Татьяна Варламова
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе «Горячие пироги из русской печи»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное занятие для детей старшей группы
"Горячие пироги из русской печи"
Программные задачи
Учить правилам русского гостеприимства и культуре общения. Обогащать знания детей о русских народных обычаях и традициях. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, уважительное бережное отношение к хлебу. Обогащать словарь детей выражением «хлебосольство», «свекровь». Развивать диалогическую и монологическую речь детей, совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей. Воспитывать желание познавать культуру своего народа через сказки, поговорки, пословицы, русские народные песни.
Публикация «Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе „Горячие пироги из русской печи“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская печь, печка
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Подготовительная работа
Беседы: “Главное кушанье на все времена”, “Родословная обеденной ложки”, “Традиции русского чаепития”. “У каждой птицы – своя песня” (русские народные пословицы, поговорки, загадки, “Кухонная утварь из русской печи” (рассматривание предметов обихода кухонной утвари).
Материалы. Ингредиенты и посуда для приготовления дрожжевого теста, готовое дрожжевое тесто, начинка для пирогов, хлеб (каравай, салфетки на стол, фартуки и косынки на каждого ребёнка, диск с записью русских народных песен, предметы русского быта, атрибуты для инсценировки сказки, посуда для чаепития, русские народные костюмы.
Методические приёмы
словесный - рассказ – беседа с детьми, чтение поговорок, пословиц, загадок, стихов;
наглядный – рассматривание атрибутов русского быта, русских народных костюмов;
практический – изготовление пирогов;
игровой – инсценировка сказки, подвижная игра «Бояре а мы к вам пришли»
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, давайте поприветствуем их старинным русским обычаем, «хлебом – солью». (Звучит музыка, входит Хозяйка с Хозяином - дети – мальчик и девочка с хлебом – солью)
Хозяйка:
Здравствуйте, люди добрые!
Милости просим.
Если величать,
Так на пороге встречать.
Воспитатель: Ребята, занятие наше сегодня посвящено русскому традиционному гостеприимству, русской старине. Русская старина вся пронизана добром. Хлеб да соль зовут к миру, к теплу домашнего очага.
- А, что означает слово «гостеприимство»? (ответы детей - желание и умение принимать гостей).
- А какие русские поговорки вы знаете о гостеприимстве?
Дети рассказывают поговорки:
«Без обеда не красна беседа»
«Что есть в печи, все на стол мечи»
«Умел в гости звать, умей и угощать»
«В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив»
«Добрый гость всегда впору»
«Гостю щей не жалей, а погуще лей»
«Где слова привета, там улыбка для ответа»
«Не дорог обед, - дорог привет»
«От учтивых слов язык не отсохнет»
«Хороший гость дому радость»
«Чем богаты, тем и рады»
Воспитатель: Молодцы! Вы знаете много поговорок о русском гостеприимстве. Есть ещё в русском языке слово – «хлебосольство». Хлебосольство всегда было присуще русскому народу. Русские люди встречают гостя на пороге своего дома. Обычай преподносить гостям хлеб-соль пришел из глубины веков и сохраняется в России до сих пор. Хлебом - солью встречают особенных гостей в особенных случаях, например, свекровь на пороге своего дома преподносит молодым хлеб - соль на свадьбе. Хлеб-соль – это одновременно и приветствие, и выражение радушия, и пожелание гостю добра, и благополучия. “Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай”.
Славится он первым на селе
Ставится он первым на столе,
Сытный, белый и ржаной,
Выбирай, тебе какой!
Воспитатель: Как вы думаете, о чем эти слова? Правильно, о хлебе. Его выпекают в русской печи. Еще говорили такие слова:
“Хлеб всей жизни голова”.
Без хлеба нет жизни, нет истинного русского стола. Об этом говорят русские пословицы : Ребята, вспомните их пожалуйста.
«Хлеб всему голова»
«Хлеб на стол, так и стол – престол»
«Плох обед, коли, хлеба нет»
«Хлеб – дар божий, отец, кормилец»
«Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай»
«Худ обед, коли, хлеба нет»
«Ешь щи с мясом, а нет – так хлеб с квасом».
Воспитатель: И соль, как известно, играет важную роль в жизни человека:
“Без соли, без хлеба худая беседа”,
“Без хлеба – смерть, без соли смех”.
Русское гостеприимство общеизвестно:
“Хоть не богат, а гостям рад”. Для гостя всегда готово лучшее угощение.
В старину о хлебосольном хозяине говорили:
“Дом как чаша полная – хлеб – соль со стола не сходят”.
По умению печь хлеб определяли домовитость хозяйки. Наши предки верили в святость хлеба. Они, например, считали, что человек, уронивший кусок хлеба, должен подняв его, обязательно поцеловать.
Хозяйка:
Есть в природе нашего народа
Вечные, особые черты –
Не берут ни годы, ни невзгоды,
Ни капризы ветреные моды
От души они, от доброты.
Гость, войди! Традиций не нарушим
С ним чайку всегда попьем.
Всем известно русское радушье :
Хлебосольство и открытый дом!
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, как в русской народной сказке потчевали друг друга лиса и журавль. И как нельзя принимать гостей.
Инсценировка сказки «Лиса и журавль» (участвуют в инсценировке трое детей). Воспитатель беседует с детьми по сказке, задаё т вопросы:
- Доволен ли, остался журавль после угощения лисы?
- А лиса наелась в гостях у журавля?
- Сохранилась ли их дружба.
Хозяин обращается к гостям :
Рады видеть вас у печки,
Без нее и дом пустой.
В ней и жарить, в ней и парить,
И зимой с ней как весной.
В старину так говорили :
«Печь нам мать родная всем.
На печи все красно лето,
У печи и сплю и ем».
Воспитатель: Ребята, раньше главной в доме была печь. Русская печь отапливала жилье, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду, в ней даже мылись! Русская печь – это и посуда особой формы: горшки да чугуны. Посуду такой формы удобнее доставать ухватом или рогачом. Приготовленные в русской печи кушанья отличались особым вкусом и ароматом.
А какие угощения дарит нам печь? Каша, щи, пироги самые румяные!
“Щи да каша – пища наша”
Воспитатель загадывает загадки:
“Не бык, а бодает, не ест, а хватает” (ухват,
“Конь черен – в огне проверен” (кочерга)
Воспитатель: Предлагаю вам испечь для дорогих гостей пироги румяные, да сладкие. А как готовить тесто для пирогов вы знаете? Замешивает тесто. Чтобы пироги удались на славу тесто долго ходит, бродит, это занимает много времени. Я пораньше сегодня пришла и замесила тесто.
На столе у каждого ребёнка поднос с заранее приготовленным тестом и всё необходимое для приготовления пирогов. Каждый ребёнок делает один пирожок и укладывает его на протвинь. Младший воспитатель уносит протвинь на кухню и ставит в духовку.
Воспитатель: Ребята, но гостей надо уметь не только угощать, но и развлекать. Подвижная игра с гостями «Бояре, а мы к вам пришли»
Дети рассаживаются по своим местам.
Воспитатель: Давным-давно на Руси пили квас. О чае ничего не знали, пока один заморский торговец не привёз вместе с другими товарами пучок травы. Этот напиток так полюбился русскому люду, что появилась целая традиция русского чаепития. О чае говорят: смягчает сердце, удаляет усталость, будет мысль, облегчает и освежает тело. По русской традиции чай – лучшее завершение праздничного обеда. К нему подают лимон, варенье, мед, бублики.
- А вы с чем любите пить чай? (ответы детей)
Воспитатель загадывает загадку:
В небо дыра, в землю дыра, посередь огонь да вода (самовар)
Хозяин и хозяйка приглашают гостей к столу на чаепитие, где продолжается беседа:
Самовар шумит, подходить велит.
Бублики, баранки, как на самобранке.
А вот конфетки –
Налетай, не ленись, взрослые и детки.
Воспитатель: Представьте, праздник кончился, хозяева устали, им спать охота, а гости шумят, не уходят. Как тут быть? Как намекнуть, что-де пора и честь знать?
Культурно распахнуть двери настежь, спеть отходную песню, выдать на прощание пряник – разгоняй.
А, правда, хорош обычай? Когда с пряником – то провожают? Вежливее как то. Оно и понятно, в старину гость был свят и неприкосновенен. Обидеть гостя считали за верх неприличия. Тут свой чин, своя культура.
Заключительная беседа
Воспитатель: Как вы думаете, гости довольны тем, как мы их приняли?
- Давайте вспомним, как мы встретили наших гостей.
- Какое угощение для них приготовили?
- Как мы их развлекали?
- Мы с вами встретили и проводили гостей по всем правилам русского гостеприимства.