Валентина Дмитриевна Галлер
Конспект интегрированной НОД по развитию элементарных форм знакового мышления «Путешествие жуков к Мухе-цокотухе»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание организованной деятельности детей.
1. Образно-игровое развитие.
2. Создание мотивации помощи героям сказки.
3. Усвоение знаковой системы языка с помощью образно – символических средств.
4. Звуковая культура речи. Артикуляционная гимнастика для мимических мышц лица, губ, языка. Закрепление изолированного произношения звуков: «Ж», «ЖЬ».
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- «Муха-Цокотуха», Чуковский К.И.
- «Муха-Цокотуха». Конспекты занятий, НОД
- Темочки
5. Введение в грамоту. Показ и пропевание складовых песенок на таблице Н. Зайцева (Ж-ЖА-ЖО-ЖУ-ЖИ-ЖЕ – песенка Большого жука, ЖЬ-ЖА-ЖЁ-ЖУ-ЖИ-ЖЕ – песенка Маленького жука).Запоминание складов в виде одинаково выстроенных песенок. Развитие памяти: блоковая подача материала. Идентификация звуков и знаков. Пропевание с одновременным простукиванием песенок указкой на таблице. Смена высоты голоса.
6. Формирование способности у детей видеть и слышать песенки как единый звуковой и знаковый комплекс.
7. Развитие аналитических способностей: вычленение складов из единого знакового комплекса с соблюдением алгоритма действий.
8. Закрепление навыка действовать в паре: распределение функций при написании одного слова на фланелеграфе.
9. Формирование умения слышать ударный склад.
10. Развитие коммуникативной активности; чувства единения с природой.
Стимульный материал: таблицы и кубики Н. Зайцева, Муха из кукольного театра, фланелеграфы по количеству детей (два ребёнка выкладывают песенки на одном фланелеграфе, 6 картинок жуков (контурное изображение фломастером, полоски бумаги с нарисованной слева красной точкой.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Настройка на игру.
Тише, тише, детвора,
Слушать сказочку пора!
2. Образно-игровое развитие.
В сказку, в гости к Мухе
Мы опять спешим,
Превращусь в Жука я,
А в жучков весёлых
Превратитесь вы!
- А жучки умеют летать, жужжать и песенки распевать!
- Я мама – Большой жук, а вы, дети, Маленькие жучки.
Пошевелите своими усиками, расправьте крылышки, пошевелите лапками. А теперь летите за мной в гости к Мухе – цокотухе. Она же именинница.
3. Создание в воображаемом плане игровой проблемной ситуации (конфликт, противоречие,неожиданность, «затруднительная» ситуация).
- Но у Мухи сегодня разболелись лапки и крылышки, их паук – злодей помял, поломал. Чтобы Муху вылечить, нужно нежно подуть на крылышки, погладить их и тихонько пожужжать - пропеть песенку.
4. Создание специальной смысловой (игровой) ситуации, требующей усвоения новых знаний и накопления эмоционально-познавательного опыта ребенка.
Дети дуют на крылышки и лапки (артикуляционная гимнастика). Произносят изолированный звук «Ж».
Хоровое и индивидуальное пропевание песенок большого и маленького жуков. Воспитатель обращает внимание детей на то, что и большой и маленький жук поют одинаковые по звучанию
песенки (ЖО и ЖЁ произносятся одинаково).
- Муха ожила, крылышки расправила и просит жуков написать на таблице слова «жу-ки», «е-жи» «жа-бы» (воспитатель поддерживает руку ребёнка с указкой).
Физминутка.
Жу. жу-жу, жу-жу-жу
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу
Букву «Ж» твержу.
- Чтобы Муха совсем выздоровела, нужно выложить волшебное слово «жу-ки».
Дети попарно садятся возле фланелеграфов и каждый выкладывает по одной песенке: первый ребёнок песенку большого жука, а второй рядом песенку маленького козлёнка.
На втором этапе воспитатель организует письмо слова «жу-ки». Каждому ребёнку она говорит (жужжит на ушко): «Ты, жучок - Петя, найди кусочек песенки «ЖУ». А ты, жучок - Лена, найди кусочек песенки «КИ».
Дети с помощью воспитателя вычленяют склады и пишут слово «жу-ки», ориентируясь на полоску бумаги (можно писать над полоской бумаги слева направо). А выше воспитатель располагает картинки жуков, контурно изображённые воспитателем. Воспитатель помогает детям подписать картинку. Дети сидят попарно на ковре возле больших фланелеграфов и читают вдвоём слово, которое они выложили. Воспитатель предлагает прочитать слово так, чтобы ясно был слышен ударный склад.
5. Обратное превращение.
6. Оценка хода и результата игры.
7. Использование нового способа в собственной творческой деятельности.
Вместе с воспитателем дети пишут слова кубиками, «шалашиками»: «ТО-М», «ТЁ-ТЯ»,
«ТЫ-К-ВА», «ВО-ДА», «ДУ-Б», «ЖУ-К», «Ё-ЖИ» и т. д. По желанию пишут различные слова – выдумки. Воспитатель предлагает детям писать слова на полоске бумаги, на которой слева нарисована красная точка.