Юлия Рогозенко
Конспект комплексного познавательно-игрового занятия «Капитошка» для детей старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- прививать интерес к исследовательской деятельности;
- расширение и уточнение представлений детей о природном явлении – вода.
Задачи:
1) Образовательные:
*дать представление детям о природном явлении-круговорот воды в природе;
*способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, состоянии и местонахождении воды в природе;
*продолжать учить технике безопасности при проведении опытов.
2) Развивающие:
*развивать умение обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные зависимости в процессе экспериментальной деятельности;
Публикация «Конспект комплексного познавательно-игрового занятия „Капитошка“ для детей старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
*развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами;
*развивать воображение и логическое мышление;
3) Воспитательные:
*воспитывать интерес к познанию природы, желание любоваться красивыми явлениями природы и отражать впечатления в ИЗО деятельности.
Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи, загадки, пословицы, поговорки) ; наблюдение на прогулке; беседы о воде, ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему «Вода»; проведение опытов с водой (превращение снега в воду, воды в лёд, окрашивание воды).
Материалы и оборудование: презентация «Волшебница-вода»; картонная фигурка Капитошки; карточки: с загадками о воде; для опытов: таз с водой, ванночка со льдом (по количеству детей, стакан с кипятком, зеркало; листы белой бумаги, цветные карандаши, краски, мелки, фломастеры (по количеству детей, аудио-запись звуков воды.
Ход НОД:
1. – Ребята, а посмотрите кто сегодня пришел к нам в гости! Узнаете? Это веселый Капитошка! Он сегодня хочет рассказать вам что-то очень интересное, но для начала послушайте загадки:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Она и в озере, она и в лужице,
Она снежинкою над нами кружится,
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит.
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
- Правильно, это вода! Догадались о чем сегодня пойдет речь? Действительно, мы сегодня поговорим о воде и ее чудесных свойствах.
- Давайте для начала поиграем в игру «Доскажи словечко»
Вода в море – … морская;
Вода в океане – …океаническая;
В реках -,
В родниках -,
В болотах -…
2. - Отлично, вы прекрасно справились! А сейчас я предлагаю совершить увлекательное видео-путешествие в мир воды в природе (показ презентации «Волшебница вода»)
- Понравилось? Вот сколько нового и интересного мы с вами сейчас увидели и узнали.
- А сейчас давайте немного подвигаемся!
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)
Рыбка, рыбка, озорница,
(Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать.
(Медленно сближают ладони.)
Рыбка спинку изогнула,
(Снова изображают, как плывет рыбка.)
Крошку хлебную взяла.
(Делают хватательное движение обеими руками.)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
(Снова «плывут».)
3. - Отлично! А сейчас вместе с Капитошкой мы превратимся в настоящих исследователей! Согласны? Тогда подойдите к моему столу и мы представим, что оказались в настоящей лаборатории.
- Скажите, что стоит у меня на столе (таз с водой)
- Давайте по очереди заглянем в него. Что вы там увидели (свое отражение)
- А где еще можно увидеть свое отражение (в зеркале, в речке)
- Значит вода может отражать предметы, как зеркало. Давайте подуем на воду и заглянем в нее. Увидели ли вы теперь свое отражение (очень плохо, оно размыто)
Вывод: когда вода спокойная, она может отражать предметы, как зеркало, а когда не спокойна, то отражение воды нечеткое и размытое.
- А теперь давайте подойдем к следующему столу. Что лежит в ванночках? (лед)
Возьмите в руки по льдинке, что происходит со льдом? (тает)
Вывод: лед-это тоже вода, лед-это твердое состояние воды.
Следующий опыт проводит воспитатель (на столе стакан с кипятком и зеркало)
Дети находятся на 0,5 м от стола.
- Возьмем стакан с горячей водой, откроем его и посмотрим, что происходит (выходит пар, чтобы лучше было видно поставим зеркальце. Мы видим, что паринки, когда их становится много, опять превращаются в воду. Вывод: пар-это тоже вода. Такое состояние воды называется парообразным.
Перед детьми на подносах стаканы с водой, палочки, ложки и вещества в различных емкостях. .
- Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок?
Дети добавляют сахар, перемешивают, и все вместе наблюдают, что изменилось.
- Что произойдет, если мы в воду добавим песок?
Дети добавляют к воде песок, перемешивают.
- Изменилась ли вода? Стала она мутной или осталась прозрачной? Растворился ли песок?
- Что произойдет с водой, если мы добавим в нее краску?
Дети добавляют краску, перемешивают.
- Что изменилось? Правильно, вода изменила цвет.
- Растворилась ли краска?
Дети: Краска растворилась и изменила цвет воды, вода стала не прозрачной.
- А растворится ли в воде мука?
Дети добавляют в воду муку, перемешивают.
- Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?
- Какие вещества у нас растворились в воде? Какие вещества не растворились в воде?
Ответы детей.
- Молодцы! Значит мы можем сделать вывод: вода растворяет вещества, но не все, (вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются).
- Ребята, о чем мы сегодня говорили? Какие моменты вам понравились и запомнились? Почему? Предлагаю вам пройти в творческую мастерскую и нарисовать, то что вам запомнилось и понравилось. А потом мы ваши работы подарим Капитошке. Согласны?
Под тихую музыку воды дети рисуют.