Светлана Пушкина
Конспект досуга для детей среднего возраста «Как на масленой неделe»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект досуга по области «Познавательное развитие» (компонент Приобщению к истокам русской народной культуры)
для детей среднего возраста
Тема: «Как на масленой неделе…»
Цель: Дать представление детям средней возрастной группы о русских обрядовых традициях масленичных гуляний.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с традицией празднования Масленицы, с народными русскими играми;
Публикация «Конспект досуга для детей среднего возраста „Как на масленой неделe“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Русский народный праздник
- Масленица. Сценарии праздников, развлечений, проводы зимы
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Развивающие: развивать фантазию, интерес к прошлому;
Воспитательные: формировать потребность изучать и уважать традиции русского народа.
Предварительная работа:
Чтение русских народных песенок и закличек о Масленице;
Рассказ педагога о традициях празднования масленицы;
Рассматривание иллюстраций по теме «Масленичные гуляния на Руси»
Оборудование:
Иллюстративный материал по теме «Широкая масленица», «Русские праздничные гуляния»;
Музыкальный центр с записями веселых народных песен;
Два листа бумаги формата А3, два фломастера (маркера) красного или оранжевого цветов;
Офисная бумага белого цвета;
Канат;
Обруч с закрепленными на нем разноцветными лентами (1,5 м):
Угощение для детей: блины, чай, варенье, сгущеное молоко и т. п. ;
Женский костюм Масленицы в народном стиле для взрослого.
Словарная работа (введение в активный словарь):масленица, закличка, забава, блины, солнце, карусель.
Ход досуга
Педагог и дети находятся в групповом помещении ДОУ
Воспитатель: Ребята, мы с вами собрались здесь поговорить о празднике масленицы, который длится целую неделю.
Раздается стук в дверь, под веселую музыку в группу входит персонаж Масленицы с закличкой:
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару — разбирайте!
Похвалить не забывайте.
Педагог встречает её словами:
Веселись, народ:
В гости Масленка идет
С пирогами и блинами, -
Весну под руку ведет!
Будем петь, гулять, -
Весну-матушку встречать!
На санях кататься,
Блинками баловаться!
Масленица кланяется детям: Здравствуйте, дорогие друзья! Я – русская Масленица, пришла к вам в гости рассказать про этот праздник, песенки спеть, заклички прочитать, в веселые игры поиграть!
Садитесь поудобнее, слушайте внимательно!
Масленица рассказывает, демонстрируя иллюстративный материал: Масленица – это древний праздник. Наши предки отмечали его, провожая зиму и встречая весну. Это очень веселый праздник. Люди строили снежные горки, катались, играли, пели, веселились и плясали, наряжались в праздничную одежду, устраивали специальные забавы – театральные представления на ярмарке.
Каждый день масленицы имел своё название: понедельник - «встреча», вторник - «заигрыши», среда - «лакомка», четверг - «разгул», «перелом», «широкий четверг», пятница - «тёщины посиделки», суббота - «золовкины посиделки», воскресенье - «проводы», «прощёный день».
Давайте, ребята, и мы с вами поиграем. Становитесь в хоровод!
Хороводная игра «Карусель»
(Цель:формировать умение детей согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал педагога)
Ход игры
В центре становится педагог, который держит обруч, на котором привязаны ленточки (обруч с ленточками поднять вверх). Педагог включает негромко музыкальное сопровождение. Масленица и дети встают в круг и берутся левыми руками за ленточки "Сели на карусели" Идут по кругу и произносят слова песенки:
Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели,
Все бегом, бегом, бегом.
Сначала дети идут медленно, а после слова «бегом» бегут по кругу.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите,
Раз и два, раз и два —
Вот и кончилась игра.
Карусель начинает кружиться медленно, наконец, останавливается. Игру можно повторить 2-3 раза.
Масленица: Хорошо мы с вами поиграли. А еще наши предки очень любили различные забавы. Одна из таких забав – снежный бой. Люди делились на команды и играли в снежки. Предлагаю и вам поиграть.
Игра-забава «Снежный бой»
(Цель: развитие мелкой моторики пальцев, развитие координации движений, создание положительного эмоционального настроя)
Ход игры
Педагог раздает детям бумагу, они комкают ее, имитируя снежки. Когда изготовлено достаточное количество снежков (5-7 на каждого, дети делятся на 2 команды и по сигналу начинается снежный бой. Можно включить музыкальное сопровождение – оркестр народных инструментов.
Воспитатель: А я знаю еще одну народную забаву – перетягивание каната. Давайте и мы с вами попробуем!
Игра-забава «Перетягивание каната»
(Цель: развитие силы и выносливости, умения взаимодействовать при выполнении коллективной задачи)
Ход игры
Дети делятся на команды. Каждая команда становится напротив друг друга вдоль разложенного на полу каната. По команде воспитателя дети берут канат в руки и начинают тянуть в свою сторону. Та команда, которая перетянет, становится победителем. Игра повторяется два раза, причем во второй раз игра идет с усложнением. Дети разворачиваются спиной и перетягивают канат уже в таком положении.
Воспитатель:Масленица зиму провожает, дни становятся длиннее. Все с радостью встречают солнышко, которое с каждым днем сияет все ярче. Давайте и мы сделаем солнышко, да не одно, а целых два!
Игра- рисование «Солнышко»
(Цель: развитие командного духа, координации движений, скорости)
Ход игры
Для игры нужно два листа бумаги, зафиксированных на мольберте. На каждом листе изображен большой круг (заготовка солнца). Дети делятся на две команды. Команды располагаются в нескольких метрах напротив своих рисунков. Участники, передавая друг другу фломастер, поочередно подбегают и рисуют лучи своему солнцу. Лучиков должно быть столько, сколько детей в команде. Та команда, которая первая закончит, и станет победителем.
Масленица приглашает детей сесть и ведет рассказ с опорой на иллюстративный материал:Главная участница праздника - большая кукла, сделанная из соломы по имени Масленица. Чучело Масленицы наряжали в одежду, на голову платок, а на ноги обували лапти. Куклу сажали на сани и катали ее. Рядом скакали ряженые, выкрикивали шутки, дразнились. Под смех и шутки сани с куклой возили по всей деревне, а затем ехали в соседнее село. Праздник продолжался до вечера, а в концовке праздника проводили обряд прощания с Масленицей - сжигали куклу, символизирующую Масленицу.
Воспитатель: А еще на Масленой недели пеки особое угощение – блины. Блин символ солнца. Как вы думаете, почему?
Дети: Блин круглый, он похож на солнышко!
Правильно! И вас, друзья, ждет сегодня угощение. Проходите за столы, отведайте наших блинков вкусных, со сметаной и вареньицем!
Дети проходят за столы, где их ждёт угощение. Воспитатель и Масленица разливают чай, раздают блины.
Пока дети угощаются, играет негромкая музыка,
Масленица:А мне, друзья, пришло время прощаться!
Воспитатель читает закличку, Масленица уходит:
Масленица, прощай!
А на тот год приезжай!
Масленица, воротись!
В новый год покажись!
Прощай, Масленица!
Прощай, красная!