Альфина Габдуллина
Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Зима» с использованием новых технологий.
Габдуллина Альфина Рифкатовна, учитель-логопед 1 квалификационной категории МАДОУ детский сад №1 «Журавушка» села Бижбуляк муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан.
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия на тему „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
В связи со значительным ростом речевой патологии, актуальным остается поиск новых эффективных путей коррекции сложных речевых дефектов, использование инновационных технологий, способствующих развитию более быстрых компенсаторных возможностей детского организма.
Остановлюсь на некоторых из них, используемых мною на логопедических занятиях.
Это, прежде всего, работа с «семантическим» полем слова, которая активно способствует развитию словесно-логического мышления, развитию лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон речи.
Использование ТСО способствует развитию памяти, внимания, образного мышления, активизации словаря, развитию связной речи. Простое название предметов и признаков может оказаться напрасным трудом при отсутствии мотивации и зрительной опоры на пиктограммы, которые в свою очередь «будят» мысль, заставляют ребёнка думать.
Лечебная логопедическая физкультура включает в себя не только работу по биологически активным точкам, но и вспомогательные средства: пальчиковый бассейн, суджок-массажер, пальчиковую гимнастику с элементами логоритмики, песочную игротерапию, артикуляционный массаж - все это повышают активность мозга, улучшают внимание и память. Музыкотерапия обеспечивает положительное эмоциональное состояние, снимает нервное напряжение, повышает работоспособность, внимание.
Очень полезны для развития детей с нарушением речи игры с мячом. Мяч помогает разнообразить коррекционную работу, активизирует мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, внимание, помогает наладить контакт с замкнутыми детьми, нормализует поведение гиперактивного ребёнка.
Сюжетно-тематическая организованность занятий с использованием вышеуказанных инновационных технологий способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит и лучшей результативности в усвоении знаний.
Тема: «Зима».
Програмное содержание
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Активизировать словарь и расширить представления детей по лексической теме «Зима».
2. Учить подбирать слова с противоположным значением.
3. Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом в единственном числе, именительном падеже; образование относительных прилагательных; согласование существительных с числительными; употребление в речи существительных в единственном числе, родительном падеже).
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать у детей фонематические слух и восприятие.
2. Совершенствовать артикуляционную и мелкую моторику, координационую речь с движением.
3. Развивать коммуникативные и речевые навыки, внимание и память детей.
Коррекционно-воспитательная:
1. Воспитывать у детей усидчивость, умение слушать педагога, товарищей.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, накопитель памяти с изображениями (снеговик, вертолет, грибок, качели, иголочка, лопата, молоток, маляр, индюк, улыбка, лошадка, меховая шуба, шерстные варежки, деревянные лыжи, стальные коньки, ёлочные игрушки, бумажная снежинка, животные зимой (заяц, белка, лиса, волк, медведь, олень, тигр, аудиозапись (произведение Бетховена «Лунная соната», зеркала, мяч.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
Логопед : Ребята, я сегодня хочу вас Порадовать. К нам в гости кто-то пришел. А кто это, вы сами узнаете, отгадав загадку:
Что за нелепый человек
Пробрался в 21 век.
Морковка-нос,
В руке метла,
Боится солнца и тепла. (Снеговик) .
На интерактивной доске появляется красочное изображение снеговика. (Слайд №1).
Логопед : Правильно! Вот какой симпатичный снеговик пришел к нам в гости. Он видел, как весело утром вы бежали в детский сад, и решил заглянуть к вам, познакомиться. У него хорошее настроение,потому что сейчас его любимое время года.
- А какое? (ответы детей).
- Почему зима любимое время года снеговика? (ответы детей).
Снеговик хочет пригласить вас в волшебный лес, а полетим мы туда на вертолете. (Слайд №2)
Посмотрите на экран, вам понравился вертолет? Мне тоже нравится. Приготовили вертолеты, полетели!
2. Пальчиковая гимнастика «Вертолет»
Вверх взлетает вертолет
Будь внимательней пилот!
Вертолет лети, лети
Лопасти быстрей крути
Четыре пальца обеих рук, кроме большого пальца, сжаты в кулак. Большой палец поднят вверх, выполняет круговые движения.
Мы прилетели с вами на зимнюю полянку. Дети, а снеговик очень любит сказки, давайте мы ему вместе расскажем и покажем артикуляторную сказку про лесных зверушек «Делу время, а потехе час». Возьмите зеркала, поставьте перед собой. Садитесь удобно, спинки выпрямьте слушайте:
Жили в лесу зверюшки, каждый занимался своим делом. Ежик, ни головы, ни ножек, собирал грибы на опушке. (Слайд №3).
А лисички-сестрички и зайчики-побегайчики решили построить качели на полянке. (Слайд №4).
Стали они строить качели: взяли гвозди, да не один, а целую дюжину. Один, другой, третий – много гвоздей (Слайд №5).
Взяли доску широкую-широкую, без сучков и задоринок, (Слайд №6).
Затем взяли каждый по молотку и стали заколачивать гвозди. Трудно строить качели. Тук, тук, тук…Тук, тук, тук. Качели получились на славу! (Слайд №7).
Все хорошо, осталось только покрасить качели. Краску раздобыли красную, желтую, зеленую – и покрасили качели. (Слайд №8).
Сели звери на качели, весело им, смеются, радуются. Вдруг увидели идет Индюшка-болтушка. (Слайд №9).
- Что вы делаете? – спрашивает.
- На качелях качаемся, иди, с нами качаться будешь. (Слайд №10).
Зверюшки так громко и заразительно смеялись, что, услышав эти звуки, к ним подошла большая мудрая Лошадь. Ей очень захотелось тоже покататься на качелях. (Слайд №11).
Лошадь с трудом залезла на качели. Медленно со скрипом качели стали раскачиваться: вверх-вниз, вверх-вниз. Замечательные качели! Молодцы зверюшки! Хорошие качели построили!
Дети выполняют упражнение «Грибок».
Дети выполняют упражнение «Качели».
Дети выполняют упражнение «Иголочка».
Дети выполняют упражнение «Лопата».
Дети выполняют упражнение «Молоток».
Дети выполняют упражнение «Маляр».
Дети выполняют упражнение «Индюк».
Дети выполняют упражнение «Улыбка».
Дети выполняют упражнение «Лошадка».
Дети выполняют упражнение «Качели» и «Улыбка».
3. Игра «Скажи наоборот».
Логопед : В лесу нас ждет много игр. Сейчас мы с вами поиграем с мячом в игру скажи наоборот. Я бросаю мяч каждому из вас по очереди и называю слово, а вы, поймав мяч, назовите слово наоборот и бросайте мяч обратно мне.
Широкий – (узкий)
Сухой – (мокрый)
Старый – (молодой)
Горячий – (холодный)
Чистый – (грязный)
Веселый – (грустный)
Тихий – (громкий)
Шершавый – (гладкий).
4. Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили, птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались.
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли,
Съели суп и спать легли.
5. Игра «Скажи ласково».
Снег – (снежок)
Зима - …
Ветер - …
Снежинка - …
Снегурка - …
Снеговик - …
6. Игра «Что из чего сделано?»
На экране появляется слайд №12.
Шуба из меха – меховая
Варежки из шерсти (слайд №13) - …
Лыжи из дерева (слайд №14) - …
Коньки из стали (слайд №15) - …
Елочные игрушки из стекла (слайд №16) - …
Снежинка из бумаги (слайд №17) - …
7. Игра «Посчитай до 10». Я начну считать, а вы продолжайте.
Одна варежка, две варежки, 3 -, 4 -, 10 варежек.
Слова: варежка, шарф, шуба, снежинка.
8. Игра «Кого не стало?».
Выставляются картинки с изображениями диких животных зимой. Дети внимательно рассматривают их, затем закрывают глаза, одна картинка убирается. Кого не стало? Выполняется сначала с 5-ю картинками, затем с 6-ю; с 7-ю. (Слайды 18-20)
9. Зрительная гимнастика для глаз. Выполняется под спокойную музыку Бетховена «Лунная соната».
Упражнения выполняются на рабочем месте в положении «сидя», откинувшись на спинку стула.
1. Смотреть прямо перед собой в течение 2-3 секунд, затем на 3-4 секунды опустить глаза вниз. Повторить упражнение в течение 20-30 сек.
2. Повороты глаз. Поднять глаза вверх, опустить вниз, отвести глаза в правую сторону, в левую сторону. Повторить 3-4 раза.
3. Вращение глаз. Поднять глаза вверх, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, сделать движения против часовой стрелки. Повторить 3-4 раза (длительность 15 сек.).
4. «Жмурки». Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, открыть на 3-5 сек. Повторить 4-5 раз.
5. «Погреем глазки». Потереть ладони друг о друга и легко, без усилий, прикрыть ими предварительно закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света (30-40 секунд). Открыть глаза.
10. Игра «Звуки заблудились».
Все слова состоят из звуков. Если в слове заменить один звук на другой, может получиться смешное слово. Внимательно слушайте, исправьте ошибки.
Мы живем в большом коме (доме).
Мишка любит есть лёд (мёд).
У него от мёда заболел суп (зуб).
Ему зуб залечил грач (врач).
Логопед : Нам пора возвращаться обратно. Приготовьте свои «вертолеты».
Игра «Вертолет» : вверх взлетает вертолет
Будь внимателен пилот!
Вертолет лети, лети
Лопасти быстрей крути.
Вот мы и прилетели. Скажем снеговику до свидания!
Итог занятия. Анализ занятия.
Литература.
1. Александрова Т. В. Практические занятия по формированию грамматического строя речи у дошкольников. - СПБ. : «Детство – ПРЕСС», 2007 г.
2. Журнал для занятий с детьми «Дошкольник. Младший школьник», №5, 2009 г.
3. Интернет. https://www.glazkisad1125.ru/art/25.
4. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж. Пособие для логопедов, родителей и детей.
«Гном и Д», 2006 г.
5. Овчинникова Т. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. – Спб. : КАРО, 2006 г.
6. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008 г.