Наталья Моденова
«Валенки, валенки…» Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МОУ Челсменская ООШ (структурное подразделение детский сад)
Конспект
непосредственно- образовательной деятельности
«Валенки, валенки…»
Воспитатель:
Моденова Н. И.
2013г
Образовательная область: познание
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, художественное творчество, физическая культура, музыка, безопасность, здоровье, чтение художественной литературы, труд.
Возраст детей : дети средней, старшей, подготовительной групп
Публикация «„Валенки, валенки…“ Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Цель: Конкретизация знаний детей о традиционной зимней обуви русских людей – валенках.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с другими названиями валенок (ср, ст, подг.); дать представление о материале из которого делают валенки (ср); познакомить детей с производством валенок (ст, подг.); дать представление о том, что валенки можно украшать, делать из них игрушки (ср, ст, подг., познакомить детей с интересными фактами о валенках (подг.)
Развивающие: развивать творческие способности детей; навыки работы с разными материалами; умение работать в микрогруппах ; развивать эмоциональную сферу детей; развивать мышление, память, внимание, творческую активность детей.
Воспитательные: воспитывать любовь к народному творчеству, желания украшать изделия самостоятельно проявив фантазию, поощрять добрые отношения, внимание друг к другу.
Предварительная работа: заучивание потешек, пословиц и поговорок; подготовка элементов для аппликации и для «кукол» театра валенок.
Оборудование и материалы: пазлы «Валенки», овечья шерсть, кусочки войлока и кожи, ножницы, подносы, вода, пипетки, 2 банки с теплой водой, сапог, валенок, валенки для художественного творчества, элементы для аппликации и изготовления «кукол», презентация, туесок, валенок с конфетами.
Содержание:
1- Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, очень рада вас видеть у себя! Для дорогого гостя и ворота настежь!
-Проходите! У меня для вас много интересного. А о чем мы с вами поговорим, вы узнаете, когда соберете пазлы.
Д/и «Собери пазлы»
-О чем же мы будем говорить?
Мягкий беленький снежок лежит на завалинке.
До чего же хорошо зимою в валенках.
Пробежаться с ветерком и в сугроб свалиться,
И в пушистый снежный ком взять и превратиться
А вы хотите узнать что- нибудь интересное про валенки? Тогда рассаживайтесь поудобней.
2 – Ребята, валенки по- другому называют катанки, чесанки, валенцы. В старину валенки считались ценным подарком. Стоили валенки очень дорого, их носили лишь зажиточные, богатые люди. Валенки берегли, войдя в дом, хозяин ставил их на почетное место возле печи. Передавали их по наследству. Если у юноши были валенки, то он считался богатым женихом.
-Ребята, а из чего делают валенки? Да валенки делают из овечьей шерсти, но могут их делать и из козьей, собачьей и даже верблюжьей шерсти.
-Какую еще обувь носят зимой? Из чего сделаны сапоги?
-Давайте подойдем к столам и сравним кожу и войлок. Войлок- это материал, который получают из валяной шерсти.
Экспериментирование. Сравнение кожи и войлока
1) Потрогайте кожу и войлок. Что вы можете сказать? (кожа- гладкая, войлок- шершавый)
2) Приложите к одной щеке кусочек войлока, а к другой кусочек кожи. Что вы чувствуете? (кожа- холодная, войлок- теплый)
3) Капните на войлок и кожу по капельки воды? Что произошло? (Войлок впитал, а на коже осталась капля)
4) Сравните по толщине. (кожа- тонкая, войлок толстый)
5) Попробуйте порвать. Получилось? Разрежьте ножницами. Какой вывод можно сделать? (кожа и войлок прочные и непрочные материалы)
Итак, что модно сказать про эти материалы? (они разные, отличатся друг от друга).Какой материал лучше? (у каждого свои плюсы и минусы)
- А сейчас мы проведем главный эксперимент и выясним, что же лучше носить в мороз кожаные сапоги или валенки. А как думаете вы?
-Я налью в 2 баночки теплой воды. Одну баночку поставлю в сапог, а другую в валенок и вынесу на улицу. А потом мы узнаем, что же у нас получится.
3 – Ребята, а вы знаете, что валенки помогали узнать, кто самый ловкий, быстрый. Я предлагаю вам поиграть. Разделитесь на команды. Первые участники надевают валенки на руки и бегут на четвереньках, обегают стульчики, передают вторым участникам и т. д.
П/и «Бег в валенках на четвереньках»
4 – Поиграли, отдохнули. Посмотрите-ка сколько у меня валенок. Но все они серые, да черные. Не поможете ли вы мне превратить их в яркие, красочные, забавные?
Малыши проходите за 1 стол, старшие за 2, подготовительные за 3. Рассмотрите материалы на столе. Украсьте валенки на ваш вкус. Малыши с помощью липучек (геометрические фигуры, тесьма на липучке). Старшие с помощью трафаретов и красок. А ребята подготовительной группы превратят валенки в забавные игрушки.
Практическая часть. Украшение валенок (Звучит песня «Валенки»)
-Молодцы, какие замечательные валенки получились у вас.
-А теперь давайте вернемся к эксперименту. Давайте достанем баночки и посмотрим, что же получилось. Потрогайте баночку из сапога и баночку из валенка. Что вы можете сказать? В сапоге остыла, а в валенке теплая. Что же лучше носить зимой? Почему?
-А сейчас я предлагаю малышам сходить к самым маленьким ребятам и показать свои красивые валенки. (Средняя группа уходит)
5-Ребята, мы с вами сегодня все про валенки, да про валенки. А как же делают валенки? Откуда они берутся? Вот сейчас мы с вами и узнаем. Садитесь на стульчики, смотрите да слушайте. А потом ответьте на вопрос: почему валенки называют катанками?
Просмотр презентации
- Почему же валенки называют катанками? Валенки сделаны из материала, который не ткут и не прядут, а катают. Поэтому и называют валенки катанками.
6 – У меня есть туесок. Раньше там хранили зерно, крупу, а я собираю сюда потешки, пословицы да поговорки. А не хотите ли вы мне положить чего сюда.
Дети поют частушки, рассказывают потешки, пословицы, поговорки.
Как у нашей Даши
Чёсаные валенки,
А шуба багряная,
а личико румяное.
Вот какая Даша
Красавица наша!
А я валенки надену,
Выпью простокваши
Вся душа истосковалась
По любимой Маше!
Без шубы и валенок – и зима без конца.
Подарила маменька
белые мне валенки.
С ними я не расстаюсь,
Даже спать я в них ложусь
Тетеньки дяденьки,
Все носите валенки.
Реже станете болеть
и начнете молодеть.
-Теперь старшие бегите, малышам все расскажите.
(Старшая группа уходит)
7 -Ну а для вас у меня еще интересное про валенки есть.
А вы знаете, что
• На изготовление одной пары уходит в зависимости от размера от 4 до 7 кг шерсти.
• Чемпионаты по метанию валенок уже несколько лет проходят в Пятигорске и в Сыктывкаре.
• Валенки способны лечить : ношение валенок помогает быстрее справиться с простудными заболеваниями.
• В Москве и Мышкине есть музеи валенок.
• Самый большой валенок сваляли в Семипалатинске его высота 178 см, вес 16,5 кг, а размер-146
-Вот пришла пора прощаться,
Жалко с вами расставаться.
-А вот вам подарочек, бегите догоняйте своих друзей.