Татьяна Викторовна
Конспект занятия по аппликации «Кувшинка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Аппликация «Кувшинка»
Цель (возраст 3-7 лет) : выполнение аппликации кувшинки из готовых деталей.
Цель (возраст 8-10 лет) : выполнение аппликации кувшинки по шаблонам.
Цель (возраст 11-18 лет) : составление собственной композиции.
Оборудование: заготовки для аппликации, цветной фетр, картон, клей, иллюстрации цветов.
Темочки:
- Аппликации. Конспекты
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Аппликации
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
Форма проведения: практическое занятие
Ход занятия:
I. Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте ребята, я очень рада Вас сегодня видеть! Сегодня мы с вами будем создавать аппликацию замечательного цветка. Кувшинка прекрасна! Это одно из самых красивых растений. Белая кувшинка издревле считалась символом красоты, непорочности и милосердия. Эти большие и белые с золотой серединой цветы растут в тихих водоемах наших рек и озер. Кувшинку-нимфею также называют “дитя солнца” : ее прекрасные цветки раскрываются утром и закрываются с наступлением сумерек.
II. Основная часть
Воспитатель: Водяная лилия - очаровательная и нежная белая кувшинка - не что иное, как знаменитая сказочная одолень-трава. Молва приписывает ей волшебные свойства. Ее наделяли свойствами охранять людей, она могла дать силы одолеть врага, оградить от бед и напастей, но могла и погубить того, кто искал ее с нечистыми помыслами. Кувшинку вкладывали в ладанку и носили как амулет.
Народные названия: одолень-трава или одолень белый, балаболка, плывучник, русалочий цветок или русалкин цвет, водяная маковка или мак водяной, блискалка, бобpяк, белые курочки, водяной попутник, водяной цвет, белая водяная лилия.
Воспитатель: О происхождении этого чудесного растения существует множество легенд. Говорят, что название свое она получила в честь нимф, обитающих, как и эти растения в воде. Как известно из греческой мифологии, нимфы - это божества природы: лесов, гор, озер, рек и морей. Неудивительно, что цветы, названные в их честь, прекрасны. В славянских сказках представление о кувшинках связывается с загадочным образом русалки.
В древности кувшинку даже называли русалочий цветок. Может, поэтому ботаники и дали название кувшинке "нимфея кандида", что в переводе означает "нимфа белая" (нимфа - русалка).
Говорят, что название свое она получила в честь нимф, обитающих, как и эти растения в воде. Как известно из греческой мифологии, нимфы - это божества природы: лесов, гор, озер, рек и морей. Неудивительно, что цветы, названные в их честь, прекрасны.
В славянских сказках представление о кувшинках связывается с загадочным образом русалки. Следующую неделю после христианского праздника Троица, во время цветения кувшинок, в народе называли «русальной».
Существовало поверье, что именно в эти дни русалки выходят на берег и водят хороводы. В это время (разгар купального сезона) часто случались несчастные случаи. Юноши и девушки не ходили купаться в одиночку, чтобы русалки не защекотали и не уволокли на дно озера. Некоторые носили на себе стебли любистка и полыни, которые должны были отпугнуть русалок.
В Шварцвальде, в Германии, есть озеро, носящее имя Муммельзее - от старинного немецкого слова "die Mumme" - нимфа. Озеро с древности окутано мистическим ореолом и до сих пор поговаривают, что оно наполнено нимфами.
Предание рассказывает, что в старом пруду этом, рядом с замком жила-была несколько сот лет тому назад одна злая нимфа-никса, у которой в услужении находились две прелестные молодые русалки.
Часто русалки приходили смотреть на празднества в замке, и тут обратили на них внимание два рыцаря. Вскоре полюбили русалки этих рыцарей и готовы были покинуть воды и следовать за ними. Но старая никса заподозрила русалок в сношениях с жителями замка и решила подкараулить их. С помощью волшебства она перевела все часы замка, а русалки могли выходить из воды только от заката солнца до полуночи. В полночь же должны были быть всегда в пруду.
Весело беседовали молодые русалки в рыцарской зале, не предчувствуя близкой беды. На больших часах замка пробило одиннадцать, до полуночи оставался еще целый час, а между тем на церковных часах Шварцбурга пробило уже двенадцать - полночь возвестил и сторож.
Бросились бежать бедные русалки к пруду. Побежали за ними и рыцари, но не успели спасти их. Когда они добежали до пруда, то на том месте, где за минуту перед тем мелькали белые платья русалок - поднимались из воды две белые кувшинки : злая никса превратила русалок в эти цветы.
Долго цвели эти кувшинки, долго оплакивали рыцари своих дорогих возлюбленных, но к осени завяли цветы, а рыцари ушли в Святую Землю и не вернулись.
Пруд с той поры стал сохнуть, и вскоре не хватило в нем воды даже для злой никсы - там она и задохнулась. Теперь пруд этот стоит совершенно сухой, не наполняясь водой даже и в осеннее ненастье и весеннее половодье.
Народные поверья говорят, что в полночь на озере начинают водить хороводы нимфы и, кружась в быстром танце, увлекают в воду проходящих мимо людей. Особенно весело пляшут нимфы в ночи полнолуний. А если кто вздумает сорвать на озере кувшинки, то нимфы, охраняющие их, хватают смельчака и увлекают с собой на дно. Если же каким-то образом человек этот сумеет спастись и убежать, то вскоре умрет от горя.
Воспитатель: Цветы кувшинки относятся к «часам флоры» или «цветочным часам».
Около 7 часов утра цветок выныривает из - под воды, в 7 часов раскрывается, весь день поворачивается за солнцем, в 5 вечера закрывается и около 6 вечера уходит под воду.
Когда-то существовало такое поверье: кувшинки ночью спускаются под воду и превращаются в прекрасных русалок, а с появлением солнца русалки вновь превращаются в цветы.
На языке цветов кувшинка означает - "Ты никогда не должен меня обманывать". "Чувства в моей душе бушуют". Кувшинку дарит человек, который хочет убедить Вас, что он - Ваша "половинка". Даритель просит довериться ему и обещает быть нежным и заботливым.
Воспитатель: Кувшинка белая охраняется законом, так как их осталось в водоемах рек и озер совсем мало. Цветет кувшинка долго, с конца мая и по август. Цветки белой лилии раскрываются ранним утром, а поздним вечером закрываются. Если прийти рано утром на озеро, то можно пронаблюдать, как появляются эти цветы из воды. Это незабываемое зрелище! Вот из глубины озера начинает что-то подниматься, и на поверхности показывается большой бутон. В считанные минуты он превращается в прекрасный белый цветок. Рядом еще один, чуть подальше еще. Удивительно то, что бутоны всплывают перед самым восходом солнца, а раскрываются, едва солнечные лучи коснутся поверхности воды. Весь день их не найдешь в одном и том же положении. С утра и до вечера цветущие кувшинки следуют за движением солнца, поворачивая плавающую головку в сторону его лучей. В полдень они раскрывают все свои лепестки. Потом цветки у них начинают постепенно закрываться, и цветок похож на нераспущенный бутон. И вот тут происходит интересное: закрывшиеся цветы кувшинки, начинают медленно погружаться в воду. Это плети-стебли, укорачиваясь, втягивают цветы за собой. Кувшинки очень любят солнце, чуть набегут тучи, и они медленно начинают закрываться.
Воспитатель: Посмотрите, из каких частей состоит наш цветок?
- Назовите части цветка.
- Давайте с вами подумаем, в каком порядке мы будем выполнять работу?
- Какие детали мы будем наклеивать первыми?
- На что нам нужно обратить внимание?
Итак:
1. Подготовка фона для аппликации.
2. Подбор цветовых сочетаний фона и цветов.
3. Разложить элементы аппликации на листе картона.
4. Приклеиваем элементы нашей композиции.
Воспитатель: Но прежде чем мы с вами начнем работу, давайте отдохнем.
III. Физминутка
Чок – чок, каблучок!
Потопать ногами
В танце кружится сверчок.
Покружиться
А кузнечик без ошибки
Исполняет вальс на скрипке.
Движения руками, как при игре на скрипке
Крылья бабочки мелькают –
Движения руками, как крыльями
С муравьем она порхает.
Покружиться парами
Звонко хлопают ладошки!
Похлопать в ладоши
Всё! Устали ножки!
Воспитатель: А теперь мы приступим к изготовлению аппликации. Но сначала вспомним правила техники безопасности при работе с колюще-режущими инструментами.
Работа с ножницами:
Не ходи с ножницами по группе.
Не держи ножницы лезвием вверх.
Не бери ножницы в рот.
Нельзя поворачиваться с ножницами в руках к соседу.
Работа с фетром:
Фетр нужно использовать экономно.
Не разбрасывай оставшиеся куски фетра.
Не мни фетр.
Работа с клеем:
Нужно иметь салфетку, чтобы вытирать руки.
Если капнул клей на стол, нужно вытереть стол.
Лишний клей с аппликации убрать при помощи салфетки.
Закончив работу, нужно убрать свое рабочее место.
Практическая работа воспитанников
Воспитанники 3-7 лет выполняют работу из готовых деталей под руководством воспитателя.
Воспитанники 8-10 лет самостоятельно вырезают детали по шаблонам, выполняют сборку изделия под руководством воспитателя.
Воспитанники 11-18 лет самостоятельно выполняют работу, дополняя ее декоративными элементами.
IV. Итог занятия
Воспитатель: Итак, наше занятие подошло к концу. Давайте определим, чей цветок больше всех похож на образец.
Обсуждение работ, закрепление материала.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что вам понравилось на занятии?
Рефлексия
Воспитатель: А сейчас каждый оцените свою работу сегодня на занятии. Перед вами карточки красная, жёлтая, синяя. Если вы считаете, что всё было понятно и интересно, прикрепите красную карточку, если не всё было понятно и, пользовался помощью воспитателя – жёлтую, если считаете, что было много непонятного – синюю карточку.