ГАЛИНА КОНТИМИРОВА
Конспект занятия детско-родительского клуба «Сказка о гжельской розе»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи: Расширить представления детей и родителей о русских народных промыслах, в частности о Гжельской керамике. Продолжать знакомить детей с гжельским промыслом, формой изделий, их назначением, характерными особенностями росписи.
Развивающие задачи: Развивать самостоятельность в художественном поиске и воплощении замыслов; любознательность, внимание, воображение; чувство формы, пропорции, мелкую моторику рук. Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности.
Публикация «Конспект занятия детско-родительского клуба „Сказка о гжельской розе“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Роза. Все о розах для детей
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к искусству народных мастеров, самостоятельность, уверенность, аккуратность. Вызвать у детей и родителей желание и интерес к совместному творчеству.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие.
Предварительная работа: Беседы о гжельском промысле, рассматривание предметов гжельской керамики, сравнительный анализ по фотоиллюстрациям, прорисовка элементов гжельской росписи в рабочих тетрадях, отработка двойного мазка или мазка с оттенком, размывание цвета.
Материал: Посуда, скульптуры малой формы с гжельской росписью розой; иллюстрации с изображением гжельских предметов; скатерть и рушники с элементами гжельской росписи; значки каждому участнику с изображением гжельской розы; акварель синяя; кисти плоские и круглые; широкие и тонкие; палитра; белая бумага 25/25 см. ; листок для упражнений.
Словарная работа: Фарфор, обливная глазурь, подглазурная роспись, лепнина, цветочные композиции, настольная скульптура, колорит, кайма, «завитки», «усики», «птичьи лапки», «гжельская роза», «капельки», мазок с оттенком, мазок с тенью, «бордюры».
Музыкальное оформление: Грамзаписи мелодий медленных русских хороводов.
Организация проведения:
В изостудии оформлена выставка гжельской керамики, стол застелен скатертью с гжельской росписью, развешены рушники.
Гостей встречает воспитатель в образе гжельской мастерицы.
Воспитатель: Здравствуйте гости дорогие! Приглашаю вас в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы поймете это сами. Решила я гостей принять по всем правилам: на стол собрать, чаем угостить, развеселить. Да и не знаю, справлюсь ли? Давайте посмотрим, что у меня приготовлено, может, чего и не хватает?
Дети и родители проходят к выставке, рассматривают, присаживаются на стулья.
Воспитатель: Посмотрите здесь и посуда, и малые скульптуры. Все предметы разные, но есть в них что-то общее. Что?
Дети: Все предметы украшены сине-голубым узором на белом фоне.
Воспитатель: Как называется народный промысел, который создает это сине-голубое чудо?
Дети: Гжельский.
Воспитатель: Именно в Гжели зародился этот промысел более 400 лет назад. Гжельские умельцы нашли белую глину и стали лепить из нее посуду. Посуду украшали лепными деталями. (Кувшин) Встречаются у народных умельцев и фигурки животных, птиц это малые скульптурные формы. (Лягушка, пасхальное яйцо, церковь) Узор на всех изделиях выполнен, синей или голубой краской. Мастера Гжели рассказывают, что этот цвет им подарила река Гжелка, синие полевые цветы, синие тени на белом снегу. Вот и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки да былинки в поле, цветы на лугу и в саду. Назовите элементы гжельской росписи.
Дети: Завитки, усики, капельки, птичьи лапки, розы, бутоны, сеточки, бордюры.
Воспитатель: Гжельские мастера расписывали свои изделия красивыми узорами, а затем покрывали их для блеска обливной глазурью, поэтому эту роспись называют подглазурной. Назовите самый любимый для гжельских мастеров элемент росписи.
Дети: Гжельская роза.
Воспитатель: Уважаемые гости, обратите внимание на рушники, скатерть на мой сарафан на все изделия народных мастеров, везде присутствует этот элемент росписи. Но разве бывают синие розы? Мне, например, такие ни разу не встречались. Я много раз видела розы красные, желтые, оранжевые, розовые, а вот синих и голубых не видела никогда. А вы видели? Тогда почему гжельские мастера рисуют именно розу? Ну, рисовали бы колокольчики или незабудки. Как же роза попала на гжельские изделия? А давайте придумаем про это сказку. Ведь синяя роза – сказочная. И попала она в Гжель сказочным путем. Но вот как?
Входит Гжелочка, в руках у нее бумажные салфетки с отмеченной линией каймы.
Гжелочка: Можно я сказку о гжельской розе расскажу?
Воспитатель: Где ты была Гжелочка?
Гжелочка: Я обошла все торговые ряды, мне очень хотелось купить салфетки с гжельской розой, но так ничего и не нашла.
Воспитатель: Не расстраивайся, Гжелочка, мы тебе поможем, а пока расскажи нам сказку о гжельской розе.
Гжелочка: В далекой – далекой стране, где царило вечное лето, в саду одного купца росло много – много розовых кустов. И розы на них цвели самые разные – и красные, и розовые, и белые. Эти розы посадила его жена, ухаживала, поливала. Вот однажды купец собрался уезжать в далекие края за товаром. Он решил съездить в Россию, потому что прослышал, что недалеко от Москвы, в селе Гжель делают очень красивую посуду. Вот за ней и отправился купец. Когда жена его провожала, она подарила ему белую розу и сказала: «Эта роза никогда не завянет, потому что я очень люблю тебя». Когда купец приехал в Гжель, была очень холодная зима. Роза сразу замерзла и завяла. Жалко стало купцу подарка своей жены, и попросил он гжельских мастеров: «Нарисуйте на своей посуде такую же розу, чтобы она никогда не завяла». Мастера не отказали купцу и нарисовали розу, только не белой краской, а синей, потому что посуда была белая и на ней белая роза была бы не видна. Купец эту посуду отвез жене. Вот так и стали гжельские мастера рисовать голубые розы на своих изделиях.
Воспитатель: Спасибо, Гжелочка, очень интересная сказка. Попробуем придумать другое продолжение этой сказки, и начнем ее с фразы: Приехал купец в Россию. А помогут нам в этом родители.
Родители: 1 вариант. Приехал купец в Россию, а тут наступила зима. Стало очень холодно, но роза не завяла. Ведь жена подарила купцу ее с любовью. Просто роза от сильного мороза посинела, замерзла вся. Увидели эту розу гжельские мастера и удивились, что такой необычный цветок. И сразу же захотели его нарисовать на своих изделиях. Потом купец эту посуду отвез в подарок своей жене. Так появилась синяя роза в гжельской росписи.
2 вариант: Приехал купец в Россию и встретил Снегурочку. Снегурочка увидела розу и попросила подарить ее. Но купец сказал, что не может подарить эту розу, потому что ее подарила ему жена. Заплакала снегурочка, жалко стало купцу снежную девочку, и попросил он гжельских мастеров нарисовать розу для Снегурочки. Нарисовал один мастер розу, да так красиво, что она стала настоящей. Снегурочка взяла ее в руки, а роза сразу стала от холода синей. Тогда мастер сказал, что теперь он будет рисовать такие розы на своей посуде. А купец эту посуду купил и привез в подарок своей жене. Так появилась синяя роза в гжельской росписи.
Воспитатель: Спасибо, уважаемые родители за интересные варианты сказок о гжельской розе. Ну что, Гжелочка попросим наших гостей помочь тебе украсить салфеточки гжельской росписью.
Практическая часть:
Родители и дети садятся за рабочие столы, оформленные в стиле гжельской росписи. На столе - рушник, иллюстрации гжельских изделий, образцы мазков с тенью, бордюров. Воспитатель напоминает гостям на особый прием размывания цвета, объясняет его технику выполнения.
Воспитатель: На листе темно синей краской прорисовывается контур элемента росписи. Затем кисточка тщательно промывается. Мокрой, чистой кистью начинаем размывать краску от края контура, систематически промывая кисть в воде. Постепенно элемент приобретает объемную форму с изменением цвета от темно-синего по контуру до светло-голубого.
Воспитатель раздает, купленные Гжелочкой салфеточки гостям, предлагает приступить к творческому процессу, составить узор на квадрате, используя элементы украшения каймы и поместив в центр крупный цветок – гжельскую розу.
Дети и родители работают самостоятельно под звучание мелодии медленных хороводов. Воспитатель помогает советом (рассмотреть форму бумаги, выделить места украшения и последовательность рисования, напоминает технику выполнения отдельных элементов узора.
Итог:
Предложить детям и родителям полюбоваться своим творением, поблагодарить участников творческого процесса за участие.
Воспитатель:
Потрудились вы на славу,
Красоту эту создали.
Сколько радости для глаз,
Подрастают мастера,
Может быть и среди нас!
Воспитатель с Гжелочкой дарят на память всем участникам встречи значки с изображением гжельской розы.