Екатерина Саркисян
Конспект интегрированного занятия по теме «Рыбы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- Уточнить и расширить представления детей о рыбах, их строении, питании;
- Уточнить и расширить представления о классификации рыб.
- Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать их в речи.
- Расширять речевой словарь.
- Развивать фантазию, мышление, мелкую моторику.
- Закреплять навыки коллективного труда.
Используемые материалы:
- Иллюстрации с изображением рыб.
- Игрушка – кот Матроскин.
- Банка с рыбкой.
- Бросовый материал (пуговицы, ленты, тесьма, монеты, еловые шишки и т. д)
Предварительная работа:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Море, океан. Морские обитатели, подводный мир
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Темочки
- Наблюдение за рыбами в аквариуме (чем питаются, как выглядят, как передвигаются, чем дышат).
- Подготовка основы для коллективной работы «Аквариум».
Используемая литература:
- Методические рекомендации «Здравствуй, мир!» А. А. Вахрушев, Е. Е Кочемасова, Ю. А. Акимова, И. К. Белова. Москва. Изд. «Балас» 2003.
- Методическое пособие «Познавательное развитие детей 5 -7 лет». Г. М. Блинова. Москва. ТЦ «Сфера» 2006.
- «Ознакомление с природой и развитие речи». Л. Г. Селихова. Москва, Мозаика-Синтез 2006.
На занятии используются :
- Здоровьесберегающая технология. (Физкультурная минутка, пальчиковая гимнастика).
- Игровая технология. (Д/И «Река-море-аквариум»)
- Технология художественно-творческих способностей. ( Предварительная работа в образовательной области: художественное творчество - лепка).
- Технология деятельностного метода. (Опыт «Почему рыбы имеют такую форму?»)
Ход занятия:
1. Орг. Момент.
Воспитатель: Кот Матроскин, который живет в Простоквашино, пошел ловить рыбу на речку. На берегу, он увидел странного человека: на голове у него водоросли, а вместо туловища – круглый аквариум с рыбками. Подперев голову руками – плавниками, человечек пел грустную песню:
Я водяной, я Водяной.
Никто не водится со мной.
Как будто мои подружки –
Только пиявки да лягушки!
Обрадовался Водяной Матроскину и загадал загадку:
Плещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
Кто это?
(Рыба).
И рассказал он ему, что рыб множество и живут они в реках, прудах, морях, озерах. Но у кота Матроскина в голове все перепуталось, вот и пришел он сегодня к вам в гости за помощью.
2. Беседа по теме занятия. «Кто такие рыбы?»
Воспитатель: Кот Матроскин просит вас рассказать всё, что вы знаете о рыбах.
Поможем коту Матроскину?
Тогда сначала, нам нужно ответить на его вопросы.
Воспитатель:
- Где живут рыбы?
- В каких водоемах они могут жить?
- Каких пресноводных рыб вы знаете?
- Каких морских рыб вы знаете?
- Каких аквариумных рыб вы знаете?
- Чем они питаются? (хищные рыбы – мальками рыб, мелкими рыбами, лягушками; мирные рыбы – личинками насекомых, насекомыми, водорослями; аквариумные рыбы – специальным кормом).
- Какая рыба самая хищная и опасная? (Акула).
- Как называются детеныши рыб? (Мальки).
- Из чего они выводятся? (из икринок).
- Чем покрыта кожа рыб? (Чешуей).
- Как называется человек, который ловит рыбу? (Рыбак).
- Чем ловят рыбу? (Удочкой)
- Как ухаживают за аквариумными рыбками?
- Чем дышат рыбы?
- Какой формы туловище рыбы? Почему?
3. Опыт: «Почему рыбы имеют такую форму?»
Воспитатель: Давайте рассмотрим форму рыб. Что у них общего?
Их тело напоминает капельку. Попробуем узнать, почему же природа создала их такими.
Наливаем в таз воду и по очереди проводим рукой, поставленной на ребро с сомкнутыми пальцами, в воде. Затем, тоже самое – открытой ладошкой.
- В каком случае рука легче идет сквозь воду? (в первом).
- Теперь сами объясните, почему рыбы имеют такую форму?
Воспитатель: Мы уже говорили, что человек учится у природы. А чему он
научился у рыб? Водный транспорт создан по их подобию.
(Дети пускают в воде маленькие лодочки и, для сравнения, деревянный кубик).
4. Загадывание загадок
Воспитатель: Послушайте мои загадки.
Колюч да не ёж.
Кто же это?
(Ёрш).
У нее во рту пила.
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котел попала.
(Щука).
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
(Сом).
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
У родителей и деток,
Вся одежда из монеток.
(Рыбка).
5. Д/И «Река – море - аквариум».
Воспитатель: Водяной передал коту Матроскину конверт с карточками, но он уронил его по дороге домой и все перепутал.
Давайте поможем коту Матроскину разложить правильно все карточки. (Пресноводных рыб, морских и аквариумных рыб - отдельно).
6. Физкультурная минутка.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам научить кота Матроскина играть в игру
Воспитатель: Ребята кот Матроскин прислал нам в подарок банку с водой, а в
ней красивая рыбка. Где вы раньше видели таких рыбок? Давайте после занятия отнесем эту рыбку в аквариум, который стоит у нас в группе. А коту Матроскину приготовим сюрприз, который будет напоминать о встрече с вами.
7. Изготовление сюрприза для кота Матроскина.
Воспитатель: Давайте закончим нашу картину из пластилина, материалом, который оказался на нашем столе.
Воспитатель: Что вы видите на столе? (Пуговицы большие и маленькие, бисер, кусочки ткани, монеты, тесьма и еловые шишки).
Воспитатель: Что можно сделать из этих материалов?
(Водоросли из тесьмы и ткани, морское дно из больших пуговиц и бисера, чешую рыб из маленьких пуговиц, монет.)
Прежде чем приступить к работе, давайте разомнем пальчики.
8. Пальчиковая гимнастика.
«Рыбки»
Рыбки плавали, ныряли,
В чистой, тепленькой воде.
То сомкнутся, разомкнутся.
То сомкнутся, разомкнутся.
То зароются в песке.
(Звучит музыка, дети приступают к выполнению задания).
Кот Матроскин благодарит детей за подарок, прощается и уходит.
9. Итог занятия.
Воспитатель:
- Кто сегодня приходил к нам в гости?
- Чем мы помогли коту Матроскину?
- Что мы подарили коту Матроскину в подарок?
- Что вам запомнилось больше всего?
- Что показалось самым интересным?
Воспитатель: А на прощание скажите мне название рыбы, о которых мы сегодня говорили. (Дети называют и выходят из групп