Татьяна Хлебникова
Коммуникативная НОД «Как Солнце и Весна зиму победили»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать детям возможность открыть для себя красоту, настроение, характер каждого месяца весны.
Задачи:
-расширить представления дошкольников об особенностях сезонных изменений в природе, характерных для каждого весеннего месяца.
-Познакомить с поведением диких животных весной, опасностях, подстерегающих их в период весеннего паводка.
-Упражнять в умении придумывать продолжение и конец сказки, связно и последовательно излагать свои мысли, логично выстраивать содержание сказочного текста.
-Формировать образную речь (подбирать сравнения, эпитеты, прилагательные).
Публикация «Коммуникативная НОД „Как Солнце и Весна зиму победили“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
-Развивать творческое воображение, логическое мышление, внимание, память.
-Воспитывать интерес к явлениям природы.
-Формировать навыки правильного поведения в природе.
Материал: модель «Время года»; карточки с изображением признаков весны в марте, апреле, мае; картинки с изображением лампочки, костра, солнца; модель четырех вопросов, таблица и набор символов-знаков о насекомых, круг из желтой бумаги с прикрепленными к нему одним концом желтыми лентами, желтые бумажные «солнышки», аудиозаписи «Ручей», «Голоса птиц».
Предварительная работа: экскурсия и прогулки в парк, на берег реки Дон, чтение художественных произведений по теме, рассматривание картин о весне, беседы, наблюдения, эксперименты, решение проблемных ситуаций по теме.
Образовательные области: «Познание», «Социализация», «Художественное творчество».
Ход НОД
Воспитатель: Дети, к нам пришли 4 необычных гостя, но прежде чем войти, просят отгадать о них загадку
Приходят к нам гостьи:
Одна седая, другая молодая, третья скачет, а четвертая плачет.
- Кто они? (времена года)
Выставляется модель «Времена года» (плоскостные изображения времен года, представленные в виде девиц в белом, зеленом, красном, желтом сарафанах).
- Какая гостья останется с нами? (весна).
- Почему другие времена года должны уйти? (потому что их время еще не подошло. Зима уже ушла, а лето наступит после весны).
Весна: В этом году мне пришлось очень тяжело: зима никак не хотела уходить. Я об этом даже сказку начала сочинять. Вот послушайте:
Жили-были 4 времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: 3 месяца – Зима, 3 месяца – Весна, 3 месяца – Лето и 3 месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Да и люди устали от долгой холодной зимы. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала им: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод».
Весна выкладывает на доске картинки с изображением костра, лампочки и солнца.
- Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Солнце)
- Действительно, солнце – самое большое доброе чудо.
Весна: Победить зиму нелегко. Мне приходится трудиться долгие три месяца. Март, апрель и сентябрь – это весенние месяцы? (Нет, март и апрель – это весенние месяцы, а сентябрь - осенний). Молодцы, дети, заметили ошибку. Какой месяц вместо сентября приходит с весной? (Май).
- Весной пробуждается не только природа. Теплеют и светлеют взгляды людей, улыбки расцветают на их лицах, добрее становятся их мысли. Обнимитесь, улыбнитесь друг другу. Чувствуете, как изменилось ваше настроение. Дарите всем окружающим доброту и радость, как это делаю я - Весна. Свое настроение вы можете выразить в танце. Звучит аудиозапись вальса Штрауса «Сказки венского леса», дети исполняют импровизированный танец. Во время танца весна предлагает каждому ребенку взять из корзины лепесток белого, синего или зеленого цвета. По окончанию вальса дети собираются группами соответственно цвету лепестков. Таким образом, они распределяются на команды «Март», «Апрель», «Май».
Весна: У нас есть 3 весенних команды – «Март», «Апрель», «Май». Дети, поможете мне придумать продолжение и конец сказки? (да, конечно).
- А еще я попрошу каждую команду составить мини-выставку своего месяца. Итак, как же солнце помогло мне? Что оно сделало, чтобы все вокруг зацвело яркими красками? Давайте прислушаемся. Может звуки нам помогут? (Звучит аудиозапись «Ручей»).
- Что вы услышали? (Шум журчания ручья).
- Посмотрите, ручеек принес нам кораблик, а в нем карточки, на которых изображены признаки весны в живой и неживой природе (Дети команд «Март», «Апрель», «Май» выбирают карточки с признаками весны своего месяца и прикрепляют их к магнитной доске).
- Какой месяц весны – первый? (Март)
- Детям команды «Март» и продолжать сказку (Солнце стало пригревать и светить ярче, чем зимой, появились кучевые облака. Начал таять снег, потекли ручьи, зазвенела капель).
- А что было дальше, расскажут дети команды «Апрель». (На реках треснул лед и начался ледоход, вода напоила землю, на деревьях набухли почки и развернулись листочки).
- Сказку продолжат дети команды «Май» (Появились первые цветы, зазеленела трава, появились насекомые и прогремел первый гром).
Упражнение на релаксацию «Нарисуй то, о чем мы говорили».
Дети садятся на ковер по кругу друг за другом и на спине впереди сидящего «рисуют»: капель, солнышко, цветы, ручьи.
Весна: Дети, а что происходит весной с животными? (Животные линяют: меняют теплый, пушистый мех на более редкий и легкий. Медведи, ежи, еноты просыпаются от зимней спячки).
- Сейчас я вам расскажу и покажу, как животные встречают весну. (Педагог, с помощью мультимедийных средств знакомит детей с изменениями, которые происходят с животными весной).
Весна: Пригрело солнышко и проснулись жужжащие, звенящие, порхающие, ползающие, прыгающие существа. Кто же это? (Насекомые).
Весна выставляет игрушки: пчелу, паука, бабочку.
Весна: Красавица бабочка, труженица пчела, серьезный паук просят рассказать, что вы о них знаете. (Дети составляют рассказы, вставляя в таблицу знаки-символы внешнего вида, строения и способов жизнедеятельности каждого насекомого).
Весна: Как вы думаете, кто обрадовался тому, что появились насекомые? (Птицы)
- Давайте представим, что мы в лесу, где очень тихо. Закройте глаза и послушайте (звучит аудиозапись «Голоса птиц») Что вы слышите? (Птичье пение)
Весна выставляет картинки с изображением перелетных птиц. Дети выбирают птиц, прилетающих в марте, апреле, мае и размещают их в мини-выставках.
- Где живут птицы? Из чего строят гнезда?
Речедвигательная игра
Дети вместе с педагогом озвучивают свои действия:"Мы построили птичий дом"
- Что может произойти с гнездом, если поднимется сильный ветер, начнется ливень? (Гнездо может упасть).
- Птицы обратились к нам с просьбой - сконструировать для них необычные, удобные и безопасные гнезда.
Детям предлагается таблица-подсказка с параметрами, которыми может обладать гнездо: материал, движение, звуки, запах. Дети каждой команды предлагают варианты конструирования гнезда.
Весна: Что делали всю долгую зиму деревья? (Спали глубоким сном)
- Какие изменения произошли с ними весной? (Каждая команда нарисует превращения, которые произошли с деревьями в каждом весеннем месяце. Материалы для рисования можно выбрать по желанию: мелки, краски, карандаши, сангина, пастель. Дети рисуют деревья методом «Рисунок в несколько рук», затем продолжают сочинять сказку).
В марте у деревьев начинается сокодвижение, корни сосут из оттаявшей земли воду. Она растворяет зимние запасы питательных веществ и продвигает их по веткам к почкам.
Почки просыпаются, раскрываются и из них вылезают зеленые листочки. Первыми зацветают ольха, орешник, выпускает пушистые шарики верба.
В мае зацветает душистая черемуха, желтая акация, яблони и груши. Появляются первые весенние цветы: медуница, гусиный лук, ландыш. В воздухе разливается аромат цветущих растений.
Весна: Дети, мы сочинили чудесную весеннюю сказку о том как Солнце и Весна зиму победили.
- Что есть у каждой сказки? (Конец)
- Какой конец будет у нашей сказки? (Дети придумывают конец сказки).
Весна: Теперь давайте посмотрим, какие мини-выставки получились у каждого месяца.
Весна хвалит детей и фотографирует экспонаты мини-выставок.
Воспитатель: Весна, дети хотят сделать тебе подарок, они записали сказку знаками-символами и сделали книжку. Дети дарят книжку Весне.
Весна: Ребята, вы меня сегодня порадовали, рассказали много о моих месяцах, помогли придумать сказку. Я дарю вам маленькие солнышки. Они будут напоминать обо мне и согревать ваши сердца. (Весна дарит детям медальоны, значки, украшения с изображением солнца.