Людмила Предыбайлова
Конспект ИОД «Улучшения условий быта кубанцев»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7 «Сказка» поселка Мостовского муниципального образования Мостовский район
Конспект ИОС «Улучшение условий быта кубанцев»
для детей подготовительной группы компенсирующей направленности ОНР №11
Воспитатели:
Предыбайлова Л. Н.
Косыгина Н. А.
2018г.
Публикация «Конспект ИОД „Улучшения условий быта кубанцев“» размещена в разделах
Программное содержание. Воспитывать у детей любовь к родному краю. Познакомить детей с историческим прошлым Кубани на основе расширения представлений детей о появлении водопровода, освещения, отопления в жилище кубанцев. Познакомить детей с историей жизни казаков.
Материал. Иллюстрации с изображением казачьих хат и их внутреннего убранства, посуды (макитра, глэчик, салотовка, цибарка, чуванец, барыло, светец.
Предварительная работа. Объяснить понятие слов: макитра, глэчик, салотовка, цибарка, чуванец, барыло; посещение мини-музея по краеведению в соседней группе; чтение художественной литературы, рассматривание книг.
Ход ИОС
Зашторить занавесь и зажечь керосиновую лампу. Включить тихую спокойную мелодию. Вопросы детей.
Загадывание загадки: Дом - стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется. (Лампа.)
-Давным-давно, когда не было нас с вами, ваших пап и мам, дедушек и бабушек, люди жили совсем по-другому. Рассуждения детей.
- Ребята, вы хотите сегодня совершить путешествие в прошлое наших дедов, прадедов и познакомимся с тем, как жило казачество на Кубани. Побывать в жилище казака, рассмотреть предметы быта.
Присаживайся поудобнее и мы отправляемся в путешествие:
- Самое главное для казака – это жилище. На Кубани первые поселенцы строили турлучные хаты без фундамента, прямо на земле. Слайд №2
По периметру постройки устанавливали столбы, между которыми закрепляли плетень из ивовых прутьев или это пространство заполняли камышом или хворостом. Затем стены с двух сторон обмазывались толстым слоем глины, смешанной с соломой.
Мазка хаты совершалась в 4 этапа. Первую мазку «под кулаки» делали, созывая родственников, смешивая глину с соломой и забивая ее кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку – под «пальцы», когда глину, смешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк. Была и четвертая мазка, когда тряпкой – «вихтем» - размывали стены, нанося на них аккуратным слоем глину. Побелку делали глиной. Полы забивали глиной так, чтобы они возвышались над поверхностью земли на 20-30 см.
Крыли хату путаной соломой - в натруску или соломенными снопиками – парками. Слайд №3
Позже стали ставить саманные хаты. Их возводили на фундаменте из саманных блоков или сырцового кирпича, изготовляемого из глины с примесью соломы.
Слайд №4-5
Затем в хате клали печь. Слайд №6
Казачья хата имела отличительные особенности от других типов жилья. В ней зимой было тепло, а летом прохладно, и это благодаря строительным материалам, которые использовались населением.
- С помощью чего отапливались хаты у казаков? Какое отопление было в хатах? (печное)
- Как вы думаете, чем топили печь?
- А, что сейчас изменилось?
- А какое в наше время отопление?
- Для летнего пользования во дворе ставили небольшую печку – кабицу Слайд №7
Казачки придавали большое значение убранству хаты. В красном углу были иконы, они крепились к стенам, украшались рушниками и цветами. Перед иконами крепилась лампадка, которую зажигали, когда молились или на большие праздники. Слайд №8
В главной комнате стояла кровать, на которой было множество подушек в нарядных наволочках, подзоры (ими украшали низ кровати) вязаные крючком. Все выглаженное, красивое. Казачки любили вышивать. На Кубани были искусные мастерицы, детей рано приучали к рукоделию. Основой в вышивке является узор или орнамент. У каждой хозяйки был свой стиль. Вышивали крестом и гладью. Слайд №9
Украшали хату не только вышивки, начищенные самовары, чайники, которые делали из меди и они сияли теплым солнечным светом. Обязательно в доме были фотографии в деревянных рамках, на которых были запечатлены самые важные события казачьей семьи Слайд №10-12
- Мы познакомились с внутренним убранством хаты, а как вы думаете, какие предметы быта необходимы были казачке для ведения домашнего хозяйства (утюг, посуда, утварь….)
- Да, но утюги были не электрическими, как сейчас, а чугунные, большие и маленькие, паровые и жаровые. Слайд №13
А еще ранее рубелем. Рубель - большое ребристое деревянное приспособление. Такое глажение было трудоемким. Слайд №14
Игра «Угадай слово»
Я буду показывать предмет, а вы попробуйте отгадать, что это за предмет и сказать как он назывался в старину:
Макитра - это большой глиняный горшок с широким горлом, использовался для вымешивания. Слайд №15
Глэчик – глиняный кувшин. Слайд №16
Салотовка – ступка с пестиком (из дерева) Слайд №17
Чуванец – чугун Слайд №18
Цибарка - ведро Слайд №19
Барыло – деревянный бочонок. Слайд №20
- Как вы думаете, как освещались жилища казаков в старину?
Для освещения своего жилища использовали лучину. Обычно ее делали из березы, так как она лучше горит. Один конец закрепляли, а другой зажигали. Слайд №21
- А как вы думаете, удобно ли было людям пользоваться лучиной? Света от лучины много или мало? Удобно ли такое освещение? Конечно мало. Она быстро сгорает.
- Прошли годы, и человек придумал другой предмет для освещения - свечу. Свечи делали из пчелиного воска или бараньего сала. Слайд №22
- Как вы думаете, чем неудобна свеча для освещения? (Ею можно обжечься, может возникнуть пожар, и она дает мало света.)
Человек стремился придумать более удобное освещение для своего жилья. Люди научились делать из нефти керосин и придумали керосиновые лампы. Слайд №23
Но от такой лампы мало света, она коптит. И люди искали новые способы освещения своего жилища.
- Когда появилось электричество, ученый Александр Ладыгин придумал электрическую лампочку.
Давайте ее внимательно рассмотрим, можно увидеть много интересного. Какой предмет по форме напоминает лампа? (Грушу.)
Металлическое основание называется патроном, через него электрический ток поступает внутрь лампочки. За стеклом находится нить накаливания. Она тоненькая, как волосок, но сделана из прочного металла — вольфрама. Когда мы включаем лампу, то к нити накаливания поступает электрический ток, разогревая ее до бела, поэтому она моментально вспыхивает и ярко светится.
И на нее лучше не смотреть, а то заболят глаза. Именно для того, чтобы свет рассеивался и не ослеплял, на каждую лампу одевают плафон или абажур — это как будто одежда (показать плафоны.) И сейчас эти лампы освещают наши квартиры. Теперь в наших домах много разных красивых светильников. На полках висят люстры, на столах стоят настольные лампы, на стенах висят бра, на полу стоят торшеры.
- Как вы думаете, а водопровод был в те времена? Откуда брали воду? (из реки, колодца, источников)
- Да воду брали в речке или в колодце. Слайд №24-25
Стирались тоже на речке Слайд №26
- В стародавние времена воду в городах развозил водовоз. Он ехал по улице с огромной бочкой, наполненной водой, и кричал: «Вода, вода!» Люди подходили к нему с вёдрами. Бочки водовоза хватало на несколько домов.
Источники воды - реки и озёра - подарила нам природа. А водопровод создан умом и руками человека. И существует он уже несколько сотен лет. Слайд №27
- Затем появился первый водопровод. Слайд №28 Из бассейна на холме вода текла по трубам и желобам, которые прокладывали вдоль улицы.
-Постепенно водопроводы усложнялись и совершенствовались. Как же устроен современный водопровод? Слайд №29-30
- Воду из водоёма качают большие насосы на водопроводной станции. Там она очищается от песка, ила и обеззараживается хлором, чтобы исчезли микробы. С водопроводной станции вода по трубам приходит в наши дома, эти трубы и называются водопроводом. А почему вода течёт не постоянно, а когда нам это надо?
- Водопроводные трубы имеют вентили, которые закрывают воде ход, чтобы она лилась из крана только при необходимости. Как вы думаете, почему у нас иногда отсутствует вода в водопроводе? (Ремонтируют водопроводную станцию, меняют насосы, лопнула труба, соседи делают ремонт.)
- От нашего отношения к водопроводу зависит, будет ли у наших соседей вода. Если мы неаккуратно обращаемся или перекручиваем, недостаточно плотно закрываем краны или вообще забываем их закрыть, может случиться авария, тогда пострадает весь дом. А мы настолько привыкли к присутствию воды в наших домах, что не можем обойтись без неё и дня.
- А на улице где мы можем увидеть водопровод? Вспомните. Да, кое-где есть колонки, летом к ним подсоединяют шланги и поливают клумбы. Фонтаны тоже подключены к водопроводу, они оборудованы сложной системой труб, кранов, благодаря чему вода поднимается на нужную высоту, образуя определённый рисунок и каскад брызг. Где в нашем поселке вы видели фонтаны?
Рефлексия:
- Что нового узнали?
- Что больше всего запомнилось? (Ответы детей.)
- Хотел бы ты рассказать своим друзьям, о том, что узнал сегодня?