Анна Иванова
Конспект интегрированного занятия «Веснянка»
▼ Скачать + Заказать документы
Название: Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Веснянка».
Цель: Создание женского портретного образа Весны.
Задачи:
1. Уточнить знания детей о жанрах живописи (пейзаж, натюрморт, портрет).
2. Учить создавать женский портретный образ Весны, декоративно украшая его и используя приемы работы с различными художественными материалами (графическим, живописным) в смешанной технике.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Веснянка“» размещена в разделах
3. Развивать зрительное и звуковое восприятие, образное представление, мышление, воображение.
4. Формировать эмоционально-ценностное отношение к жизни, природе (на основе анализа произведений различных видов искусства вызывать интерес к природы, изображению женского образа).
Интеграция областей : познание, развитие речи, художественно-эстетические развитие.
Методические приемы: слушанье музыки, игра-импровизация, дидактическое упражнение, сказочно-игровая ситуация, рассматривание, беседа, уточнение, напоминание, словесные указания, анализ.
Материал и оборудование: листы бумаги А4, простой карандаш, цветные каранаши, шаблоны – листики (2-х размеров) по количеству детей.
Зрительный ряд: репродукции с картин (пейзажи, портреты) по выбору педагога; открытки с репродукциями картин (пейзажи, портреты, натюрморты).
Музыкальный ряд: П. И. Чайковский «Подснежник» (из цикла «Времена года»); музыка д/релаксации «Звуки природы.
Общая длительность образовательной деятельности: 30 мин.
I Организационный этап: 1 мин.
Игра на знакомство «Снежный ком»
II Познавательный этап: 10 мин.
1. Сказочно-игровая ситуация «Путешествие Художник» :
а) Игра – импровизация «Подснежник».
2. Дидактическое упражнение «Найди меня».
III Практический этап: 14 мин.
1. Мотивация продуктивной деятельности;
3. Экспериментирование с художественными материалами – создание образа «Весны» (выбор материала – свободный).
IV Заключительный этап: 5 мин.
1. Анализ продукта творческой деятельности.
Ход образовательной деятельности.
I Организационный этап:
Тихо звучит аудиозапись музыки для релаксации «Звуки природы» (№ 1 Начало, дети входят в группу (или уже в группе сидят на стульчиках, на ковре).
Занятие начинается с игры на знакомство «Снежный ком».
Педагог: Здравствуйте ребята. Меня зовут Анна Владимировна. А для того, чтобы запомнить ваши имена, поиграем в игру-запоминалку (объясняю правила игры).
II Познавательный этап:
Педагог: Ребята, рассаживаемся на импровизированную полянку – кому как удобно, располагайтесь (дети присаживаются на ковер). У меня для вас, ребята, есть очень интересная, просто удивительная история! Хотите послушать? (Да, хотим). Тогда слушайте внимательно.
Сказочно – игровая ситуация «Путешествие Художника» (звучит № 2 Рассказ о художнике) :
Педагог: Давным–давно, в некотором царстве – государстве жил да был художник (показ иллюстрации художника, который больше всего на свете любил рисовать и путешествовать. Так и на этот раз решил отправиться художник в дальние края, мир посмотреть да себя показать. Долго ли, коротко ли шел художник, и вот однажды теплым ясным днем он оказался в «Стране Трех искусств», где жили замечательные художники, талантливые поэты и композиторы. Художник любовался красотами удивительной страны и наблюдал пробуждение природы. Когда Художник вернулся домой, он создал целую коллекцию картин. А каких мы сейчас посмотрим.
• картина. Лучи Солнца. Солнце светит и греет. Солнце встает рано и будит людей. Встаешь, а уже светло на улице. А зимой, когда мы просыпались, было еще темно. Значит, день стал длиннее, а ночь короче.
• картина. Небо. Весеннее небо ярко-голубое, а зимой оно часто было серым. В небе плывут кучевые облака то быстрее, то медленнее. Почему так получается? Это зависит от силы ветра. Если ветер сильный, облака плывут быстрее.
• картина. Сосульки: под крышей появились сосульки, с них капает вода – можно услышать звуки капели. На солнце сосульки блестят и красиво сверкают. Зимой сосулек было мало, а теперь их много.
• картина. Ручьи. Потекли ручьи. А куда течет ручеек – вверх или вниз? Куда уходит вода? Покажите, как в городе вода стекает в особые решетки. Скажите, что в природе мелкие ручейки впадают в более крупные, а крупные ручьи впадают в речки. Речки переполняются водой, и выходят из берегов.
• картина. Снег сал темный, грязный, ноздреватый, зернистый, на солнце он тает. Часто можно увидеть осевший сугроб, из-под которого текут струйки воды – ручейки. В тени и холодных местах снега еще много, а на солнышке он уже растаял.
• картина. Птицы. Птицы возвращаются с теплых стран. Грачи первые вестники весны. Скворцы. К нам прилетели-вернулись домой перелетные птицы. Почему же они вернулись? Появились насекомые – их корм. А те птицы, которые зимовали здесь тоже рады наступлению весны.
• картина. Ледоход. Во льду на речке образуются трещины, он раскалывается и трогается с места. Ледоход – откуда появилось это слово? Ледоход = Лед ходит, лед идет! Лед стал перемещаться по реке, лед тронулся с места!
• картина. Половодье в лесу или в парке. Почему весной происходит половодье? Снег тает и образовавшиеся ручейки бегут к рекам. Реки выходят из берегов и начинается половодье. На что похоже слово «поло – водье». Полная вода! Полон водой берег реки и лес!
• картина. Подснежники. Первые цветы, появляются из-под снега.
Педагог: Как можно эти картины назвать одним словом? О чем эти картины? (ответы детей)
Проведение игры – импровизации «Подснежник».
(Используется аудиозапись № 3 Подснежники из альбома «Времена года» П. И. Чайковского).
Педагог: Возвращаемся на нашу поляну. Представьте, что вы подснежники. Ребята мы с вами находимся под землей, мы – корни растения – подснежника. Пригревает солнышко, тает снег, появляются первые проталинки. Прорезываются сквозь землю нежные листочки подснежника. Солнышко в небе сияет, ветерок цветы качает. Стебелек растения колышется, приклоняется к земле… Ветер стих. Лепестки цветов раскрываются, радуя окружающих. Наступает вечер, бутоны закрываются и готовятся к ночному сну. Понравилось вам представить себя в роли таких прекрасных цветов – подснежников. Поднимаемся и проходим к столу.
Проведение дидактического упражнения «Найди меня».
Педагог: Обратите внимание на столе лежит много картин. Художник привез их из своего путешествия. Помогите, пожалуйста, художнику - надо разобрать картины по видам живописи вот в эти корзинки (педагог указывает на емкости с опознавательным знаком – схемой вида живописи – пейзаж, натюрморт, портрет).
Педагог: Ребята, чтобы работа спорилась, давайте разделимся на две команды – наклейки на ваших одеждах подскажут в какой вы команде.
Команда «Наблюдательные» (опознавательный знак – круг, найдите среди картин пейзажи. На картинах пейзажах изображена окружающая нас природа: лес, горы, море, город. А ребята из команды «Любознательные» (опознавательный знак – квадрат, найдите среди картин – натюрморты. На этих картинах нарисованы фрукты, овощи, цветы, посуда (дети выполняют задание и проверяют друг друга и товарищей из другой команды). Приступайте к выполнению задания. А теперь, ребята, посмотрите, репродукции с картин какого вида живописи остались на столах? (Это портреты). Определите в какую корзинку их следует положить? (Дети обеих команд поднимают открытки репродукции с картин (портретная живопись, рассматривают портреты и кладут в коробку со схемой “Портрет”).
III. Практический этап:
Мотивации продуктивной деятельности.
Педагог: Хорошо, ребята помогли художнику. А ведь среди написанных художником картин, есть и портрет Весны. Давайте полюбуемся ее портретом. (Педагог приглашают детей за рабочие столы). Художник увидел весну во время своего путешествия и такой и такой (педагог демонстрирует картины). А вот такой Весна представилась мне (педагог выставляет перед детьми набросок собственного исполнения “Весна”). У каждого художника свои впечатления о весне. Может и вам, ребята, попробовать себя в роли портретистов и создать свою картину образа Весны? На минутку закройте глаза, вспомните все приметы весны и представьте себе мысленно ее портрет.
А теперь мы можем подготовить наш главный рабочий инструмент – умелые ручки.
Поведение пальчиковой игры «Апрель»
Кап-кап-кап- звенит капель Упраж-е “Капель”.
Приближается апрель Хлопают в ладоши.
Побежал в саду ручей Упраж-е “Ручеек”.
Прилетели сто грачей Упраж-е “Птичка”.
В воздухе летают,
Песни распевают. (Н. Нищева).
Педагог. Наши умелые ручки готовы. Перед вами ребята знакомые вам изобразительные материалы. Они помогут вам создать образ весны в смешанной технике. Выбор сочетания различных материалов за вами. Художник решил вам немного помочь и подготовил шаблоны для изображения головы Веснянки. Время, ребята, ограничено, спешите творить чудо! (Во время экспериментирование с художественными материалами звучит аудиозапись № 4. Для творчества детей). Педагог уточняет (в индивидуальном порядке) порядок использование графического и живописного материалов, обращает внимание воспитанников на выбор цвета фона).
IV Заключительный этап:
Педагог и дети выставляют готовые творческие работы.
Педагог: Сегодня, дети, вы попробовали себя в роли художников – портретистов и каждый из вас выразил свои личные представления об образе весне. (Дети любуются результатами собственного творчества. Анализируются 2-3 работы – обращается внимание на колорит композиционное решение работы, цветовую гамму и полноту передачи примет весны в очеловеченном образе Веснянки).
Педагог: Спасибо большое за занятие! (сюрпризный момент).