Султрекова Екатерина Игоревна
«Конкурс. Консультация для родителей «Ребенок и природа»»
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время понятие «экология» наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе, исходящего, прежде всего от разнообразной деятельности людей.
Все беднее становится растительность планеты; полностью истреблены некоторые виды животных; опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, моря. Ученые не уверены в том, что дети 2000 года смогут купаться в реке, гулять в лесу, вдыхать аромат цветов, любоваться звездным небом без вреда своему здоровью.
Публикация «„Конкурс, Консультация для родителей „Ребенок и природа““» размещена в разделах
Что же делать родителям? Важно - научить любить и понимать природу, сформировать у детей экологическую культуру. Это емкое понятие вмещает в себя следующее:
-научить практическим умениям, направленным на охрану природы;
- проявлять инициативу бережного отношения к окружающему миру;
- постоянно углублять знания для того, чтобы вследствие недостаточной осведомленности дети не наносили ущерб природе.
Чтобы полнее вспомнить и выполнить данные задачи, нужно с самых ранних лет знакомить детей с явлениями природы, всевозможными взаимодействиями и взаимозависимости в ней. Существует ещё один способ воспитания любознательности и особенно наблюдательности. Это народные приметы. Они приобщают детей к народной мудрости, побуждают запоминать, сравнивать, помогают делать выводы. Наиболее верный путь ребенка к природе лежит через вопросы, причем с 2-х сторон – ребенок – взрослому; взрослый – ребенку, вопросы должны носить познавательный, поисковый характер, иногда с известной долей юмора:
- чем можно почистить зубы, не имея зубной пасты?
- почему ночные растения белые?
- как воздух стал грязным?
- почему панцирь у черепахи твердый?
- почему у зайца длинные уши?
Важно выше изложенные вопросы чередовать с такими вопросами, которые воспитывают у детей добрые чувства:
Что бы сделали, если бы увидели:
- упавшего на землю птенца?
- на улице малыша, ломающего кусты?
- погибающую жабу или лягушку?
Главный путь формирование экологической культуры ребенка – организация посильного труда дошкольников в природе.
На сегодня мы имеем около 50 % неблагополучных в плане трудового воспитания дошкольников. Тут уже, как говорится, далеко до экологической культуры. Особенно трудно воспитывать трудолюбие в условиях моносемьи, где для единственного ребенка создаются все условия, а обратной связи зачастую нет. При этом в лучшем случае, старший дошкольник учится красиво, рассуждать, созерцать природу, а не делает другое! Что же мы можем сделать в домашних условиях:
- завести 1 -2 комнатных растения (дети поливают, моют, рассаживают)
- очень хорошо, если в доме есть живые объекты (собака, кошка, хомячок, птичка, рыбки)
- хорошо бы приобщить детей к высаживанию и выхаживанию лука, петрушки, укропа. А затем вместе заправлять борщ, готовить салаты.
- вместе с папой сделать скворечники, кормушки.
- если есть дача или участок, пусть ребенок посадит на своей грядке или клумбочке цветы и овощи, а осенью будет собирать плода своих трудов.
- важно своевременно рассказать о том, что природа тоже любит человека, щедро одаривает его.
К примеру, что мы знаем о лисе?
Даже взрослый, отвечая на этот вопрос, говорит далеко не много: хитрая, рыжая, с красивым хвостом.
А если мы постепенно расскажем все о лисе, сами предварительно заглянув в соответствующие энциклопедии, примерно по такой схеме:
1. какой внешний вид?
2. чем питается?
3. какую пользу приносит в лесу?
4. как спасается от врагов?
5. это дикое или домашнее животное?
Чем похожи и чем отличаются?
Волк и собака, Стриж и ласточка, лиса и белка, жираф и страус, ромашка и астра, роза и пион.
Так постепенно, день за днем идет воспитание маленького эколога. Великий ученый В. Н. Вернадский верил в силу разума человека, верил в то, что, все активнее вторгаясь в природные процессы, человечество сумеет направить эволюцию таким образом, чтобы сделать планету Земля ещё прекраснее и богаче.
ДАВАЙТЕ И МЫ С ВАМИ ПОВЕРИМ В ЭТО!