Ольга Алексеевна Охрименко
Конспект интегрированной НОД с использованием музейной педагогики «Мамочка любимая, мамочка родная» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: используя музейную педагогику, формировать у детей старшего дошкольного возраста чувство уважения и заботы, бережное отношение, желание помочь и делать приятное маме, самому дорогому человеку на земле.
Задачи:
-напомнить детям о роли матери в их жизни;
-побудить детей выразить благодарность своим матерям за заботу через продуктивную деятельность (народную тряпичную куклу «Отдарок на подарок»).
Публикация «Конспект интегрированной НОД с использованием музейной педагогики „Мамочка любимая, мамочка родная“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
-упражнять в составлении сложных предложений, в подборе
однокоренных слов, обогащать словарный запас детей;
-закрепить навыки выразительного чтения, фонетического разбора слов;
-развивать связную речь, мышление;
-развивать мелкую моторику рук;
-воспитывать в детях любовь и уважение к маме, доброту и щедрость души, чувство благодарности, эмпатию;
-воспитывать уважение к народным традициям.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Оборудование: аудиоаппаратура и аудиозаписи песен «Мама» (из фильма «Мама») и «Мамочка любимая моя» (сл. и муз. Гульнары Азаматовой-Бас, народные тряпичные куклы, атрибуты для игры «Сделай выбор», схемы для фонетического разбора слов, портреты мам, нарисованные детьми, уже готовая аппликация «Солнце», лоскуты для изготовления кукол, полоски бумаги жёлтого цвета, фломастеры.
Словарь: почитать, мати, маманя, маменька, маманюшка, куклы-обереги.
Предварительная работа: разучивание песен, стихотворений, пословиц и поговорок о маме, рисование портретов мам, упражнение в изготовлении народной тряпичной куклы «Отдарок на подарок».
Ход занятия
Занятие начинается в мини-музее «Народная тряпичная кукла», размещённом в раздевалке группы, под аудиозапись песни «Мама» из фильма «Мама».
Воспитатель читает детям стихотворение:
Какое самое первое слово?
Какое самое главное слово?
Какое самое светлое слово?
Дети отвечают: «Мама».
Восп:
И хочется снова,
И хочется снова
Сказать его тихо,
Сказать его громко,
Самое важное слово ребёнка!
Дети: «Мама».
Восп: Правильно, и сегодня о мамах - самых дорогих и родных людях мы будем говорить, читать стихи, петь песни, слушать их советы и дарить им подарки. И начнём мы этот разговор в нашем музее, потому что издревле наши далёкие предки славяне, с большим уважением относились к женщине матери -берегине семьи, рода, благополучия и добра. Это своё отношение они выражали и в народной кукле. Они делали кукол мамочек, которые были оберегами семьи.
(Воспитатель демонстрирует куклы) Это такие куклы как вепсская куколка- символ матери-кормилицы, самый древний оберег -зольная кукла, Кукла с куклятами, Мамочка, Богатство, Московка, Матушка, Мама с дочкой. Делали и обрядовые куклы, например –Жница. Это-женщина-мать, которая работала в поле вместе с малыми детками. Делали и игровые куклы –Девка-Баба, Орловская куколка (Мадонна, играя с которыми девочки учились понимать, что, когда они вырастут, тоже станут мамами, будут заботиться о своих детях и семьях.
Издавна детей учили уважительно относиться к матери, почитать её.
-А что означает слово «почитать»?
Дети: любить, уважать, заботиться, беречь, дорожить.
Д/и «Назови маму ласково»
Восп: Каждый из нас тоже очень любит свою маму, и эту любовь выражает в обращении к ней, в том, как мы её называем. Давайте скажем этой куколке, как будет называть её малыш, когда подрастёт.
Дети становятся в круг, передают из рук в руки орловскую куколку и говорят ей слова:
Мать, мама, мамочка, мамуля, мамулечка, мамуленька, матушка, мамушка, маменька, маманя, маманька, маманюшка, мамка, мати и тд.
Восп: Слова «мати, маманя, маменька- старые слова и в нашей речи уже не употребляются.
Восп:
Слово мама- дорогое.
Мамой нужно дорожить.
С её лаской и заботой
Легче нам на свете жить.
Помнишь, был ещё младенцем,
И она в тиши ночной
Словно ангел у постели,
Охраняла твой покой.
Кто из вас помнит мамину колыбельную песню, спойте её куколкам.
2-3 детей поют колыбельные песни кукле (используется музейная кукла Полено-младенчик).
Восп: Пусть малыш спит, а мы с вами продолжим занятие в группе.
Дети переходят в группу.
Восп: Дети закройте глаза на мгновенье и вспомните свою мамочку, расскажите о ней, глядя на портрет, нарисованный собственными руками.
2-3 детей составляют по портрету рассказ- описание мамы.
Восп: Мама-это солнышко, а все её дела, словно солнечные лучики, согревают вас всю жизнь. Давайте на этих лучиках (полосках бумаги) напишем хорошие слова о мамах. А потом эти лучики прикрепим к большому солнцу.
Дети выполняют задание, пишут слова печатными буквами, прикрепляют их и читают.
Восп: Посмотрите, ребята, солнышко своими лучиками дотянулось до цветов, и они раскрылись. Посмотрите, эти цветы необычные, на них написаны пословицы.
Нет другого человека, который был бы настолько родным и близким. Поэтому о маме сложено немало мудрых народных пословиц и поговорок. Давайте их прочитаем.
Дети читают (3-4 человека)
Восп: А какие ещё пословицы о маме вы знаете:
Дети отвечают.
В работе используются пословицы:
Без матушки и солнышко не греет.
Мать кормит детей, как земля людей.
Нет милее дружка, как родная матушка.
Птица рада весне, а младенец матери.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Куда матушка, туда и дитятко.
У ребёнка заболит пальчик, а у матери -сердце.
Восп: А ещё о мамах много песен сложено. Давайте сейчас споём одну из них.
Дети исполняют песню «Мамочка любимая моя» (сл. и муз. Гульнары Азаматовой-Бас)
Восп: Каждая мама - добрая, ласковая, неутомимая труженица. Расскажите, какими делами занята ваша мама в течение дня или вечером после работы.
Дети отвечают на вопрос.
Д/и «Какая моя мама»
Воспитатель начинает предложение, дети должны его логически закончить.
Мама заботливая, значит она (заботится о своих детях)
Мама умелая, потому что она умеет. (готовить еду, шить, вязать, стирать, убирать)
Мама ласковая, значит она (пожалеет, успокоит, приголубит, утешит, обнимет, поцелует, скажет ласковые слова).
Мама доброжелательная потому что она (желает всем добра)
Мама трудолюбивая, значит в доме всегда… (чисто, уютно, тепло, убрано)
О маминых руках говорят, что они (трудолюбивые, нежные, ласковые, золотые)
Восп: Ребята, как вы считаете, почему говорят, что у мамы руки золотые?
Ответы детей «Золотые - значит умелые, мастеровые, трудолюбивые, работящие.
Восп:А ещё говорят, что у мамы золотое сердце. Как вы считаете, почему? (Потому что оно доброе, чуткое, искреннее)
Воспитатель: У мамы всегда много дел. Что можете сделать вы, чтобы мама быстрее справилась с делами? (Помочь маме). Да именно так и решила маленькая девочка. А, что из этого вышло, послушайте.
Воспитатель читает детям рассказ
Куда работа прячется
Девочка решила после ужина помыть посуду.
- Мама, - сказала она, - теперь я буду всегда помогать тебе и никогда, никогда не устану.
Мать была тронута. Она прижала к себе дочку.
- Ладно. Если так, доченька, тогда завтра к моему возвращению сделай что-то в доме. Что именно — увидишь сама.
— Хорошо, мамочка, я все сделаю, тебе ничего не останется!
На второй день мать пошла на работу. А девочка поиграла в своём дворе. Потом побежала к подружкам. И вдруг вспомнила о своем обещании все сделать дома.
— Ой, бедная моя головушка! — воскликнула она.
Девочка стояла посреди двора и смотрела во все стороны. За что бы ей взяться? Но почему-то никакой работы не видела. Если бы ей бросился в глаза веник, она бы подмела во дворе. Попался бы совок — убрала бы мусор, тряпка — помыла бы пол.
Вдруг она увидела на веранде куклу. Девочка взяла его и начала играть.
Наступил вечер. Вся семья собрался в доме.
После ужина мама спросила:
— Что ты, доченька, успела сделать сегодня в доме?
—Ой,— ответила девочка,— я искала работу и не нашла ее. Ты, уходя из дома, всю работу спрятала.
Мама засмеялась.
— Как же это получилось? Веник и совок под крыльцом, тряпка вон
там, на гвоздике. Тебе нужно самой научиться находить работу.
На следующий день девочка нашла себе работу: подмела во дворе, выбросила мусор, помыла пол. Вот так и научилась она помогать маме.
Ш. Сагдулла
Восп: Расскажите, как вы помогаете маме.
Дети рассказывают о своих делах.
Восп: Что чувствует мама, когда видит, как вы ей помогаете. (Радость, удовольствие, счастье, ей нравится, ей приятно).
Физминутка
Подвижная игра «Что мы делали, не скажем» (играют 2-3 раза)
Дети идут по кругу со словами
Свою мамулечку родную
Мы обнимем, поцелуем.
Чтобы ей не уставать,
Маме будем помогать.
Что мы делаем, не скажем,
Помогали как, покажем.
Дети имитируют процессы подметания, мытья пола, стирки.
Гости отгадывают, что делают дети.
Восп: А можете ли вы сказать, когда мама огорчается:
Дети рассказывают о своих делах.
Как вы относитесь к своей маме? За что вы её любите, уважаете?Творческая игра «Сделай выбор»
Стоит диванчик с подушкой, на котором отдыхает уставшая мама. В разных местах разложены обручи.
В одном обруче «Стол с грязной посудой», во втором – книги, карандаши, кукла, в третьем- мяч, барабан, дудка, кегли.
Воспитатель предлагает детям войти в «комнату» и выбрать себе занятие.
Дети мотивируют свой выбор.
Воспитатель: Мама работает не только дома. Многие мамы имеют разные профессии, трудятся и на работе. Были ли вы на работе у своей мамы? Кто может назвать профессию мамы и рассказать о ней?
Дети рассказывают.
Минутка психологической разгрузки по Ш. Амонашвили.
Воспитатель: С мамой можно не только делать важные и нужные дела. С ней можно отдохнуть, посмеяться, весело провесит время. Опустите голову на стол, закройте глазки и вспомните какую-нибудь смешную историю, связанную с мамой.
Дети выполняют задание.
Творческое задание «Узнай по голосу»
Восп: Дети, я вижу, вы очень любите своих мам, много о них знаете, заботитесь о них так же, как и они о вас, и, конечно, дружите с ними. Послушайте голоса ваших мам с пожеланиями, просьбами к вам, заданиями. Попробуйте угадать свою маму и выполнить её задание.
Дети слушают и соответствующе реагируют на ситуацию.
Задание 1. Стих о маме В. Гринько «Ще в колисці немовля»
Задание 2. Найти имя мамы среди схем фонетического разбора.
Восп: А сейчас, дети, давайте сделаем, для мам подарок. Хорошим подарком будет для них русская народная куколка. «Отдарок на подарок». Я думаю, что Вы научились уже делать её достаточно хорошо, чтобы не стыдно было подарить.
-Почему эта куколка так называется?
- Как долго учился её делать ребёнок?
Дети крутят куклу, воспитатель помогает по необходимости.
Фоном звучит песня «Мама» из фильма «Мама».
По окончании работы воспитатель спрашивает:
-С какими словами дарил ребёнок в старину эту куколку? (Спасибо маменька и папенька, что вы меня на ноги поставили, Спасибо маменька и папенька, что вы меня уму-разуму научили, Спасибо маменька, что рубашку сшила и т. д.)
Восп: А с какими словами вы будете дарить эту куклу маме? (Поздравляю с праздником. Спасибо, мамочка, за твою любовь и заботу)
Восп:
Будем помнить всегда, дети,
Будем помнить всегда с вами,
Что для нас на целом свете
Всех дороже наши мамы.
Нам – и маленьким и взрослым-
Всё дают они с любовью;
Щедрость всей души и сердца,
Силы нашему здоровью.
Становились мы на ноги-
Первый шаг шагнули к маме.
И в радости, и в тревоге
Сердце мамы всегда с нами.
Дороже всех для мамы-дети,
А для детей дороже мама.
Так беречь её нам надо,
Чтоб не болели сердца раны.
С. Олийник.