Надежда Одинцова
Конспект комплексного занятия с детьми 5–6 лет. Тема: «Волшебное электричество»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: систематизировать и обобщить знания детей об окружающем мире и его явлениях.
Образовательные задачи:
-обобщить знания детей об электричестве;
-расширить представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку;
-познакомить детей с причиной появления статического электричества;
-закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту;
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект комплексного занятия с детьми 5–6 лет, Тема: „Волшебное электричество“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
-развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
-способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
-развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
Воспитательные задачи:
-воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
-вызывать радость открытий, полученных из опытов;
-воспитывать умение работать в коллективе.
Методы и приё мы: детское экспериментирование, метод проблемной ситуации, игровой, наглядный, практический, словесный.
Предварительная работа: проведение с детьми опытов по теме «Электричество». Знакомство с электроприборами, правилами обращения с ними.
Материал:
Сотовый телефон, пластмассовые палочки по количеству детей, кусочки атласной ткани, дидактическая игра «Собери картинку», воздушные шары, бумажные бабочки, веревка с узелками, влажные кусочки ткани, картинки с изображением электроприборов.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, сегодня на занятии мы вспомним, что изучали раньше. Я предлагаю вам стать юными исследователями. Вы согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня придет гость. А что это за гость, я предлагаю вам узнать из стихотворения (читает стихотворение).
Про бедную девочку сказку читаю,
Но как ей помочь, к сожалению, не знаю.
Не справиться девочке с тяжкой работой,
А на балу оказаться охота.
Никто не оценит бедняжки стараний!
Ей так не хватает машины стиральной.
Приходится девочке дом убирать,
Но где пылесос, чтобы ей помогать?
Как трудно тарелок огромную груду
Помыть без машины, что моет посуду.
А надо еще приготовить обед:
Как жаль, что электроплиты в доме нет.
Присела бедняжка - всего не успеть.
Сейчас телевизор бы ей посмотреть!
Однако работает, сил не жалея,
Надеется только на добрую Фею.
Воспитатель: Дети, о ком идет речь?
Дети. О Золушке!
Воспитатель. Правильно – это Золушка! Входит Золушка.
Воспитатель. Золушка, почему ты такая грустная?
Золушка. Я пришла к вам из замка. Мачеха приказала мне выполнить много заданий, но скоро начнется бал, и я не успею сделать всю работу, которую она мне поручила.
Воспитатель: А у вас в замке разве нет приборов, которые помогают сделать быстро домашнюю работу?
Золушка: У нас в замке есть разные приборы, но я не знаю, что это за приборы и как ими пользоваться.
Воспитатель. Золушка, наши дети знают эти приборы и расскажут тебе о них (Воспитатель предлагает Золушке остаться с ними и послушать рассказ детей). Ребята, как называются приборы, которые помогают выполнять домашнюю работу?
Дети. Электроприборы.
Воспитатель. Правильно. Электроприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам везде. Без них человеку было бы трудно. Я предлагаю вам поиграть в игру «Собери картинку». Показать Золушке электроприборы и рассказать о них. Проводится дидактическая игра. На столе разложены разрезные картинки с изображением электроприборов. Дети собирают картинки и называют электроприбор. Затем воспитатель показывает целую картинку и спрашивает: Какой электроприбор изображен на ней и для чего он нужен?
Дети. Утюг.
Воспитатель. Для чего нужен утюг?
Дети. Утюг нужен, чтобы гладить белье.
Воспитатель. Что изображено на этой картинке?
Дети. Стиральная машина.
Воспитатель. Какую домашнюю работу выполняет стиральная машина?
Дети. Стиральная машина быстро стирает белье и выжимает его (аналогично проводится работа с другими картинками).
Воспитатель. Чтобы электроприборы заработали, что нужно сделать?
Дети. Включить прибор в розетку.
Воспитатель: А что же это такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться?
Дети: Электрический ток.
Воспитатель: Правильно. Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы-электроны.
Воспитатель: Теперь, Золушка, ты знаешь о приборах-помощниках, но ими нужно правильно пользоваться! Электричество, при помощи которого работают электроприборы опасно для человека. Электрический ток, который бежит по проводам может навредить здоровью, если до него дотронуться. При работе с электроприборами надо соблюдать правила безопасности.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним эти правила.
Дети: Включать электроприборы надо сухими руками, делать это аккуратно, чтобы не ударило током. Не играть с электроприборами. Не вставлять в розетку посторонние предметы. Когда уходишь из дома не забывать выключать приборы, может быть пожар.
Воспитатель: Золушка, я предлагаю тебе сейчас поиграть с ребятами в игру. Ты согласна?
Золушка: Давайте, поиграем.
Воспитатель: Игра называется «Ток бежит по проводам». Ребята, представьте, что веревка – это провод, а узелки на ней – маленькие частицы – электроны. Сейчас мы увидим, как ток бежит по проводам.
Ход игры: Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на веревке, говорят слова:
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.
Игра проводится 2 - 3 раза.
Воспитатель: Золушка, теперь ты все знаешь об электроприборах, которые помогут тебе выполнить домашнюю работу очень быстро, и ты сможешь поехать на бал.
Золушка. Спасибо ребята! Теперь я выполню всю работу и попаду на бал. Золушка уходит.
После игры дети встают вокруг воспитателя.
Воспитатель: Ребята, мы с вами теперь знаем, что в домашней работе нам помогают полезные и незаменимые электроприборы. Но с ним надо обращаться осторожно. Электричество, от которого работают электроприборы опасно для человека. А есть электричество тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и не представляет опасности, как электрический ток. Сейчас мы научимся его находить в предметах, которые нас окружают.
Опыты.
1. Волшебные шарики.
Материал: шарики, кусочек мокрой ткани.
На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Воспитатель предлагает повесить их на стену. (Дети пытаются повесить их на стену, у них не получается.).
Воспитатель: Почему этот шарик висит, а ваши падают?
Дети: В них нет электричества.
Воспитатель. Давайте, наши шарики превратим в волшебные, а я вам расскажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят, они стали волшебными. Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке. Давайте снимем шарики со стены и протрем их мокрой тряпочкой. Теперь попробуем их повесить обратно на стену. Что происходит?
Дети: Шарики падают.
Воспитатель: Почему?
Дети: Вода убирает электричество.
Воспитатель: А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (когда расчесываемся). Что тогда происходит с волосами? (они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны). А в мокрых волосах может жить электричество? (Нет).
Вывод: в волосах живет электричество.
2. Волшебные палочки.
Материал: пластмассовые палочки, бумажные бабочки, кусочки атласной ткани.
Воспитатель. А сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными. Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите? Дети. Ничего не происходит.
Воспитатель. Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они будут к себе притягивать предметы. Возьмите кусочки ткани и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бабочкам и потихоньку поднимите ее. Бабочки тоже будут подниматься. Почему?
Дети. Палочки стали электрическими и бабочки прилипли к ним, притянулись.
Воспитатель. Как палочки стали электрическими?
Дети. Мы их натерли кусочком ткани.
Воспитатель: Ребята из ткани шьют одежду. Давайте проведем еще опыт. Вызывает ребенка и предлагает ему потереть пластмассовую палочку об одежду, затем поднести палочку к бумажным бабочкам.
Воспитатель: Что происходит?
Ребенок: Палочка стала электрическая и притягивает бабочек.
Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в одежде.
3. Волшебные игрушки.
Воспитатель. У меня в руках сотовый телефон. Я нажимаю на кнопку, а он молчит. Что случилось?
Дети. В нем нет батареи.
Воспитатель. Действительно, в нем нет батареи. Сейчас я ее поставлю. Телефон заработал. Почему?
Дети. В нем появилось электричество.
Воспитатель. Когда мы поставили батарейку, через телефон пошел электрический ток, и он заработал. Теперь мы сможем кому – нибудь позвонить.
Вывод: в батарейке живет неопасное электричество.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Наше занятие подходит к концу. Мне очень понравилось, как вы занимались. Давайте же сделаем вывод о том, что вы узнали нового и интересного.
Дети:
- существует много разных бытовых электроприборов;
- электроприборы работают от электричества;
- электричество опасно, при работе с ним надо соблюдать правила безопасности;
- существует неопасное, незаметное электричество;
- с помощью опытов можно сделать обычные предметы необычными.
Стук в дверь. Входит Золушка.
Воспитатель. Посмотрите, к нам пришла Золушка. Какая она стала нарядная, красивая! Вы узнали ее?
Дети. Да.
Золушка. Ребята, я благодарна вам, что вы мне помогли, объяснили все об электроприборах и электричестве. Я успела выполнить всю работу по дому и теперь еду на бал. А вам я принесла гостинец, который приготовила в микроволновой печи (Золушка угощает детей). До свидания, ребята! Дети. До свидания!