Цыпляева Рузана
Конспект для педагогов образовательных учреждений «Общее представление о медиации»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект для педагогов образовательных учреждений
«Общее представление о медиации»
Медиация - форма внесудебного разрешения споров с помощью третьей нейтральной беспристрастной стороны - медиатора (посредника) .
Публикация «Конспект для педагогов образовательных учреждений „Общее представление о медиации“» размещена в разделах
Медиация - это альтернативная форма разрешения конфликта с участием третьей нейтральной беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны - медиатора, который помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.
Медиация имеет определенные условия и правила ведения, очерёдность действий, фаз, а также основывается на следующих принципах:
• добровольность;
• конфиденциальность;
• взаимоуважение;
• равноправие сторон;
• принятие;
• нейтральность и беспристрастность медиатора;
• прозрачность процедуры.
Цель медиации - обсудить, проработать сложную ситуацию. В этом обсуждении должно быть место различным точкам зрения, часто несовместимым взглядам на события или варианты выхода из трудного положения. Результатом удачной медиации становится достигнутое на основе обсуждения конкретное соглашение. Принцип само-определения сторон остается решающим в ходе всей медиации. Решения становятся таковыми только в том случае, если каждый отдельно взятый участник признает их.
В конфликтных ситуациях нарушается способность к диалогу и конструктивному взаимодействию. Достигая положительного сдвига на пути к восстановлению этой способности, медиаторы добиваются
того, чтобы каждый участник был услышан, чтобы к нему относились с уважением, чтобы его чаяния были приняты всерьез.
Только так становится возможным преодоление конфликтных эмоций, размывание отрицательных чувств. Вслух проходит обсуждение не только сути дела, но и ценностей, и интересов. В идеале после окончания медиации эмоциональный диссонанс между конфликтующими сторонами должен исчезнуть, и разрешенный конфликт не должен мешать общению друг с другом. Это не означает обязательную гармонизацию или всепрощение, но понимание, ясность и умение управлять возможными оставшимися противоречиями - обязательный результат медиации.
Честная, открытая проработка интересов и ценностей участников повышает вероятность выполнения достигнутого соглашения. Часто соглашения пересматриваются, изменяются, если участники в процессе медиации понимают, что их интересы учитываются так же серьезно, как и интересы «противника».
Из этого следует, что медиация :
• позволяет достичь соглашения при уважении ко всем сторонам;
• помогает найти практические решения, с которыми согласны все участники;
• помогает избежать утомительных разбирательств, длительных судебных процессов и больших расходов;
• укрепляет автономию участников конфликта.
Медиация возможна, когда:
• главными являются не правовые претензии, связанные с прошлым, а будущие интересы партнеров по конфликту и возможность сохранения нормальных отношений в перспективе (после развода, в бизнесе и т. д.);
• речь идет о длительных значимых отношениях (например, при разводе затронуты интересы детей);
• на ситуацию оказывают сильное влияние личные отношения и эмоциональная сторона конфликта (как, например, при разногласиях между акционерами);
• стороны предпочитают сохранить полную конфиденциальность, а судебные процессы, как правило, публичны;
• необходимо выработать всеобъемлющее генеральное решение, а правовой спор охватывает (или может охватить) лишь часть проблемы;
• имеют место сложные случаи, которые не могут быть разрешены в интересах обеих сторон (либо могут быть разрешены неудовлетворительно) с помощью права с его бинарным конструктом «да/нет» .
Преимущества медиации :
• помогает сэкономить время, деньги и эмоциональные силы участников спора;
• при ее проведении обстановка, организация, регламент и содержание процесса могут быть определены индивидуально;
• ориентирована не столько на конфликт (выяснение, кто прав, а кто виноват) или выигрыш, сколько на конструктивный поиск решений;
• в плане временных затрат может быть легко подстроена под потребности участников и учитывать эмоциональные и личные аспекты спора;
• сфера частных интересов участников полностью защищена, поскольку процесс медиации конфиденциальный;
• позволяет участникам спора посмотреть в будущее и использовать свои творческие способности;
• достигнутые договоренности, как правило, долговечны и отвечают реальному положению вещей, что не только способствует претворению их в жизнь, но и делает их осуществление обоюдно приемлемым и естественным шагом.
Медиаторы существуют для того, чтобы помогать решать одно за другим важные дела, вносить в них ясность; они выстраивают структуру разговора, ведут его, давая слово по очереди каждому. Таким образом обсуждается все самое главное. Они следят за тем, чтобы не допустить оскорблений, посторонних тем и замечаний. Даже если способность к разговору вовсе исчезла, все равно может состояться обсуждение и в такой ситуации благодаря защите со стороны медиатора.
Гуманистически ориентированные люди, которые воспринимают как высшую ценность основные демократические принципы, автономию и ответственность человека перед самим собой, могли бы описать медиацию как возможность разрешить острый спор, когда рождается или появляется новый опыт, оказывающий влияние на разрешение конфликтов в будущем, что бесспорно отразится и на культуре социальных отношений.
Главный признак медиации - прагматизм, который должен помочь возникнуть диалогу между участниками конфликта, чтобы они заново могли создать структуру социальной сплоченности; им возвращается власть над решениями по поводу улаживания конфликта.