Ольга Тарасенко
Конкурс для девочек «А ну-ка, казачки!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить знания о традициях воспитания девочек в казачьих семьях.
Задачи:
1. Закрепить знание детей о культуре и быте донских казаков;
2. Вырабатывать умение отвечать на вопросы полными распространенными предложениями в процессе выполнения заданий.
3. Побуждать детей к речевому общению между собой (привлекать внимание ребенка к вопросам и высказываниям других детей, побуждать отвечать на них и высказываться)
4. Создать условия для формирования у детей дошкольного возраста интереса к истории и культуре Донского края.
Публикация «Конкурс для девочек „А ну-ка, казачки!“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конкурс «А ну-ка девочки». Сценарии к 8 марта
- Конкурсы для девочек
- Темочки
Оборудование: куклы и пеленки по количеству девочек, каждой девочке по 5 тарелок разного размера, две «удочки», 10 рыбок, 2 сковородки, платки и шали по количеству девочек, тарелочки со смешанной фасолью и крупой гречки, тарелочка с сушенным боярышником и шиповником, «блины» для подвижной игры в «Повар».
Ход:
Одна из отличительных черт казачьей семьи - это доброжелательное и заботливое отношение к детям. Казаки справедливо считали главными богатствами человека доброту и щедрость. На собственных примерах воспитывали эти черты в своих детях. Родители внушали детям быть милосердными и старались привить у них почитание ко всей родне. Очень рано дети знакомились со всеми родственниками.
Близкое родство почиталось до пятого колена. Уже к шести годам ребенок знал почти всех своих близких родственников, проживающих в селе.
В ходе сегодняшнего конкурса мы хотим проверить знают ли наши девочки, как воспитывали детей
Вопросы для блиц- опроса.
1. Как в казачьей семье праздновалось рождение девочки?
(Начиная с первого обычая, все «женские» обычаи были шутливыми, не жесткими, а веселыми. Так тетки, мамки, няньки, крестная- первый раз мыли девочку с песнями, считалось, что так «смывали с девочки заботы».
2. Какое дерево было принято сажать в день рождения дочери? (В честь рождения девочки отец или дед сажал иву или яблоню.)
3. Во что заворачивали, т. е. пеленали новорожденного ребенка? (Первыми пеленками для ребенка были отцовские рубахи, считалось, что они будут оберегом для ребенка.)
4. Кто мог присутствовать в доме, когда шло «смывание забот»? (отец, тетки, мамки, няньки, крестная)
5. До какого возраста девочку не показывали никому? (До 3 месяцев, даже во время крещения лицо девочки было закрыто кружевами)
6. Что обозначает обряд «Отцовская каша», как он проводился?
(Отец ребенка- единственный мужчина, допускавшийся на этот праздник. До 3 месяцев детей никому не показывали, боясь сглаза, и даже крещенье в церкви было с закрытым лицом, ел «отцовскую кашу,» специально приготовленную, горелую, насоленную, напечённую, политую горчицей, что бы она была совершенно несъедобной. Он должен был съесть ее до конца, не поморщившись, «чтобы девочке меньше досталось горькой жизни».)
7. Как отмечались девичьи праздники?
(Все девичьи праздники отмечались на женской половине дома, куда приглашались одни родственники.)
8. Что означали праздник «Первый шаг», «Первая косичка»? Что дарили в эти праздники?
(Праздники сопровождались подарками., угощением, песнями, танцами. Праздновали «Первый шаг», «первой косички» дарили девочке сладости,ленточки да бантики, гребешок для косички.
9. Что для маленьких казачек означает праздник «Первый платочек»?
(Когда девочке исполнялось три года, в семье отмечали праздник «Первого платочка». Возраст трёх лет считался удачным началом религиозного воспитания. С этого времени её водили в церковь и начинали знакомить с доступными для неё библейскими историями. Платочком покрывали голову девочки при посещении церкви.)
10. Как девочки обучались домашним делам?
(Девочки начинали работать очень рано. Таскаясь «хвостиком «за мамой по дому они участвовали во всех работах: стирали, мыли полы, ставили заплатки., пришивали пуговицы. А была и особенная работа - нянчить младших! Трехлетнего брата нянчила 5-летняя сестра, а трехлетняя- годовалого.)
11. С какого возраста девочки учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком?
(С 5 лет учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком. - это умела делать каждая казачка. Делали это в игре: обшивали кукол, а учились на всю жизнь. Пятилеток отдавали в няньки в другую семью.)
12. Назовите, какую работу по дому выполняли девочки?
(Относили мужчинам в поле еду, стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы, собирали фрукты и овощи, учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком, нянчить младших)
13. Чему было подчинено все воспитание девочек – казачек? Кем должна была вырасти девочка- казачка?
(Растили девочек так, что бы они были хозяйками и мамами).
14. Кто дарил первое колечко девочке- казачке?
(Когда девочка подрастала, становилась девушкой, старейший в семье казак покупал и дарил ей колечко, сопровождая дарение подарок песенкой про колечко с наставлениями о том, что она теперь «не дитя, а барышня»).
15. Кто научит казака вере, когда он придет в возраст, и заботу о том, чтобы он жил по христиански?
(крестные, с старшие в семье и прежде всего бабушка).
16. Как одевались казачки? (Казачки носят одежду черкесские — шаровары, татарскую рубаху, бешмет, чувяки, но платки казачки завязывают по-русски).
17. Девочки воспитывались вместе с казаками или у них было отдельное воспитание?
(Девушки-казачки пользовались полной свободой и росли вместе со своими будущими мужьями, у них были общие игры.)
18. Как казачка провожала казака в военный поход?
(У терских казаков при выезде казака из дома, коня седлала и подводила к казаку жена, сестра, а иногда и мать. Они и встречали, коня расседлывали, при необходимости следили, чтобы конь полностью остыл, прежде чем его поставят в конюшню к пойлу или корму.
У кубанцев перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена, держа повод в подоле платья. По старому обычаю она передавала повод, приговаривая: «На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой возвращайся с победой».
Приняв повод, казак обнимал и целовал жену, детей, а нередко и внучат, садился в седло, снимал папаху, осенял себя крестным знаменем, привставал на стремена, взглянув на чистую и уютную белую хату, на палисадник перед окнами, на вишневый сад. Потом, нахлобучивал папаху на голову, огревал нагайкой коня и карьером уходил к месту сбора.)
19. Отличительная черта казачек всех времен?
(Щегольство, чистота и изящество в одежде и убранстве хат составляют привычку и необходимость жизни. К чести женщины-казачки-хозяйки следует отнести их заботливость о чистоте своих жилищ и опрятность их одежды. Эта отличительная черта сохраняется и до сего времени. Таковы были матери и воспитательницы грозных казаков старого времени.)
20. Кто обучал девочек пению и танцам?
( Труд не исключал радости и веселья: девочки и пели и плясали, а обучали их этому старшие женщины, крестная, девочки – казачки могли учиться в гимназиях)
Ведущий:
- Предлагаю повеселиться в озорном казачьем танце «Черноморочка».
Конкурс «Хозяюшка» - умение собирать посуду в стопку.
Конкурс «Помощницы» -сортировать крупу и фрукты.
Свои умения ухаживать за куклой девочки покажут в конкурсе «Мамушка» (умение пеленать ребенка- куклу, петь колыбельную,
Конкурс «Хранительница казачьего языка» - это проверка на знание значений старинных слов. Прочти и объясни, что обозначает это слово (грубка- печка, погреб--подвал, басочка- кофточка,. гутарить- говорить, анчутка- чертенок, арапник- длинный кнут, аскалиться- смеяться или улыбаться, бабайки- весла на лодке, баз- загон для скота, повечерье- закат солнца, вечерять- ужинать)
Конкурс «Модницы» - показать умение завязывать платки, «показать» свою шаль.
П. и. «Повар»- в игре ребята показали умение быстро и ловко забрать у повара «блинчики».
«Наловить рыбку, отнести домой, пожарить, переложить на тарелку и накормить казака»
Подведение итогов конкурса и чаепитие.