Наталья Пона
Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ (ознакомление с природой) «Многообразие и разнообразие осенних листьев»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ (ознакомление с природой) + художественное творчество (рисование) для детей старшего возраста
на тему: «Многообразие и разнообразие осенних листьев».
= начало =
Программное содержание:
1. Задачи на развитие познавательных способностей :
Публикация «Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ (ознакомление с природой) „Многообразие и разнообразие осенних листьев“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Листья. Поделки и аппликации из листьев
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Расширять и уточнять представление детей о природе, уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опадают листья и т. д.); продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи изменения сезонных условий с жизнью деревьев (листопад); продолжать учить классифицировать растения леса; упражнять детей в определении породы деревьев по внешнему виду листьев.
2. Задачи на развитие связной речи:
Закрепить умение образовывать прилагательные от существительных (дуб – дубовый, клен – кленовый, береза – березовый, осина – осиновый, активизировать словарь ребёнка.
3. Изобразительно-технические задачи:
Развивать композиционные умения (уметь располагать изображения падающих листьев по всему листу); совершенствовать умения рисовать кистью, губкой; продолжать формировать умение смешивать краски для создания новых цветов и оттенков; закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (гуашью, акварелью, цветными мелками).
3. Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей доброе отношение ко всему в природе; способствовать развитию памяти, восприятия; воспитывать эстетические чувства.
Методические приемы: показ предметных картинок и репродукций картин русских художников с изображением осенней природы; рассказ воспитателя; подвижная и дидактическая игры; использование художественного слова; использование музыки; показ техники изображения методом тиснения и пояснения воспитателя.
Материал к занятию.
Наглядный – макеты деревьев (рябина, береза, осина, дуб, клен) и засушенные листочки от этих деревьев; репродукции картин русских художников Левитана И. И. «Золотая осень», Бродского И. «Золотая осень», Поленова В. «Осень».
Раздаточный – вырезанные из картона листья клена, березы, рябины, осины; гуашь разноцветная, акварель, кисти, губка, стаканчики с водой, салфетки, клеёнки, листы белой бумаги «коврики-дорожки», живые листочки деревьев разных размеров и форм, собранные в лесу и на участке.
ТСО – магнитола. Аудиозаписи: Бетховен Л. «К Элизе», Бах И. С. - Сюита №2 для флейты с оркестром, П. И. Чайковский «Времена года».
Предварительная работа:
экскурсия в осенний лес (предложить детям походить по опавшей листве; послушать шуршание листья, в руках рассмотреть форму листьев различных деревьев, ощутить их шершавость или гладкость, аромат, собрать листики в букеты); наблюдения и игры с деревьями и кустарниками на участке детского сада, чтение художественной литературы, просмотр м/ф и мультимедийных презентаций, беседы, рисование, аппликация, изготовление поделок из природного материала, дидактические игры.
Ход занятия
Тихо звучит музыка.
1. Организационный момент
Воспитатель:
– Ребята, по дороге в детский сад я набрала целую корзинку листьев. Посмотрите, какие они красивые, резные, разноцветные. Каждый из вас выберет по одному листочку и скажет, с какого он дерева и какого цвета.
( Ребенок: – Это оранжевый лист с клена – кленовый лист).
Воспитатель:
– Правильно. Это оранжевый кленовый лист (листья : клен, береза, рябина, осина, дуб).
Воспитатель:
– Молодцы. Положите листочек на свой стол. Ребята, кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии? ( Ответы детей: о листьях, об осени.)
2. Вводная беседа
Воспитатель:
– Какие осенние приметы вы знаете?
( Ответы детей: Солнце уже не поднимается высоко, дни становятся короче, а ночи длиннее. Моросят мелкие холодные дожди, по утрам стелются туманы. Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые устилают землю пестрым ковром. Начинается пора листопада. Деревья постепенно теряют свой пышный яркий убор, ветви их обнажаются).
Воспитатель:
– Все верно, ребята. Послушайте, какие красивые стихи написаны про приметы осени.
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни
На дорожку упадет.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.
А вторая — куст малины
В нитях белой паутины.
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурной река –
Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то.
Ранним утром на поляны
Лягут белые туманы,
А потом уж, жди не жди,
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь –
Значит наступила ОСЕНЬ.
Шорыгина Т.
Воспитатель:
– Какая погода в сентябре? (Ответы детей)
– Все верно, но в начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на которой сквозят золотыми узорами листья рябин, кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины.
– Как называются такие денёчки? ( Ответы детей: «бабьим летом»).
– Почему сентябрь называют «златоцветом»? (Ответы детей).
Воспитатель обращает внимание детей на репродукции картин:
– Посмотрите на эти чудесные картины русских художников, какое разнообразие красок на этих работах. Ребята, давайте вспомним нашу прогулку в осеннем лесу. Как приятно было ходить по опавшей листве, собирать их в букетики. Один такой букетик у меня сохранился на столе. Посмотрите, какие листочки красивые, резные, разноцветные. А с каких деревьев листочки собрали вы? ( Ответы детей: с березы, осины, рябины, клена, дуба).
Воспитатель:
Повязала Осень пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела.
– Все ли деревья изменили окраску листьев? ( Ответы детей: еще не все).
– Почему листья осенью желтеют? (Ответы детей).
Объяснениее воспитателя: Летом листья имеют зеленый цвет из-за большого количества пигмента хлорофилла, содержащегося в них. Этот пигмент - кормилец растения, с его помощью на свету у растения идут обменные процессы. Но в листьях есть и другие красящие вещества, они не видны летом, так как хлорофилла очень много. С наступлением осени дни становятся короче, а ночи удлиняются. Вещество, отвечающее за зеленый цвет листа – хлорофилл, днем разрушается и не успевает восстановиться ночью. Зеленый цвет в листве убывает, заметным становится желтый).
– Что в природе служит сигналом для листопада? ( Ответы детей: сигналом к началу листопада является не падение температуры, а изменение долготы светового дня - самый верный и неизменный признак наступления осени).
– Сразу ли желтеют листья на всём дереве одновременно или как-то иначе? ( Ответы детей: листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом и на нижних ветках.
– У какого дерева раньше других меняется окраска листьев? ( Ответы детей: первыми становятся золотыми листья у берез).
– У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? ( Ответы детей: у березы).
– Какое значение имеет для деревьев листопад? ( Ответы детей: деревья готовятся к зимним холодам, так они защищают свои ветви от поломок, с листьями дерево отдает ненужные ему вещества).
– Дерево тоже умирает с опавшими листьями? ( Ответы детей: Нет, дерево продолжает жить; в пазухе каждого листа золотистая почка, которая дает весной молодой побег с новыми листьями.)
Воспитатель: – Молодцы, ребята, вы очень много знаете об осенних изменениях с деревьями. Незнайка гулял в парке и тоже собрал огромный красивый осенний букет, но не знает с какого дерева листики. Помогите Незнайке определить, какому дереву они принадлежат. Сейчас я буду вам загадывать загадки. А вы не зевайте, свои листочки поднимайте, к нужному дереву прикрепляйте.
Проводится игра – «Помоги Незнайке» (дети должны определить, какому дереву принадлежат выбранные ими ранее листочки и укрепить их на макетах деревьев, расположенных на стенде).
Если дунет ветерок,
Задрожит ее листок.
Ветерок совсем не сильный,
Но дрожит листок. (осины).
Весной роняет слезы
Белая. (береза).
Прилетает в гости к ней
Стайка алых снегирей.
По ветвям они снуют,
Красны ягодки клюют.
(рябина).
Каждый год на нем с охотой
Вырастают вертолеты.
Жаль, что каждый вертолет
На всего один полет. (клен)
И гадать не надо даже -
Тут же, сразу назовем,
Если только кто подскажет
То, что жёлуди на нем! (дуб)
Воспитатель:
– Молодцы, ребята. Садитесь на свои места. Я прошу вас подобрать нужное слово к листикам деревьев.
Проводится игра – «Какой лист?» Дети подбирают нужное название дерева по описанию листа воспитателем :
У этого дерева лист крупный, с очень длинным и толстым черешком, форма его похожа на ладошку, он может быть желтого, оранжевого, красного цвета – клён;
У этого дерева лист округлой формы, похож на маленькое сердце с заостренным кончиком, на длинном черешке, слегка шершавый сверху и гладенький снизу с отчетливыми прожилками, край листочка зубчатый, листочки этого дерева первыми окрашиваются в жёлтый цвет – береза;
У этого дерева лист кругленький, гладенький, с волнистым краем, черешок у него длинный, сплюснутый в верхней части, а в середине совсем тонкий, поэтому и дрожит лист при самом легком ветерке, осень окрасила его в багряный цвет – осина.
Воспитатель благодарит за игру.