Юрина
Конспект коррекционно-познавательной игровой программы «Рождественские посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект коррекционно-познавательной игровой программы
Цель: познакомить и скорректировать знания детей с одной из православных традиций празднования Рождества;
Задачи:
1. Коррекционно-обучающие : Формировать и корректировать у детей основополагающий морально-нравственный идеал, установки, ценности, нормы, обеспечивающие осознанный нравственный выбор;
Публикация «Конспект коррекционно-познавательной игровой программы „Рождественские посиделки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Посиделки
- Рождество Христово. 7 января
- Рождество Христово. Конспекты занятий для детей
- Темочки
2. Коррекционно-развивающие : Развивать коммуникабельность, артистичность, быстроты реакции, заинтересованность в русских народных праздниках.
3. Коррекционно-воспитательные : Воспитание творческой, гармонично развитой личности.
Ход программы
1. Организационный момент
-(Воспитатель 2) - Здравствуйте ребята! Мы к вам пришли не просто так в гости. Мы хотим вам рассказать и поиграть с вами в рождественские игры. И устроить рождественские посиделки.
(Воспитатель 1) -Праздник Рождества Христова — самый светлый и радостный день для многих людей. Именно в этот день родился у Девы Марии сын Иисус Христос - Спаситель мира. Рождество отмечается ровно через 9 месяцев после другого церковного праздника - Благовещения (7 апреля, когда ангел явился Деве Марии и возвестил благую весть, что родит она Сына Божия.
(Воспитатель 2) -Первый раз Рождество Христово отмечалось на Руси в 988 году. Именно в этот праздник наблюдается странное сочетание христианских и языческих обрядов. И до сих пор на Рождество и на Старый Новый год у нас гадают, колядуют, надевают маскарадные костюмы, маски.
(Воспитатель 1) -Готовились к празднику основательно, за несколько дней до Рождества все работы прекращались: считалось, что иначе год пройдет в тяжелых трудах, без отдыха. За 6 недель до начала праздника начинается строгий пост. Люди с достатком почитали за обязанность в эти дни помогать бедным. В канун Рождества — Сочельник — пищу принимать не разрешалось вплоть до появления первой звезды, которая знаменует рождение Спасителя мира. Когда эта рождественская звезда всходила на небе, все спешили за праздничный стол.
(Воспитатель 2) -Накануне Рождества и в день праздника одевались во все новое, да еще и переодевались по нескольку раз, чтобы весь год были обновы. С 8 января начинаются Святки, длящиеся 12 дней до Крещения. По древнему верованию, в дни святок новорожденный Бог странствует по земле и рассылает щедрые дары; о чем попросишь в молитве, то и получишь. Считалось, что в это время исполнялись самые заветные желания. Святки сопровождались своими обычаями и обрядами — святочные гуляния, святочные колядования, щедрования, гадания под Рождество, Старый Новый год и Крещение. Святки являлись временем отдыха, игр, развлечений, гуляний.
2. Основная часть
(Воспитатель 1) - Вот и мы с вами сейчас поиграем!
(Воспитатель 2) - Первым нашей игрой будет игра «Снежинка по кругу»
Дети передают из рук в руки снежинку под музыку, как только музыка перестала звучать, тот у кого в руках снежинка выходит в центр круга и танцует.
(Воспитатель 1)
1) А вот скажите-ка теперь, что в старину «вторым хлебом»
называли? Какой овощ? а) свекла; б) репа; в) капуста.
-Крестьяне хранили репу в сыром виде почти всю зиму. В кадки аккуратно укладывали песок, слой репы, снова песок и т. д.
2) У славян, наших предков, на столе обязательно должен был постоянно находиться один продукт. Что это?
а) соль; б) хлеб; в) квас.
-Существовала даже пословица: «Хлеб на стол, так и стол - престол, а хлеба ни куска, так и стол – доска». Постоянное пребывание хлеба на столе должно было обеспечить достаток и благополучие дома.
3) Про какие щи крестьяне, как бы сердясь, говорили: «Щи, хоть кнутом хлещи»?
а) крапивные; б) на рыбном отваре; в) пустые, т. е. без мяса.
-Пустые щи ели только в пост, а если весь год пустые щи хлебать – как тут на щи не осерчать?
4) Какой из русских праздников получил в народных поговорках такие яркие эпитеты, «широкая», «веселая»?
а) Троица; б) Пасха; в) Масленица.
-Масленица, проводы зимы и встреча весны, – один из самых веселых праздников. Перед Масленицей закупали много продуктов, ведь даже бедняк гулял на широкую ногу. Этот праздник немыслим без блинов, их пекли каждый день.
5) Когда в деревне устраивались колядки?
а) на Иванов день; б) на Рождество; в) на Пасху.
-На Рождество колядующие еще и устраивали представления с помощью вертепа. Это такой ящик с куклами, а разыгрывали, конечно, сцены из Евангелия. Ходит молодежь с вертепом и звездою (а то и без них) по домам, славит Христа, желает хозяевам здоровья и добра, за что получает подарки. Не одаришь – соответствующие пожелания будут.
(Воспитатель 2) – Следующей игрой будет «Наряди елочку». Для него будут нужны 2 добровольца. Каждый из них должен встать на стул и изображать новогоднюю елку. Еще 2 участника украшают «елки». Для украшения подойдет все, что попадется под руку. Победит тот, кто проявит больше фантазии и сообразительности.
(Воспитатель 1) - Ой, как здорово у вас получилось. Прям как настоящие елочки.
(Воспитатель 2) - А не загадать ли мне вам загадки? разгадать сумеете? Тогда слушайте внимательно, дослушивайте до конца.
• Летит - молчит, лежит - молчит,
Когда умрёт, тогда заревёт. (Снег)
Кого за уши повесили,
• За язык подёргали? (Колокол)
В лесу выросло, из лесу вынесли,
В руках плачет, а кто слушает - скачет. (Дудка)
• Морщинистый Тит
Всю деревню веселит. (Гармонь)
(Воспитатель 1) - Идем дальше игра называется «Примерзли»
Для игры нужно потребуется приготовить листочки, на которых нужно написать части тела, например, губы, рука, нога, ухо, мизинец на левой руке, нос. Эти листочки складываются в коробку или шапку так, чтобы не было видно, что написано на листочке.
-Слушаем как мы с вами будем играть. Выходят два участника, каждый берет по одному листочку из шапки, ваша задача присоединиться друг с другом указанными на листиках частями тела. Таким образом, два участника примерзают друг к другу. К ним подходит следующий участник, он и один из первых игроков берут по одному листочку, примерзают друг к другу. Подходит еще один участник и так далее. Получается очень забавная цепочка.
(Воспитатель 2) - Следующая игра называется «Снежки»
-Каждую зиму все ребята и даже взрослые любят поиграть в снежки. У нас с вами есть большая корзина снежков, давайте с вами поиграем. Образуем группы по 5 человек. И начинаем собирать наши снежки и кидать друг в друга.
(Воспитатель 1) - Сяду рядышком на лавке, вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадки, кто смышленый - погляжу.
1. То толстеет, то худеет, громко, громко голосит (гармонь).
2. Кто приходит, кто уходит, все ее за ручку водят (дверь).
3. В небо дыра, в землю дыра, а в середине огонь да вода (самовар).
4. Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки (стол).
5. В избе - изба, на избе - труба, зашумело в избе, загудело в трубе, Видит пламя народ, а тушить не идет (печь).
6. У двух матерей по пяти сыновей. Одно имя всем. (Пальцы).
7. Сижу верхом, не знаю на ком. Знакомца встречу, соскочу – привечу. (Шапка).
8. Черный конь скачет в огонь. (Кочерга).
9. Два брюшка, четыре ушка. (Подушка).
10. Кого за уши повесили, За язык подёргали? (Колокол)
11. В лесу выросло, из лесу вынесли, В руках плачет, а кто слушает - скачет. (Дудка)
12. На каком музыкальном инструменте играл Садко? (На гуслях).
13. Ветви какого дерева используются для плетения корзин? (Ивы)
14. Как называлась плетенная крестьянская обувь? (Лапти)
15. Деревянное устройство для прядения шерсти. (Прялка).
(Воспитатель 2) - Сейчас мы поиграем в известную всем игру «Колечко» Я предлагаю передавать колечко словно эстафетную палочку. Только не подумайте, что колечки мы будем передавать из ладошки в ладошку. Это слишком просто и неинтересно. Передавать мы будем их с пальца на палец. Есть у меня два колечка. Кольца по диаметру большие. Ни на один ваш палец впору не будут. Да это и не надо. Вот и попробуйте передать это колечко друг дружке с мизинца на мизинец. Ни другой рукой, ни другими пальцами не помогайте.
3. Рефлексия
(Воспитатель 1)
- Встаем в круг будем водить хоровод. (Песня «Мы пойдем сейчас на лево»)
- Вот и подошел наши посиделки к концу. Какой у нас сегодня праздник? От куда он появился?
-Все верно. Молодцы! До новых, добрых встреч! Чтобы новый год принес вам все то, что вы себе сами желаете! До свидания!