Марина Николаевна Дерюга
Конспект игровой развивающей ситуации на тему «Ознакомление со свойствами воска» в старшей группе.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка-"Детский сад №88"Антошка"
Конспект игровой развивающей ситуации
на тему "Ознакомление со свойствами воска"
Воспитатель Дерюга М. Н.
высшая квалификационная
категория
декабрь 2014 год
г. Северодвинск
Публикация «Конспект игровой развивающей ситуации на тему „Ознакомление со свойствами воска“ в старшей группе,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экспериментирование. Конспекты с опытами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Цель: Познакомить детей со свойствами воска.
Программное содержание:1. Учить, обследуя предметы из воска, выделять его свойства : непрозрачный, гладкий, бывает разного цвета, хрупкий, плавится при высокой температуре, быстро застывает, отталкивает воду.
2. Активизировать в речи употребление антонимов (высокая- низкая, толстая- тонкая).
3. Обогащать словарь детей словами: таинственная, праздничная, романтичная, хрупкая, плавится. стекает.
4. Обогащать знания детей о быте людей в далёком прошлом.
5. Развивать умение устанавливать причинно- следственные связи.
6. Продолжать учить детей соотносить предметы по форме.
7. Продолжать учить детей договариваться о совместной деятельности, выслушивать друг друга, выполнять правила поведения.
Материал: набор свечей и подсвечников на каждого ребёнка, блюдца с водой, тонированная бумага, акварель, кисти.
Ход ситуации:
Вношу короб с предметами. Дети стоят в кругу.
-Ребята, волшебный короб что-то приготовил для вас сегодня. В нём лежит очень интересный предмет. А поможет догадаться о предмете- загадка. Слушайте:Тонкая, стройная,
Боится огня. (свеча)
Показываю свечу.
-Как вы думаете зачем она нужна (для света)
Когда-то в старину не было электрических лампочек, а в избе становилось темно. Вот тогда и зажигали свечу. Комната наполнялась светом, а люди могли заниматься своими делами. У нас есть электричество, но мы всё равно часто зажигаем свечи В каких случаях? (на праздники)
- Давайте рассмотрим эту свечу. Какая она? (длинная, белая, непрозрачная). А если погладить её рукой? (гладкая). Это обычная свеча.
- Есть другие свечи. Посмотрите (достаю из короба).
- Что вы можете сказать об этих свечах? ( они цветные: красные, жёлтые, синие, нарядные).Эти свечи зажигают для праздника. Значит, их можно назвать. (праздничными).
- Дети, а кто знает из чего сделаны свечи? (из воска). Значит, свеча какая? (восковая)
- Как же делают свечи? (выслушиваю ответы детей)
Рассказываю: горячий воск заливают в формы, а затем охлаждают; воск становится твёрдым. В середине свечи есть фитиль- это шёлковая нить, которая горит.
- Воск - это очень необычный материал. Для того, чтобы убедиться в этом, надо зажечь свечу.
- Могу я сейчас это сделать или нет? (нет)
Почему? (можно обжечь руки, нужен подсвечник).
- Для этого люди придумали подсвечник (достаю из короба подсвечники).
Предлагаю детям сесть за столы и рассмотреть подсвечники.
- Дети посмотрите на подсвечники. Что вы можете о них сказать? (разные, большие и маленькие,высокие и низкие).
- А из какого материала они сделаны? (стекла, металла)
- Да, все они сделаны из прочного материала, который не горит.
- Для каждой свечи будет подсвечник? Как узнать? (надо посчитать).
Выберите любую свечу и подберите для неё подсвечник (дети самостоятельно подбирают свечи по толщине, форме донышка свечи).
- Скажите, на какую свечу больше ушло воска?
- А теперь и нам пришла пора посмотреть на горящие свечи (зажигаю).
Дети любуются, наблюдают.
- Продолжите моё предложение.
У нас в группе стало. (светло, романтично, таинственно, сказочно, необычно, празднично, волшебно.)
- Что происходит с воском? (плавится, стекает, становится мягким).
Иногда говорят: "свеча плачет". Если свечу затушить, то воск быстро застывает.
- Раньше в такой обстановке, при свечах девушки гадали. Вот и я вам сегодня погадаю. Я буду жидкий воск капать каждому в блюдце с водой и предсказывать.
Ставлю перед каждым ребёнком блюдце с водой. Свет в группе приглушить.
* У Андрюши воск превратился в снежинки. Значит, его ждёт лыжная прогулка в хороший денёк.
* А у Сони - в цветочек. Соню ждёт приятная новость.
- Дети, что произошло с воском, когда я его вам накапала в блюдце с водой? (застыл, стал твёрдым). Воск всё равно непрочный материал.
До этого я себе гадала, воск тоже застыл. Вот он, но его можно сломать (показываю).
- Свеча помогает нам сделать праздник весёлым, ярким, волшебным, но без присмотра оставлять её нельзя. Почему? (ответы детей). Правильно, праздник может обернуться в пожар.
- Давайте аккуратно задуем свечи и включим свет.
Дети встают в круг.
- Помните, я говорила, что воск- необычный материал? Он плавится, стекает, быстро становится твёрдым, но в тоже время хрупкий. А ещё он отталкивает воду. Сейчас мы в этом убедимся. Подойдите к столам с краской.
- Я приготовила вам листы бумаги, закрасьте их краской (дети тонируют лист краской). Что произошло? (проявился рисунок)
- Рисунок я сделала воском. Бумага впитала краску, а воск- оттолкнул.
- Дети, что мы сегодня узнали о воске?
- Что ещё нового я рассказала про свечи?
- Волшебный сундучок в следующий раз приготовит нам ещё что-нибудь интересное.