих деревьях есть хвоя, и она не опадает.
И ещё на этих деревьях есть шишки.
ЛОГОПЕД (обращается к сороке)
Для лесных жителей наши туристы приготовили подарки
ЛОГОПЕД выставляет картинки дятел, клест, бурундук, белка
Кому что нужно (под стульчиками у детей лежат шишки)
ДЕТИ
Раскладывают шишки по образцу на картинках под музыку, затем садятся на места
ЛОГОПЕД
А теперь дети посчитайте, сколько шишек досталось каждому лесному жителю?
РЕБЁНОК
Для дятла собрали 5 сосновых шишек и так далее…
РЕБЁНОК
Еловые для клеста
ЛОГОПЕД
Потом эти шишки надо унести в лес, лесным обитателям
ЛОГОПЕД
А чем является для нас лес?
ДЕТИ читают по карточкам и накладывают на доску.
Лес- это дом для растений, животных, птиц, насекомых.
Лес- это лёгкие планеты.
Лес- защитник водоёмов, почвы, воздуха.
Лес- это источник древесины.
Лес- место для отдыха человека.
Лес- является источником ягод, грибов и лекарственных растений.
Лес- это богатство страны.
Поэтому лес надо беречь и приумножать.
Много леса не губи
Мало леса –береги
Нет леса –посади
ЛОГОПЕД обращается к детям
Каждый постарайтесь посадить дерево
Около дома, около школы
Дерево будет расти и Вы тоже будете расти
Вы будете расти и дерево тоже будет расти
Вы будете гордится этим, приходить к нему и оно будет Вам давать силу и радость.
ДЕТИ рассказывают стихи про лес
ПРАЗДНИК ЛЕСА
Что мы сажаем,
Сажая
Леса?
Мачты и реи –
Держать паруса,
Рубку и палубу,
Рёбра и киль –
Странствовать
По морю
В бурю и штиль.
Что мы сажаем,
Сажая
Леса?
Лёгкие крылья-
Лететь в небеса.
Стол, за которым
Ты будешь писать.
Ручку,
Линейку,
Пенал
И тетрадь
Что мы сажаем,
Сажая
Леса?
Чащу,
Где бродят
Барсук и лиса,
Чащу,
Где белка
Скрывает бельчат,
Чащу,
Где пёстрые
Дятлы
Стучат.
Что мы сажаем,
Сажая
Леса?
Лист,
На который
Ложится роса,
Свежесть лесную,
И влагу,
И тень, -
Вот что сажаем
В сегодняшний день.