Людмила Морозова
Конкурс знатоков изобразительного искусства в подготовительной группе (часть I)
Конкурс знатоков изобразительного искусства.
Подготовительная к школе группа.
Цель. Обобщить представления и знания об изобразительном искусстве. Развить зрительную культуру. Формировать художественное мышление.
Публикация «Конкурс знатоков изобразительного искусства в подготовительной группе (часть I)» размещена в разделах
Задачи. Создать ситуацию успеха, атмосферу радости и добра. Выявить знание выразительных средств, терминологии и понятий искусства; умение выделять отличительные особенности, составные элементы произведений разных жанров (пейзаж, портрет, натюрморт, жанровая живопись); умение составлять композицию по собственному замыслу; знания о лице и расположении его частей. Познакомить с профессией художника-реставратора.
Материалы. Письмо-сюрприз (изображение Мастера-Карандаша, разрезанное на 10-12 частей; аудиообращение Мастера к детям; изображения цветных карандашей (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) с наклеенными на них буквами (п, о, р, т, р, е, т); изображения феи Живописи и феи Графики; пьеса П. И. Чайковского «Баба Яга» (в записи); графическое изображение грустной, печальной Снегурочки; пакет с разноцветными лоскутками (однотонные, в теплой и холодной гамме); набор маленьких цветных карточек с таким расчетом, чтобы их хватило на правильные ответы детей в течение всей игры; альбомные листы бумаги с именами детей для подведения итогов; музыкальная запись для заставок во время дидактических игр; торжественная музыка (туш) для награждения детей; мешочки с конфетами, медали «Знатоку ИЗО» (на каждого ребенка).
Для дидактических игр
«Найди недостаток в портрете»
Графическое изображение одного и того же лица с разными недостатками (нет ресниц, бровей, носа, зрачков, линии губ, верхней или нижней части губ, радужной оболочки, ушей, черный фломастер.
«Чудесные превращения»
Четверть альбомного листа, цветные карандаши.
«Составь натюрморт»
Картон, набор полосок разной ширины и высоты для изображения стола, набор изображений предметов, цветов, ягод, грибов, снеди, одежды, природы, животных, людей на каждого ребенка.
«Найди картину автора»
Портреты известных детям художников и репродукции их картин: В. А. Серов: «Девочка с персиками», «Мика Морозов», «Стригуны на водопое»; И. Э. Грабарь: «Яблоки», «Февральская лазурь», «Рябинка», «Зимний пейзаж», «Светлана»; Леонардо да Винчи: Портрет Моны Лизы («Джоконда»); К. С. Петров-Водкин: «Черемуха в стакане», «Розовый натюрморт», «Утренний натюрморт»; И. И. Левитан: «Золотая осень», «Март», «Весна. Большая вода»; А. К. Саврасов: «Грачи прилетели»; И. И. Шишкин: «Рожь», «Зима», «Утро в сосновом лесу», «Парк в Павловске»; М. А. Врубель: «Царевна-Лебедь», «Богатырь»; Б. М. Кустодиев: «Масленица»; В. М. Васнецов: «Аленушка», «Иван-царевич и серый волк», «Богатыри», «Снегурочка»; иллюстрации к сказкам художников Ю. Васнецова, Е. Рачева.
«Художники-реставраторы»
Иллюстрация или репродукция картины (размер альбомного листа, разрезанная на восемь частей (по количеству детей в группе).
Для оформления зала
Изображения бумаги, рамки, кисти, палитры, мела, карандаша, красок, картины, ручки, вырезанные из бумаги; мольберт; кроссворд на большом листе бумаги.
Ход конкурса.
Воспитатель (показывает письмо-сюрприз).
Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку,
На окошко заманил?
Вам хочется узнать, от кого письмо? Тогда надо постараться и собрать целое из частей.
Достает из конверта изображение Мастера-Карандаша, разрезанное на части. Дети, собрав изображение, узнают в нем Мастера-Карандаша. Воспитатель достает из конверта кассету и предлагает ее прослушать. Звучит голос Мастера-Карандаша:
«Здравствуйте, мои маленькие художники! Я, Мастер-Карандаш, приглашаю вас на конкурс «Знатоки изобразительного искусства». Отправляясь в путь, не забудьте надеть одежду с карманом. Дорогу вам укажут мои верные помощники – цветные карандаши».
По знакам-указателям, цветным карандашам, дети отправляются в музыкальный зал. Воспитатель по дороге собирает карандаши в коробку. Заходят в зал и останавливаются у центральной стены, украшенной изображениями предметов, которые обозначены цифрами: 1 – бумага, 2 – рамка, 3 – кисть, 4 – палитра, 5 – мел, 6 – карандаш, 7 – краски, 8 – картина, 9 – ручка (фото). Рядом находится мольберт, на котором укреплен большой лист бумаги с кроссвордом. Под ним лист с изображениями фей Живописи и Графики.
Воспитатель. Куда же мы попали? На музыкальный зал это не очень похоже…
Рассматривают оформление зала: центральную стену с изображениями верных помощников Мастера-Карандаша и мольберт с кроссвордом, к которому приколота записка.
Воспитатель. Обратите внимание: верные помощники Мастера-Карандаша обозначены цифрами, на мольберте – лист бумаги с клеточками, и в них те же цифры. Что же это такое? (Кроссворд.) Здесь записка! (Читает.) «Если вы правильно отгадаете все предметы, которыми я пользуюсь, то узнаете, как называется комната, где работает художник. За каждый правильный ответ вы получите цветную карточку. Кадите ее в карман. Кто больше всех получит цветных карточек, тот и станет победителем – знатоком ИЗО. Желаю удачи! Мастер-Карандаш».
Дети отгадывают названия изображенных предметов. Воспитатель вписывает слова в клеточки кроссворда и задает последний (десятый) вопрос: «Кто из вас хочет стать художником?» (Я.) Или: «Какая буква в алфавите последняя?» (Я.) (Каждый ребенок, правильно ответивший на вопрос, получает цветную карточку и кладет ее в карман.)
Воспитатель предлагает прочесть в выделенных клеточках получившееся слово. (Мастерская.)
Воспитатель Мы с вами в мастерской художника.
Убирает кроссворд, и перед глазами детей появляются изображения двух фей – Живописи и Графики.
Воспитатель. Кто же нас встречает? (Феи изобразительного искусства : Графика и Живопись.) Что означает слово живопись? (Живо писать жизнь.) Чем повелевает фея Живописи? (Цветом.) Какой материал использует художник, когда занимается живописью? (Гуашь, акварель, масляные краски, пастель.) Что означает слово графика? (Рисую.) Чем повелевает фея Графики? (Линией, штрихом, точкой и т. д.) Какие материалы ей в этом помогают? (Тушь, сангина, уголь, карандаш, восковые мелки, пастель.) Вы сказали, что феи Живописи и Графики – феи изобразительного искусства. Что же они помогают художникам изображать на картинах? (Свободные высказывания детей.)
Верно, художники изображают человека и его жизнь, природу, животных, предметы – весь мир. Рисование на ту или иную тему определяет жанр живописи. Фея Графики предлагает поиграть со своими помощниками – цветными карандашами, которые указывали нам дорогу. (Показывает коробку с карандашами.) Расположите цвета карандашей по порядку цветов радуги, и вы узнаете, о каком жанре мы с вами будем говорить. Только будьте внимательны.
Дети выкладывают карандаши в соответствии с цветами радуги и читают название жанра – портрет. На боковой стене зала развешаны портреты художников, на противоположной стене – репродукции их картин.
Воспитатель. Найдите в нашей мастерской выставку портретов. Какие бывают портреты? (Погрудные, поясные, во весь рост.) Назовите художников-портретистов. Из предложенных репродукций найдите работы В. А. Серова, И. Э. Грабаря и разместите их рядом с портретами авторов. (Дети находят и называют картины.)
Мы говорим с вами о жанре портрета. А что означает слово «портрет»? (Изображение человека, прежде всего его лица.) Значит, чтобы нарисовать портрет, надо знать черты лица человека.