Вера Крупенина
Конфликты между воспитателем и родителем: как избежать или как разрешить?
▼ Скачать + Заказать документы
Конфликты между воспитателем и родителем : как избежать или как разрешить?как разрешить?
«Мудрый человек всегда найдёт способ, чтобы не начать войну». Исороку Ямамото
Обычно будущего педагога обучают методике воспитания, детской психологии, дисциплине труда, но, придя на работу в детский сад, начинающий воспитатель сталкивается с трудностью, к которой не был готов ранее. Это конфликты с родителями. Обычно с опытом схема решения всевозможных конфликтов приходит сама, но поначалу трудно понять как себя вести.
Публикация «Конфликты между воспитателем и родителем: как избежать или как разрешить?» размещена в разделах
Инициирование конфликта почти всегда исходит от родителя. Иногда критика работы воспитателя обоснована ненадлежащим исполнением служебных обязанностей. Но чаще всего конфликт происходит из-за недопонимания.
Если не брать в расчет какие-то сугубо специфические причины разногласий, то конфликты между воспитателем и родителем типичны. Для начала следует разобраться в причинах конфликтов и понять, как их можно разрешить.
Причины конфликтов :
• Родители требуют чрезмерного внимания к ребенку и его особенностям
Родители часто хотят, чтобы воспитатель все время уделял их ребенку, забывая, что помимо него есть и другие дети, а также общие правила дошкольного учреждения. При этом мнения о правильном воспитании ребенка у всех родителей разнятся. Одни ждут, что в детском саду дошкольник полдня будет гулять, а вторую половину будет занят активными играми, другие бояться, что малыш простудится или травмируется, поэтому хотят, чтобы ребенок избегал любых подвижных занятий, а стоял за руку с воспитателем.
Что делать воспитателю?
Во-первых, понять, что при всем желании подстроиться под всех родителей не получится. Во-вторых, уже на первом родительском собрании ознакомить взрослых с распорядком дня в детском саду. Рассказать про функции воспитателя и детского сада, разъяснить какие методы воспитания и обучения применяются. Объяснить, какую форму участия ожидают от самих родителей. После знакомства со всеми правилами родитель сам делает вывод, подходит ли ему это дошкольное учреждение. Разумеется, воспитатель помимо общих правил детского сада должен ориентироваться на особенные потребности детей и семейные ценности. Об этих вещах узнают во время разговора с родителями. Это нужно, прежде всего, чтобы знать, как лучше общаться с ребенком и быть способным правильно н него воздействовать. Однако любой индивидуальный подход должен быть не в ущерб остальной группе.
• Ребенок получил травму
Родители болезненно реагируют на любые повреждения ребенка. Чаще всего обвиняют воспитателя, который, по их мнению, недоглядел.
Что делать воспитателя?
Если воспитатель действительно не виноват в случившемся, то следует объяснить родителям, что детский сад – место социализации ребенка. Далее пояснить, как именно и из-за чего произошла травма, и о чем следует поговорить с ребенком (если травме предшествовал конфликт).
• Воспитатель не умеет правильно давать обратную связь
Если воспитатель не умеет правильно общаться с родителями, то неосознанно может стать инициатором конфликта.
Что делать воспитателю? Все возникшие проблемы нужно обсуждать спокойно и доброжелательно. При построении предложений использовать «я - высказывания». То есть выражать свои чувства через местоимения «я», «мне», «меня». Не – «ваш ребенок невоспитанный», а «меня тревожит поведение вашего ребенка».
Родители должны понимать, что попадая детский коллектив, ребёнку нужно научиться соблюдать определенные правила взаимодействия с другими. Возможно, ребенку просто не объяснили дома как себя вести.
• Ребенок рассказывает родителям то, чего не было
Часто проблема возникает из-за склонности детей фантазировать. Например, если в группе произошла какая-то необычная ситуация, ребенок рассказал о ней родителям, а родители живо и с интересом на нее отреагировали (особенно если до этого ребенок был обделен вниманием, то малышу захочется вновь испытать такое внимание к себе и он уже придумает какую-то ситуацию про воспитательницу или других детей.
Что делать воспитателю?
Если после подобной ситуации родители пришли в группу на разговор, их нужно спокойно выслушать. Рассказать, как все было на самом деле и объяснить, что такие фантазии свойственны детям. Можно подключить к этому разговору ребенка, спросить у него как было на самом деле. Чаще всего в такой ситуации ребенок скажет правду, и конфликт будет исчерпан.
• Прочие конфликты
Иногда у родителей бывают плохие дни. Это может быть спровоцировано нервным перенапряжением на работе или проблемами в семье. Поэтому если конфликт единичен, то не стоит слишком акцентировать на нем внимание.
Чему должен научиться воспитатель для построения хороших отношений с родителями?
• Сообщать развернутую информацию о распорядке дня, о том, что требуется
от родителя для успешного нахождения ребенка в детском саду, на какие темы нужно поговорить с ребёнком. • Подавать информацию родителям в позитивной форме. Например, сначала похвалить ребенка, а потом указывать на трудности. • Всегда быть открытым к диалогу и быть готовым обсуждать проблему и искать выход. • Не разделять себя и родителей. Педагог и родитель на одной стороне против проблемы. Оба заинтересованы в ее решении. • Перед ответом выдерживать паузу, чтобы снизить градус эмоционального напряжения. Не переходить на личности. • Не взваливать все на себе. Попросить помощи у педагога-психолога или старшего воспитателя.
Если похожие жалобы поступают от разных родителей, возможно, следует пересмот