Елена Рыбакова
Проект «Как убежать от плоскостопия?»
▼ Скачать
Профилактика и предупреждение плоскостопия
у детей старшего дошкольного возраста.
Введение:
Важнейший признак жизни – движение. «Жизнь есть движение» - эти слова принадлежат французскому философу Вольтеру. Чтобы ребёнок мог ходить, бегать, прыгать, двигаться без ограничений, его ноги должны быть здоровы.
Человеческая стопа – природная «рессора», призванная снизить ударную нагрузку на суставы и позвоночник. Уникальное строение стопы обеспечивает удержание равновесия, служит надежным амортизатором при ходьбе и беге. Изменение формы стопы вызывает не только снижение ее функциональных возможностей, но, что особенно важно, изменяет положение позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка.
Публикация «Проект „Как убежать от плоскостопия?“» размещена в разделах
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Проекты. Проектная деятельность
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Плоскостопие – это уплощение свода стопы, нарушающее естественные амортизационные возможности.
Актуальность:
Высокий показатель плоскостопия у детей 5-6 лет. В настоящее время проблема профилактики отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа дошкольников (84,9%) с различными отклонениями в состоянии здоровья. Плоскостопие является нарушением опорно-двигательного аппарата, при котором происходит нарушение функций стопы. Внешне это проявляется в опущении свода стоп, что вызвано ослаблением мышц и растягиванием ее связок. Плоскостопие часто сопровождается болями в стопах, голенях, повышенной утомляемости при ходьбе, затруднении при беге, прыжках, ухудшении координации движений, перегрузкой суставов нижних конечностей, более ранним появлением болевых синдромов остеохондроза. Плоскостопие способствует и является одной из причин скалиотических нарушений осанки. Стопа выполняет три биохимические функции: рессорную, балансировочную, и толчковую. При плоскостопии страдают все функции стопы.
В дошкольном возрасте опорно-двигательный аппарат находится в стадии интенсивного развития, его формирование еще не завершено, организм отличается большей пластичностью. Наиболее интенсивно формирование свода идет впервые 7 лет.
В связи с этим возрастает значение организации профилактической работы непосредственно в условиях ДОУ, где ребенок находится практически ежедневно, и где, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.
Проблема:
Меня, как инструктора по физической культуре и родителя 6-летнего ребенка насторожил тот факт, что
--- некоторые дети жалуются на болезненность стоп после физических нагрузок;
--- на обуви каблуки стоптаны с внутренней стороны;
--- у детей ноги «шаркают» по земле.
--- к вечеру у своего ребенка стопы устают и даже отекают, иногда боль доходит до колен;
А также опыт работы свидетельствует о недостаточном уровне знаний у детей о здоровом образе жизни, в частности о плоскостопии, Со стороны родителей недостаточно внимания уделяется здоровому образу жизни в семье.
Характеристика проекта
По продолжительности: долгосрочный.
Тип проекта : познавательно - оздоровительный.
По содержанию: монопроект.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, инструктор по физическому воспитанию, медицинская сестра.
Сроки реализации: 2015-2016 учебный год, сентябрь – май.
Цель: Создание условий для профилактики и предупреждения плоскостопия у детей в процессе оздоровительной работы.
Задачи:
1. Создать условия для формирования знаний о здоровой стопе.
2. Знакомить с доступными способами укрепления здоровья, побуждать сознательно, относиться к своему здоровью.
3. Разработать и апробировать систему мероприятий, направленных на профилактику плоскостопия.
4. Закрепить знания у родителей о необходимости профилактики
плоскостопия.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА :
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап.
*Работа с детьми.
*Работа с родителями.
*Работа с педагогами.
3. Заключительный.
1 ЭТАП – подготовительный
(сентябрь 2016г.)
1. Изучение психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста».
2. Проведение плантограмм с последующим анализом (с привлечением специалиста медицинского центра «Ортопедия плюс» цифровой фотометрической плантографии).
3. На основании обследования, отобрана группа детей с патологией стоп для участия в проекте.
4. Анализ и составление комплексов упражнений, направленных на профилактику и предупреждение плоскостопия.
5. Подбор спортивного инвентаря, изготовление нетрадиционного оборудования для занятий.
2. ЭТАП – основной
(октябрь-апрель 2016г)
Работа с детьми:
1. Проведение беседы «Что такое плоскостопие, средства ее профилактики?».
2. Исследовательская деятельность:
- рассматривание иллюстраций на тему «Здоровая стопа»;
- тактильное исследование детьми своих стоп;
3. Проведение техники ихнография (от греческого - след, изображение). Исследование детьми состояния опорно-двигательного аппарата по отпечаткам своих стоп, рассматривание внутреннего изгиба контура отпечатка, у кого больше или меньше уплощение стопы. Дети встают в теплую воду, затем ставят ноги на чистые листы бумаги. Мокрые отпечатки обводят и раскрашивают.
4. Сравнение рисунков своих стоп с рисунками стоп без патологий.
5. Выявление детьми проблемы и предложения по её устранению (дети предлагали свои варианты игр, упражнений с предметами и без, соблюдения правил гигиены и т. д.).
6. Составление совместно с детьми комплекса упражнений для укрепления мышц стоп.
7. Обучение детей приемам самомассажа.
8. Организация совместно с детьми профилактической работы в самостоятельной и совместной работе:
- ходьба босиком, в проветренном помещении,
- ходьба по корригирующим дорожкам,
- упражнения на массажерах, мячах – хопах,
- комплексы упражнений по профилактике плоскостопия с предметами : (платочки, палочки, мозаика, карандаши, бумага, мячи и т. д.)
9. Игры, эстафеты.
10. Выставка креативных, забавных рисунков детей с использованием отпечатков своих ладошек и стоп.
Взаимодействие с родителями:
1. Выступление на родительском собрании: «Бережём здоровье с детства» (Причины возникновения и профилактика плоскостопия у детей).
2. Практическая консультация. «Тренируйтесь вместе с нами»
(занятие вместе с родителями).
3. Индивидуальные консультации, рекомендации по результатам цифровой плантографии. Направление к врачу-ортопеду.
4. Организация наглядной информации для родителей - папки передвижки:
а) «Плоскостопие – что это такое?»;
б) «Профилактика плоскостопия, какая обувь нужна дошкольнику?»,
в) «Игры, игровые упражнения для здоровья стоп».
5. Проведение родителями развлечения «Чтобы ножки не болели – чтобы ножки здоровели» ( ответственные: родители воспитанников подготовительной группы).
6. Конкурс среди родителей нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия «Умелые ручки для здоровья ножек» (ответственные родительский комитет группы).
7. Выпуск семейных газет «Укрепляем наши ножки» (ответственные родительский комитет группы).
Работа с педагогами:
1. Консультации:
а) «Плоскостопие».
б) «Игры, которые лечат».
2. Семинар – практикум «Оздоровительные упражнения по профилактике плоскостопия».
3. Педагогический совет - анализ системы организации профилактических мероприятий.
3. ЭТАП – заключительный
(май 2016г)
1. Повторное обследование и обработка результатов.
2. Итоговое мероприятие: спортивный праздник «Здоровые стопы - здоровый организм».
3. Выпуск коллажа совместно с детьми: «Вредно – полезно»
4. Фоторепортаж – «Как убежать от плоскостопия?».
5. Выпуск книжек - малышек совместно с детьми для родителей: «Что любят наши стопы».
Ресурсное обеспечение проекта :
1. Спортивный зал.
2. Физкультурное оборудование, спортивный инвентарь, нетрадиционное оборудование способствующее укреплению мышц стопы и голени.
3. Методический инструментарий (картотека подвижных игр, комплексы упражнений, конспекты бесед, занятий, демонстрационный материал.).
4. Подборка методической литературы «Физическая культура и
оздоровление детей дошкольного возраста».
5. Компьютер, магнитофон, мультимедийное оборудование.
Оценка результатов:
Укрепление мышц голеностопного сустава у детей; снижение высокого показателя по плоскостопию.
Создание условий для укрепления свода стопы.
Критерии и показатели эффективности проекта :
Для детей:
В итоге дети должны:
Знать:
элементарные знания об опорно - двигательном аппарате, о плоскостопии, причинах ее возникновения, профилактики, основы здорового образа жизни.
Уметь:
Поддерживать свое здоровье.
Использовать:
Полученные знания, умения, навыки в своей повседневной жизни.
Для родителей:
- Сохранение и укрепление здоровья детей.
- Повышение уровня комфортности.
- Педагогическая помощь.
- Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Риски:
1. Нерегулярное посещение детьми детского сада.
Данный факт не способствуют достижению поставленной цели проекта.
Перспективы развития проекта :
Данный проект имеет педагогическую ценность, и надеюсь, будет интересен
коллегам и использован ими в практической деятельности. Проект не несёт в себе больших финансовых затрат и не требует специальных помещений, к тому же удачно вписывается в современное зонирование пространства в группах детского сада. Предполагается реализация целей и задач проектной деятельности в совместной игровой деятельности.
Кроме того, ценность состоит в совместной деятельности воспитанников с педагогами и родителями по изготовлению нетрадиционного оборудования. Заинтересованность родителей в выздоровлении своих детей способствует активности и инициативности с их стороны.
На основе данного проекта дошкольное учреждение может организовать платную дополнительную услугу для родителей своих воспитанников или неорганизованных детей.
Реализация принципа интеграции в ходе выполнения проекта :
Познавательное развитие: Проведение бесед на тему: «Здоровая стопа» с просмотром видео и иллюстраций соответствующей тематики.
Тактильное исследование детьми своих стоп.
Речевое развитие: Чтение энциклопедии «Азбука здоровья» раздел «Наши ноги» автор К. Люцие.
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование своих стоп.
Выпуск коллажа совместно с детьми: «Вредно – полезно».
Выставка забавных рисунков детей с использованием отпечатков своих ладошек и стоп.
Выпуск книжек - малышек «Что любят наши стопы».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. «Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. Проблемы и пути оптимизации». Москва 2001 г.
2. И. П. Горбунов «Своды стопы: оценка, профилактика и функциональная коррекция нарушений». Пермь 1998 г.
3. «Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях». Санкт – Петербург, «Детство – пресс» 2006 г. М. А. Рунова
4. «Весёлая физкультура для детей и их родителей». Ярославль, «Академия развития» 2005 г.
5. Р. Деметр «Бегай, ползай, прыгай «. Москва, «Физкультура и спорт» 1972 г. «Фитнесс – танец
6. М. А. Рунова «Движение день за днём». Линка – пресс, Москва 2007 г.
Желаю здоровья вам и вашим ногам!