надежда ефимова
Конспект досуга «Синичкин день»
▼ Скачать
Конспект досуговой деятельности с учетом интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»,
с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)
на тему: праздник «Синичкин день»
Публикация «Конспект досуга „Синичкин день“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Синички. Конспекты занятий
- Синичкин день, 12 ноября
- Синичкин день. Конспекты занятий, 12 ноября
- Синичкин день. Сценарии развлечений, 12 ноября
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
с использованием современных образовательных технологий:
Здоровьесберегающие, игровые, ИКТ технологии
Конспект выполнила :
Ефимова Надежда Николаевна
2020г.
Цель: Познакомить детей с экологическим праздником «Синичкин день».
Воспитывать бережное отношение к зимующим птицам.
Задачи по образовательным областям ФГОС ДО
Познавательное развитие: Обогащать знания детей о зимующих птицах их внешнем виде, образе жизни, питании, поведении.
Формировать знания о правильной подкормке птиц.
Продолжать развивать интерес к родной природе.
Способствовать развитию памяти, внимания, слухового восприятия.
Речевое развитие:
Пополнить литературный багаж загадками.
Активизировать словарь детей.
Развивать речевую активность, умение рассуждать, составлять небольшой рассказ о зимующих птицах.
Социально – коммуникативное развитие
Продолжать развивать игровую деятельность детей.
Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать, регулярно подкармливать птиц.
Вызвать у детей желание приготовить угощение для птиц.
Художественно – эстетическое развитие:
Совершенствовать чувство ритма, музыкального слуха, воображение.
Физическое развитие
Продолжать развивать двигательные навыки, умение сочетать речь с движением. Закреплять умение придумывать движения, отражающие содержание песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами.
Форма организации:
Беседа, отгадывание загадок, слушание аудиозаписей, рассказывание стихотворений, дидактические игры, хороводная игра, продуктивная деятельность.
Материалы и оборудование:
Иллюстрации синичек, карточки перелётные, зимующие птицы. Маски птиц
(ворона, сорока, воробей, дятел, синичка, снегирь, аудиозаписи с голосами птиц,
Карточки к игре «Найди снегиря по тени». Декорации: ёлки, вырезанные из картона птицы - сова, ворона, клёст, сойка, дятел. Семена: просо, подсолнечника, семена тыквы, арбуза. Ягоды рябины, калины. Крошки хлеба, кусочек сала несолёный. Формочки для кекса. Магнитофон. Магнитики с изображением синички, буклетик «Птичье меню»
Предварительная работа. Чтение художественной литературы В. Бианки
Г. Снегирев «Как птицы к зиме готовятся», Н Сладков «Синичкина кладовая»
В. Чаплина «Птица наших лесов». Отгадывание загадок на тему «Птицы». Аппликация «Птицы у кормушки». Слушание аудио записей В. Бианки Радиопостановка «Вести из леса».
Ход занятия:
Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие. Хочу рассказать вам сегодня о русской народной традиции. На Руси в середине ноября праздновался День встречи зимующих птиц. Наши дедушки и бабушки встречали его шумно и празднично. Люди мастерили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. К этому празднику крестьяне заготавливали корм, развешивали кормушки, зазывали птиц к своему дому, а затем регулярно в течение зимы подкармливали. Позднее этот праздник стал называться Синичкин день. Отмечают его теперь 12 ноября. Кстати, название «синица» произошло вовсе не из - за синего оперения этих птиц, как многие могут подумать. Своё название они получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Синь – синь!» Наши предки считали синицу божьей птицей. В старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность; если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток…
Звучит музыка из радиопостановки «Вести из леса». В. Бианки
Влетает Сорока
Кричит. ЧА-ча-ча-ча! Ча-ча-ча!
Всюду я летаю,
Все на свете знаю,
Знаю каждый куст в лесу,
Новость на хвосте несу.
Может быть, меня за это
И зовут «лесной газетой»?
Хозяюшка:
Тише, тише, не шуми. Что за новость на хвосте принесла? Ребята, вы узнали, кто это?
Сорока:
Ой, здравствуйте, ребята! Я – Сорока!
Хозяюшка:
Что случилось, Сорока?
Сорока:
Так я говорю, была сегодня в лесу, услыхала новость от тетерева. Он сказал, что лес опустел, насекомые все попрятались, медведи, барсуки, ежи в зимнюю спячку ударились, многие птицы в лесу куда то подевались, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму!
Хозяюшка:
Сорока, давай вместе отправимся в лес и разберемся.
Ребята, вы готовы отправиться в лес?
У меня есть волшебная книга, она поможет нам. Скажем слова волшебные.
Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!
Появляются на лесной опушке.
Звучит волшебная музыка.
Находят пёрышки от птичек
Птичья стая пролетала. Пёрышки здесь разбросала.
Пёрышки мы подберём и задания прочтём.
(Хозяюшка подбирает перышки и читает загадки)
Угадайте, что за птица.
Словно кошки не боится
Скачет по дорожке,
Собирает крошки, а потом на ветку прыг. И чирикает: «Чик-чирик!». (Воробей)
Вылетает воробей
Воробей: Здравствуйте, ребята. Рад встрече.
Я — смелый и храбрый
Птенец-воробей,
Живу, не боясь
Ни зверей, ни людей.
Везде, где хоть кто-нибудь
Что-то жует,
Птенец-воробей
Свою крошку найдет.
Выходит ребёнок рассказывает стихотворение про воробья
За что люблю я воробья?
За то, что он такой, как я.
Когда приходят холода,
Не улетает никуда.
Воробей: Вот спасибо, вы верно подметили, мы всегда живём рядом с людьми. А ещё мы – воробьи весёлые, шумные, нас легко узнать по пестрому оперению и задорному чириканью, мы очень любим играть, порхать с ветки на ветку.
Хозяюшка : Давайте поиграем с вами в игру!
Игра «Птичья семья».
(Показываю картинку, где изображен цыпленок).
Хозяюшка : Кого вы видите на картинке?
Ответы детей: Это цыпленок, птенец.
Хозяюшка : давайте мы соберем всю птичью семью. Цыпленок есть, кого не хватает? С кем он живет? Кто у цыпленка родители?
Ответы детей: Не хватает курицы и петуха.
Дети находят картинки курицы и петуха и ставят в один ряд.
Хозяюшка : Давайте посмотрим, кто ещё живет на птичьем дворе.
Дети собирают семьи:
Селезень – утка – утенок;
Гусь – гусыня – гусенок;
Индюк – индюшка – индюшонок;
Петух – курица – цыпленок.
Хозяюшка : Молодцы, все справились.
Хозяюшка : Сейчас поиграем в игру на внимание. Я читаю стихотворение. Как только вы услышите лишнее слово хлопайте в ладоши.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы.
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Палки и стрижи,
Бабочки, чижи,
Аисты, кукушки,
даже совы-сплюшки,
лебеди и утки —
и спасибо шутке!
Хозяюшка
Ребята молодцы спрятались с заданием!
Хозяюшка обращает внимание на следующее пёрышко.
Читает следующую загадку.
Хозяюшка:
Все деревья я лечу
По деревьям я стучу.
Их спасаю от врагов
Вредных, маленьких жуков (Дятел)
Прилетает Дятел: Приветствую всех собравшихся. Рад тому, что в наш лес гости пожаловали. Разрешите представиться я лесной доктор.
Сколько есть на свете птиц,
Птичек самых разных -
Уток, воробьёв, синиц,
И больших и малых.
Но меня не спутать вам,
Я - лесной ваятель.
Я стучу - бам, бам, бам, бам,
И зовусь я дятел.
Хозяюшка: Здравствуй, Дятел. Мы пришли на лесную полянку, чтобы помочь Сороке разобраться с тем, какие птицы обитают и остаются на зимовку в России.
Дятел: Хорошее занятие. А давайте с вами поиграем. У меня такая игра называется «Угадай по голосам»
Хозяюшка: Постараемся.
ИГРА «УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ
Дятел. Всё правильно. Все голоса птиц вы угадали
Хозяюшка проводит игру. Кто что делает?Из всех предложенных вариантов можно выбрать один, два или все три правильных ответа
Сорока – Щебечет, стрекочет, трещит
Синица – тенькает, тинькает, пинькает, свищет
Ворона – чуфыркает (тетерев) крякает, каркает
Ласточка – чирикает, шипит, щебечет
Журавль - кричит, курлычет, турлычет
Филин - бухает (выпь,)ухает, стучит
Снегирь- поёт, рюмит, кукарекает
Воробей- заливается, чирикает, поёт
Хозяюшка: Обращает внимание на следующее перо. Читает загадку.
Сероспинный, красногрудый,
В зимних рощах обитает
Не боится он простуды
С первым снегом прилетает. (Снегирь)
Снегирь: Добрый день. Вижу, слушать голоса птиц вы любите, про птиц стихи знаете. А про меня, снегиря расскажите стишок?
Ребенок:
Снегири! Снегири!
До чего ж вы хороши!
Грудки красные горят
Привлекают всех ребят.
Снегири! Снегири!
Не боитесь вы зимы.
Остаетесь зимовать…
Зиму-зимушку встречать.
Снегирь
Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой.
Снегирь: Молодцы! Мне очень понравился ваш стишок!
Когда наступает снежная морозная зима, мы перебираемся поближе к человеческому жилью, залетаем в сады и огороды, отыскиваем ягоды рябины, облепихи, барбариса, семена конского щавеля. Мы рассыпаемся по кустам и ме-лодично посвистываем: «Рюм-рюм-рюм!»
Я хочу поиграть с вами в игру «Найди снегиря по тени»
Снегирь Какие вы внимательные. Справились с заданием.
Хозяюшка. Вот ещё пёрышко. Кто же это пёрышко оборонил?
Читает загадку.
Как лиса среди зверей. Эта птица всех хитрей,
Прячется в зеленых кронах, а зовут ее… (Ворона)
Появляется Ворона: Здравствуйте, кар – кар! Я – Ворона,
Я очень умная, хитрая, ловкая и находчивая птица! Я приспособилась жить рядом с человеком, прекрасно изучила его привычки и характер.
Городских садов бароны —
Мы любопытные вороны.
Мы тащим все без разрешения,
В гнездах копим украшения,
Любим блеск и мишуру,
И горланить по утру.
Мы конечно крикуны,
Но сметливы и умны!
И открою вам секрет,
Можем жить до сотни лет!
Мы вороны любим и повеселиться.
Хозяюшка. Тогда мы тебя приглашаем с нами повеселиться. Становись с нами в хоровод!
ХОРОВОД под музыку. Дети поют и выполняют движения.
Текст песни:
Как на нашем на лугу (Идут по кругу)
Стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.
Проигрыш: (Стоят)
Ой, ребята, та-ра-ра! (Идут в круг за руки)
На горе стоит гора,
А на той горе дубок, (Из круга, Ворон остается в центре)
А на дубе воронок.
Проигрыш (Пружинка)
Ворон в красных сапогах, (Ворон кружится, остальные просто поют)
В позолоченных серьгах,
Черный ворон на дубу, (Ворон играет на дудке, дети выставляют ногу)
Он играет во трубу. (ногу на пятку)
Труба точеная, (Дети хлопают, Ворон ногу на пятку попеременно) Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная!
ВСЕ! ( Остановились и произнесли: «Все!»)
Хозяюшка:
Угадайте, какая птица
бойкая, задорная, ловкая, проворная,
звонко тенькает: «Тень-тень
, Как хорош осенний день!». (Синица)
Синичка : Добрый день, ребята! Я слышала, вы много знаете о нас – зимующих птицах. Тяжело нам зимой. Будет зима мягкая и тёплая – мы выживем, а будет лютая – трудно нам придётся. Под снегом нелегко себе корм добывать, а голодному и замёрзнуть недолго. Вот и тянемся мы, птицы, зимой поближе к жилью человека, надеемся на его помощь и доброту.
Хозяюшка: Ребята, а как мы, люди, можем помочь птицам зимой? (подкармливать птиц, делать кормушки).
Синичка : Но, сделать кормушку - мало, надо знать, какой корм можно положить для птиц.
Хозяюшка:
Ребята, помогите нам разобраться, что же едят и любят птицы, а чего им категорически нельзя. Давайте поиграем в игру:
«НАКОРМИТЕ ПТИЦ»
(на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины, чёрный хлеб). Нужно убрать не полезный корм, а оставить только полезное для птиц.
Хозяюшка. Молодцы справились с заданием. Теперь точно знаем какой корм полезен.
Хозяюшка: Кто летает.
Кто стрекочет – рассказать нам новость хочет? (Сорока)
Сорока: Ой, и правда, эта загадка про меня: знаю все новости, рассказываю их всем, кого встречу. Только до сих пор не поняла, почему одни птицы остались на зиму с нами, а другие улетели?
Хозяюшка: Ты до сих пор не догадалась? Сейчас тебе ребята ответят. (Дети отвечают). Теперь поняла?
Сорока: Поняла, поняла, только я запуталась, какие птицы перелётные, а какие зимуют с нами?
Хозяюшка: Наши ребята помогут тебе разобраться. А для этого я хочу предложить поиграть с вами в игру.
ИГРА «ОДИНАКОВЫЕ, НО РАЗНЫЕ».
Карточки с зимующими птицами нужно перенести к снежинке, а с перелётными - к солнышку.
Молодцы, отлично справились с заданием.
Хозяюшка.
Ну что сорока поняла, какие птицы остаются зимовать и не улетают в тёплые края.
Сорока. Всё узнала, всё поняла. Я вот, что решила, полечу я поближе к людям, с ними как то поспокойнее будет, да и посытнее.
Хозяюшка.
Да и нам пора возвращаться домой.
Дети произносят слова.
Мы покружимся,
мы повертимся,
И с нашим домом скоро встретимся.
Хозяюшка. Ну вот ребята мы и дома! Попутешествовали с вами в лесу. С нами произошли чудесные превращения. Мы теперь знаем, какие птицы остаются зимовать, какими кормами надо угощать наших пернатых друзей. И как важна им наша помощь.
Как мы можем птицам помочь?
Дети предлагают свои варианты (Подкармливать птиц, развешивать кормушки, кормить птиц регулярно в одном и том же месте и т. д)
Хозяюшка.
Ребята, я предлагаю прямо сейчас сделать угощение для птиц. Вы согласны? Дети соглашаются. Изготавливают угощение.
Дети рассказывают стихи.
1ребё нок: Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
2 ребё нок: Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.
Хозяюшка: Подошёл к концу наш праздник. Я приготовила вам небольшие подарочки. Синичка - магнитик будет напоминать вам о нашем празднике. И о том, чтобы вы не забывали подкармливать птиц зимой. И дарю буклетик с правилами как подкармливать птиц, и каким кормами лучше кормить пернатых. До новых встреч!
.