МААМ-картинки

Конспект беседы «Сопереживание, сочувствие и безразличие»

Мария Петрова
Конспект беседы «Сопереживание, сочувствие и безразличие»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект беседы на тему : “Сопереживание, сочувствие и безразличие”.

Формирование представлений о сочувствии, сопереживании и безразличии.

1. Актуализация представлений о сочувствии – безразличии.

Публикация «Конспект беседы „Сопереживание, сочувствие и безразличие“» размещена в разделах

А. Демонстрация фотографий детей с выражением эмоционального состояния (радость, печаль, уныние, обида, сожаление, огорчение, ликование, испуг, ужасстрах, беспокойствие, тревога, отчаянье, безразличие.) Беседа о том, что можно наблюдать различные выражения эмоционального состояния человека в какой либо момент.

Вопросы к детям:

- А можно ли по выражению лица узнать о состоянии человека?

- Что выражают лица детей на фотографиях?

- А если бы тебя фотографировал фотограф, когда ты поранил палец, разбил колено, когда у тебя болит зуб и т. д., каким будет твое лицо? Покажи.

Подвести детей к пониманию того, что человек понимает состояние сочувствия и безразличия.

Б. Игра “Заколдованный ребенок”

Ребенок не может говорить. Он жестами показывает что с ним случилось. Дети повторяют эти жесты, угадывают состояние другого ребенка, рассказывают, что с ним случилось.

В. Упражнение “Грустная Маша”

Дети встают в круг. Маша в центре сидит на стульчике, делает грустное выражение лица, дети по очереди подходят, пытаются помочь. Ведущий помогает детям, предлагает различные способы воздействия (сказать добрые слова, погладить, позвать поиграть, рассмешить). Когда Маша улыбается, она встает в круг, ее место занимает тот, кому удалось заставить ее улыбнуться.

- Когда Маша в центре радостная, восторженная, подойдите, вместе с ней порадуйтесь.

Данное состояние необходимо выразить словами, жестами.

Маша выбирает того, с кем ей было приятно радоваться вместе. В конце игры ведущий предлагает детям дома наблюдать за мамой, и когда она загрустит утешить ее; Когда радуется – порадоваться вместе с ней.

Г. Упражнение “Сотворение чуда”

В руках у детей “волшебные палочки”. Дети идут на встречу друг другу, дотрагиваются до плеча и спрашивают: “Чем я могу тебе помочь”, “Что я могу для тебя сделать”. ( ответы могут быть ситуационные: “Улыбнись, станцуй, спой”; перспективные: дети договариваются о месте, времени сотворения чуда.) Подвести детей к выводу о том, что приятнее: сочувствовать или быть безразличным.

2. Анализ проявления сочувствия – безразличия в художественных произведениях.

А. Чтение стихотворения Г. Глушнева “Соседский щенок”

Привязали на цепь щенка,

Цепь холодная коротка.

Говорят, уже через год

Подойти к нему – разорвет.

А сейчас он тихонько палачет

Грустный хвостик под лапы прячет.

Стоит мне подойти поближе,

Торопливо мне он руку лижет:

“Отпусти меня. Отпусти”

Я глаза отвожу: “Прости, ты не мой.

Понимаешь, не мой. ”

Грустный я ухожу домой.

Если б я великаном был,

Я тогда бы все цепи разбил!

Вопросы детям:

- Что чувствует щенок, если он привязан?

- Хорошо ли ему живется?

- Кто хочет ему помочь?

- Почему мальчику жаль щенка? Как он это выражает?

- Почему мальчик не может помочь?

- Был ли мальчик безразличен к щенку? Как вы это узнали?

Спросить детей, приходилось ли им защищать животное? Как? Приходилось ли помогать?

3. Анализ проявления сочувствия – безразличие на основе рассматривания картин, иллюстраций.

А. Рассматривание двух картинок с изображением полянок: на первой – цветы, травка, бабочки, а на второй – вытаптаная трава, мусор, и сломанные деревья.

Задание детям: если бы ты попал на вторую полянку, как бы ты стал отдыхать:

а) лежал, ничего не делал;

б) убрал бы все;

в) другие варианты.

Б. Рассмотрение картины В. Г. Петрова “Тройка”.

Вопросы детям:

- Что происходит на картине?

- Как выглядят дети?

- Почему они выполняют такую не посильную работу?

- Хотели бы вы оказаться на их месте? Почему?

4. Анализ проявления сочувствия – безразличие на основе рассмотрения схематических лиц (масок).

А. Предложить детям выбрать маску, соответствующую состоянию сочувствия – безразличия. Предложить детям объяснить свой выбор.

Б. Перед ребенком маски – лица.

- Посмотри на маски и скажи, что изображает маска? Почему?

5. Анализ проявления сочувсвия – безразличия на основе схематических поз.

А. Задание детям.

- За окном гроза. Мальчик стоит у окна, вдруг грянул гром, и мальчик испугался. Покажи, как он испугался: Голова втянута в плечи, рот открыт, ладонью прикрывает рот.

Вопросы детям:

- Что ты испытываешь, если ты испугался?

- Чего в такой момент хочется больше всего?

Предложить детям различными способами помочь мальчику.

Б. Упражнение “Печаль”.

- Стрекоза не приготовила себе домик на зиму. Она идет к муравью и говорит:

Голодно, холодно,

Жутко зимой!

Пустите погреться

Дайте поесть.

В. Упражнение “Радость” (сорадуемся).

- У Саши был друг. Летом Саша остался в городе, а друг уехал к бабушке на дачу. Скучно стало Саше без друга. Прошел месяц. Однажды Саша открывал дверь, а на пороге стоял его друг. Как же обрадовались они друг другу!

- Покажите, как это произошло (взаимодействие в парах).

- Приятна ли такая встреча?

Провести беседу с детьми о том, приятно ли сочувствовать и сорадоваться или приятней быть безразличным.

П. Ощущение сочувствия, сопереживания — безразличия, выражение этих ощущений в творчестве.

1. Ассоциирование.

Предложить детям задание по ассоциированию состояния сочувствия — безразличия.

А. Через музыкальные фрагменты.

— мой успех;

— мой плач;

— моя боль, печаль, грусть и т. д.

Б. Через восприятие цвета.

Предложить рассмотреть цветные полоски, кружочки.

В. Через ассоциирование с героями мультфильмов.

2. Выражение в творчестве.

Чтение стихотворения Г. Глушнева «Соседский щенок».

Задание детям.

А. Предложить детям послать хозяину щенка иллюстрированное письмо. Нарисовать щенка так, чтобы хозяин понял, что ему плохо и захотел бы освободить его от цепи.

Б. Предложить послать телеграмму, написать такие слова, чтобы хозяин поспешил на помощь щенку. Рассказать, о чем написали в телеграмме.

III. Эмоциональное переживание состояния сочувствия— безразличия, эмоциональное переживание позиции других людей, находящихся в определенном состоянии.

Переживание через моделирование поведения людей.

1. Эмоциональные переживания состояния сочувствия -

безразличия, в которые становится сам ребенок.

Предложить детям проанализировать ситуации.

А. Витя играл в мяч. Мяч попал в лужу и обрызгал девочку Машу. Мальчик достал мяч из лужи и снова пошел в него играть.

— Ты — мальчик. Ты кинул мяч и обрызгал девочку.

Покажи:

а) проявление содействия;

б) проявление сочувствия;

в) проявление злорадства;

г) проявление безразличия;

Вопросы к детям:

Что тебе было приятнее: быть безразличным, или по

мочь другому, или позлорадствовать? Почему?

Б. Коля с Мишей играли в футбол. Коля попал мячом в окно. Вышла соседка и начала его ругать.

— Ты — Миша.

Что ты сделаешь:

а) промолчишь и убежишь;

б) скажешь, что окно вместе разбили;

в) заступишься за друга;

г) помолчишь, ничего не скажешь, но останешься;

д) обрадуешься.

2. Эмоциональные переживания состояния сочувствия —

безразличия, в которые ставятся сам ребенок и другие люди.

Упражнение:

— Папа с мамой поссорились.

Что ты сделаешь:

а) пожалеешь кого-то из них;

б) попытаешься помирить их;

в) останешься безразличным, уйдешь в сторону.

Публикации по теме:

Конспект беседы «Крещение Господне»Конспект беседы «Крещение Господне» Конспект беседы «Крещение Господне» подготовила муз. рук Русанова Г. И. Цель: 1. Познакомить детей с праздником Крещение Господне; 2. Способствовать.

Конспект беседы «Зимующие птицы» в старшей группе Программное содержание: - Уточнить представления детей о зимующих птицах. -Активизировать словарь детей, продолжать учить правильно отвечать.

Конспект беседы «Народные глиняные игрушки»Конспект беседы «Народные глиняные игрушки» Конспект беседы «Глиняные игрушки народные» Вторая младшая группа Воспитатель: Аносова Ю. Н. Цель: Знакомить детей с понятием русские народные.

Конспект беседы «О маме» Конспект беседы «О маме» Старшая группа. Галина Халина Конспект беседы «О маме». Задачи : 1) дать представление о значимости матери.

Конспект беседы с детьми 4–5 лет «Осторожно: дорога!» Конспект беседы с детьми 4-5 лет по теме «Осторожно: дорога!» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально.

Конспект беседы с детьми с ОВЗ «Зимующие птицы» Цель: формировать экологическую культуру у детей; прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним. Задачи: развивающие:.

Конспект беседы «Улицы нашего города» Программное содержание: • Продолжать знакомить детей с историей родного города • Воспитывать любовь к малой родине, желание узнать о ней.

Конспект беседы ко Дню святого ВалентинаКонспект беседы ко Дню святого Валентина ДЕНЬ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА Наступает праздник Святого Валентина.   Беседа с детьми об истории возникновения праздника и, связанных с ним традициях.  .

Конспект беседы «Защитники Родины» Цель: дать детям знания о Российской армии – защитнице нашей страны. Воспитывать патриотические чувства к Родине, уважение к солдату, вызвать.

«Дом под крышей голубой». Конспект в форме беседы Беседа «Дом под крышей голубой» ЦЕЛЬ: Дать детям понять, что природа – это наш общий дом. Учить детей различать природу и не природу, называть.

Автор публикации:
Конспект беседы «Сопереживание, сочувствие и безразличие»
Опубликовано: 19 февраля 2017 в 18:15
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект беседы «Сопереживание, сочувствие и безразличие»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Петрова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД