Наталья Колесникова
Конспект интегрированного занятия «Путешествие в Мир искусства, в страну Вопросов и Ответов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия:
Формирование устойчивого интереса к произведениям искусства и литературы
Воспитание у детей культурных и нравственных ценностей
Задачи:
- развивать у детей связную речь, её образность, гибкость интонаций, эмоциональность высказывания. Учить отвечать на вопросы и задавать их.
- закреплять знания детей об искусстве.
- узнавать классическую музыку, называть композитора.
называть картины художников, их авторов, уметь кратко изложить содержание картины
- учить рисовать коллективный натюрморт (Цветы «Купавки»)
- развивать у детей внимание, интерес, усидчивость.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Путешествие в Мир искусства, в страну Вопросов и Ответов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2014
- воспитывать любовь к искусству, умение понимать и ценить прекрасное.
Материал:
Репродукции картин: Васнецова, Рылова, Врубеля, Решетникова, Репина, Шишкина, Грабаря и др.
Запись отрывка из балета «Лебединое озеро», Чайковского, запись песни «Богатырская сила», Добрынина.
Цифры для выкладывания циферблата часов.
Лист бумаги с заранее нанесенными стеблями и листьями цветов.
Рисунки домиков с одним, двумя и тремя окошками, предметные картинки.
Предварительная работа:
- рассматривание репродукций художников, беседы, игры;
- прослушивание музыки, рисование пейзажей, натюрмортов.
Ход занятия:
В зал входят дети:
Здравствуйте! Сегодня вас встречаем мы,
Чтобы много рассказать и картины показать.
Хотим порадовать мы вас, ведь пора нам в первый класс.
(дети садятся с двух сторон, разбившись на 2 команды)
1-й воспитатель: Ребята, скажите, какое сейчас время года? (весна)
- Придумайте предложение по опорным словам: весна, наступить, уже.
(Уже наступила весна)
- Кто выложит на доске схему этого предложения? (/___ ___.)
(Воспитатель меняет знаки препинания, ставя знак, затем!.)
-Произнесите предложение с нужной интонацией:
(Уже наступила весна?; Уже наступила весна)
(входят двое детей с шапочками на головах: знак? и знак)
- Внимание! Внимание! Мы - знаки препинания!
Вопросительный знак: Разные вопросы задаю я всем:
- Чья, откуда и куда вырастает борода?
- Почему, зачем, когда от дождя блестит трава?
- Как, кому и отчего в доме светится окно?
Восклицательный знак: Друзья мои! Приятели!
Живу я много лет!
Примите восклицательный
Мой пламенный привет!
Не зря я от рождения противник тишины.
Где я, то предложение с особым выражением
Произносить должны!
Знаки: Мы приглашаем вас в Страну вопросов и ответов.
1 Воспитатель: Мы отправимся с вами в мир искусства. Закройте глаза…
Звучит музыка из балета Чайковского «Лебединое озеро»
(выходит 2-й воспитатель)
- Я рада видеть вас в Стране вопросов и Ответов. И мой 1-й вопрос:
- какую музыку вы слушали сейчас? (музыка из балета «Лебединое озеро»)
- расскажите, что вы себе представили? (отвечает ребенок из 1-й команды)
(Вышел принц к озеру и увидел белых лебедей, они опустились на берег озера и вдруг превратились в девушек. Все они были красавицы, а одна была прекраснее всех. Принц сразу влюбился в неё. Он вышел к ним из укрытия и спросил, почему они меняют свой облик. Девушки рассказали, что они заколдованы.)
Дети из 2-й команды задайте вопросы (отвечают дети 1-й команды)
- кто их заколдовал? (злой волшебник)
- кто их может расколдовать? (Принц, который полюбит одну из девушек)
- А что делали девушки на берегу? (танцевали)
-(Звучит музыка. Выходят девочки-лебеди и танцуют.)
1-й воспитатель показывает картину «В голубом просторе», Рылова
- В кого превратятся эти лебеди?
(ни в кого, художник изобразил настоящих птиц)
А теперь дети из 1-й команды задайте свои вопросы
(отвечают дети из 2-й команды):
- Как называется эта картина? («В голубом просторе»)
- Кто автор? (А. Рылов)
- Куда летят лебеди? (они летят на свою родину из жарких стран)
- На каком фоне художник изобразил лебедей?
(на фоне голубого высокого неба, по которому плывут белые облака)
- Покажите, где находится линия горизонта? (внизу)
- Почему художник так низко опустил линию горизонта?
(он хотел приблизить лебедей, показать их красоту)
- Что понравилось в картине? (Как художник изобразил лебедей. Кажется, что они летят наперегонки с облаками, шумно машут мощными крыльями,
торопятся в родные места, чтобы свить гнездо и вывести птенцов)
2-й Воспитатель: В каких сказках происходило превращение лебедей в людей?
(«Дикие лебеди», Андерсена; «Сказка о царе Салтане…», Пушкина)
-Покажите картину к сказке А. С Пушкина. Как она называется?
(«Царевна-лебедь».)
- Кто автор картины? (Врубель)
- Расскажите, как Пушкин описал превращение лебедя в царевну
Ребёнок: «Тут она, взмахнув крылами, полетела над волнами.
И на берег с высоты опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась и царевной обернулась:
Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит;
А сама-то величава, выступает будто пава;
А как речь-то говорит, словно реченька журчит»
- Какие волшебные подарки делала царевна-лебедь в сказке Пушкина?
(На острове построила город, подарила белку, которая «песенки поёт, да орешки всё грызет», послала своих братьев город охранять)
- Сколько братьев было у царевны-лебеди? (33 богатыря)
- Кто вспомнит, как они выходили на берег?
Ребёнок: «Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо, закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой, расплеснется в скором беге
И окажутся на бреге тридцать три богатыря…»
(под музыку выходят трое детей в костюмах богатырей)
1 воспитатель: А теперь ребята из 2-й команды скажут, из какой сказки эти богатыри?
(Они не из сказки, а из былины. Они были на самом деле.)
- Какой художник изобразил богатырей на картине? (Виктор Васнецов)
- Как называется эта картина? («Богатыри»)
- Богатыри, задайте детям свои вопросы
(Дети- «богатыри» задают вопросы)
- Как зовут богатырей (Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович)
- Какой богатырь самый могучий? (Илья Муромец)
- Какой самый мечтательный? (Алеша Попович)
- Что надевали богатыри на голову? (железный шлем)
- Для чего нужна кольчуга? (она сделана из металлических колец и защищала от копья, удара меча)
- Какое оружие было у русских богатырей?
(щит, меч, булава, палица, копьё, шестопер, лук и стрелы)
- Что знаете о жизни Ильи Муромца? (из-за болезни ног он не мог ходить)
- Почему встал и пошел Илья, который не ходил 33 года
(Пришли к нему старцы и сказали:
- иди, богатырь, Русь защищать.
- Я бы пошел, да ноги не ходят.
- Встань и иди! Больше некому!
И тут произошло чудо: встал русский богатырь и пошел воевать.
Сражался храбро и победил всех врагов.)
(«Богатыри» уходят под музыку Добрынина)
1 воспитатель: Расскажите по картине, как защищали Отечество богатыри.
«Выехали в чистое поле три богатыря, огляделись - не видать ли где врагов. Кони сильные на месте не стоят, в бой рвутся, да и седоки силушку богатырскую поистратить хотят. Готовы биться не на жизнь, а на смерть. Добрыня Никитич меч из ножен вынимает, Алеша Попович готовит лук и меткую стрелу. Хочется ему с недругом сразиться: «Давайте друзья - товарищи помчимся быстрее да победим врагов!»
- Погоди, Алеша, осмотреться нужно, успеешь ещё повоевать, - говорит Илья.
Тут показались враги.
- Ну что братцы, постоим за Русь-матушку! - крикнул Илья Муромец.
И помчались богатыри на врагов, храбро бились и победили их.
2 воспитатель: назовите и покажите ещё одну картину В. Васнецова? («Алёнушка»)
- К какой сказке написана эта картина?
(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
- Есть ли в сказке то, что изображено на картине? (В сказке козленочек бегал по берегу и звал сестрицу, которая лежит на дне, а здесь Алёнушка одна сидит на камушке и плачет у озера)
- Озеро какое? (глубокое, бездонное, холодное)
- Небо какое? (осеннее, хмурое, унылое, серое)
- Лес какой? (мрачный, темный, таинственный)
- Лес пугает или помогает Алёнушке?
(лес защищает её, оберегает от бед)
- Вспомните и расскажите стихотворение Усачева «Алёнушка»
(2-е детей рассказывают стихотворение Усачева)
Закатилось в чащу солнышко. Хмурый лес стоит стеной
Пригорюнилась Алёнушка: как теперь ей жить одной?
Нету с ней ни милой матушки, ни родимого отца…
Слезы капают на камушки у лесного озерца
Кто развеет думы горькие, кто поможет ей в беде?
Лишь камыш один с осокою отражаются в воде
И родимая сторонушка всё печальней и грустней.
Жаль, не ведает Алёнушка, что случится дальше с ней.
Повстречает счастье девица и любовь свою найдет…
Ах, как весело надеяться, зная сказку наперёд…
Каких ещё художников вы знаете?
(И. И. Шишкин, И. Левитан, А. Саврасов, В. Поленов, И. Грабарь, И. Айвазовский,
- Давайте поиграем в игру «УГАДАЙ»
- Какой художник писал картину, сидя в снегу в окопчик (И. ГРАБАРЬ)
- Какую картину он так писал? («Февральская лазурь»)
- На этой картине изображена река, баржа, а по берегу идут измученные люди в грязной и рваной одежде («Бурлаки на Волге», худ. Репин.)
- Кратко опишите портрет И. Е. Репина. Покажите его.
- Этот художник сам любил бродить по лесам и заставлял своих учеников выезжать на натуру. (И. И. Шишкин)
- Покажите портрет Шишкина.
- На этой картине солнечный день, сосны и ручей.
(«Корабельная роща», худ. И. И. Шишкин.)
- Какой художник был в полярной экспедиции и там нарисовал много карикатур?
(Ф. Решетников)
- Назовите и покажите его известную картину. («Опять двойка»)
- Почему огорчилась мама? (ей стыдно и обидно, что у неё такой сын)
- Как смотрит на него старшая сестра? (с упрёком, строго, осуждает)
-Кто радуется и почему? (рада собака своему другу; рад младший брат, но он радуется не приходу старшего брата, а тому, что его накажут, видимо, младшему часто доставалось от брата-школьника)
- Это его первая двойка? (нет, картина называется «Опять двойка»)
- Почему мальчик получил двойку? (долго катался на коньках, не выучил уроки; катался и опоздал в школу)
Помогите этому ученику разделить слова на слоги. Нужно разместить слова по нужным домикам: в 1-й домик - слова с 1-м слогом, во 2-й домик слова с 2-мя слогами, в 3-й домик слова с 3-мя слогами.
- Что нужно мальчику, чтобы он не опаздывал в школу? (часы)
Давайте наши мальчики сделают часы для ученика, а девочки нарисуют букет для мамы
(мальчики выкладывают циферблат часов из самоклеящихся цифр)
- Девочки, нарисуйте букет для мамы. (девочки дорисовывают цветы на стеблях, прорисованных заранее.)
- Что вы нарисовали? (натюрморт)
- Что такое натюрморт? («мертвая натура», «неподвижная натура»)
- Кто скажет стихами?
Если видишь на картине чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине, или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу или торт,
Или все предметы сразу - знай, что это НАТЮРМОРТ
- Наше путешествие закончилось. Выберите себе смайлики, соответствующие вашему настроению и покажите их.