Елена Ефремова
Комплексное занятие в старшей группе «Солнечная керамика»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа :старший дошкольный возраст.
Образовательные области: «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Музыка».
Этап обучения: итоговый.
Тип занятия :комплексное
Цель:Продолжить знакомить детей с семикаракорским народным промыслом.
Задачи.
Публикация «Комплексное занятие в старшей группе „Солнечная керамика“» размещена в разделах
• Обучающие:формировать у детей представление о том, что произведения декоративно – прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передаются от поколения к поколению; познакомить с характерными особенностями семикаракорской росписи (элементы, композиции, цветосочетания).
• Воспитательные:воспитывать детей на народных традициях, показывая изобразительное творчество, чувство сопричастности с народной художественной культурой Донской земли, овеянной свободолюбивым духом казачества.
• Развивающие:развивать познавательные интересы старших дошкольников; способствовать творческой индивидуальности.
Предварительная работа:рассматривание семикаракорского фаянса, сравнение изделий, расписанных хохломской, гжельской, жостовской росписью с донской. Знакомство с народными ритуалами Донского края, рассказ о самой почетной посуде казаков: солонице.
Оборудование:семикаракорский фаянс, фотографии, изоматериалы, альбомы для изодеятельности «Солнечная керамика».
Прогнозируемый результат:дети перенесут в сферу личностных интересов информацию о прошлом и настоящем Донского края, г. Семикаракорска, его культуры и традициях; смогут построить речевые высказывания в форме монолога и диалога, коммуникативные навыки и индивидуальность.
Ход занятия
Дети входят в группу, оформленную в виде мини – музея семикаракорской керамикики.
Воспитатель. Сегодня я приглашаю Вас в мини – музей, который размещен прямо в нашей группе. Мы продолжим знакомиться с особенностями уникального искусства семикаракорской керамики, его историей и сами сможем заняться художественным творчеством, по его мотивам.
Воспитатель проводит экскурсию по мини – музею.
Воспитатель.
Есть станица на Дону
Не чета другим - которым…
Знали Семикаракоры
В старину и в новизну.
И кому с тобой сравниться,
Знаменитая станица!
Чем же, чем она славна?
Да просторными полями,
Да степными табунами,
Виноградами – садами.
Семикаракорская керамика – это яркое явление народной художественной культуры Донской земли. Она впитала все краски этого прекрасного и могучего края, его местную духовную культуру, традиции донского искусства, овеянные свободолюбивым духом казачества. Донское гончарное ремесло развивалось в окрестностях города еще с дохристианских времен, когда были открыты богатые запасы местных глин. В зависимости от возрастающих бытовых потребностей оно усложнялось и совершенствовалось. Этот промысел берет свое начало от вековых традиций гончарного ремесла казачьей станицы Семикаракорской. Достаточно близко от города при раскопках были обнаружены древние многослойные поселения периода средневековья, в развалах которых обнаружена характерная традиционная керамика с местной глиной в тесте из обрывов реки Дон. В начале 70-х годов прошлого века на месте кустарной гончарной мастерской с примитивным гончарным кругом была построена керамическая мастерская. Здесь была разработана и внедрена технология литьевого способа изготовления майоликовых изделий с рельефами местной тематики. Рождением своим керамика обязана фантазии и воле одного человека – Арабского Николая Сергеевича, бывшего в то время директором РПК. Именно его идея изготовления керамической посуды с художественным украшением стала толчком к началу этого производства на промкомбинате. В течении десяти лет была создана белая фаянсовая масса. Благодаря ее пластике и белизне получило широкое развитие рукотворное декорирование: кистевая роспись, ажурные орнаменты художественных вырезок, лепка жанровых скульптурок для самостоятельного использования и украшения ими форм изделий. За основу росписи взят букетно – растительный орнамент, дополненный сеткой и другими элементами; в орнамент включены стилизованные изображения флоры и фауны Дона; сюжетные композиции, идущие от казачьего фольклора.
Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, что такое фольклор и его жанры? Дети. Пословицы, поговорки, песни, сказки.
Воспитатель. Какие вы знаете пословицы и поговорки о Земле донской, о казаках, быте и житейской мудрости?
Дети. Земля донская – мать родная.
Казак в труде, как в бою, славит Родину свою.
Что ни казак, то с Дону.
Казак дружбу соблюдает, в беде коня не бросает.
Не хвались, казак, травой, а хвались сеном.
Дон без песен, что виноградная лоза без винограда.
Казаку всегда мила родная сторона.
На донской земле все родится - надо только хорошо трудиться.
Каков казак - отец, таков и сын молодец.
Дон тихий, а слава о нем громкая.
Воспитатель. Отличительная особенность семикаракорской керамики, которую сегодня все чаще называют «Донской фаянс» в том, что при его производстве используется метод уникального ручного труда, оригинальность и многообразность форм, изобретательность и поэтичность в декоре, передающего красоту донского края, фольклорные казачьи мотивы и традиции. Белоснежный расписной фаянс с ажурными кружевными орнаментами, лепные жанровые скульптурки в сочетании с формами являются новым направлением в Донском прикладном искусстве. Изготавливаются скульптуры малой пластики различной сюжетной композиции методом литья и ручной лепки. После обжига изделия декорируются ручной росписью, покрываются бесцветной глазурью и обжигаются повторно. Прозрачная глазурь сплавляется с подглазурными красками росписи и дает «вечный» декор с нежными тональными переходами. Создают изделия художники – керамисты.
Воспитатель. Я предлагаю Вам тоже стать художниками – керамистами и расписать посуду. Давайте пройдем в «рабочий цех».
Дети выбирают в альбомах понравившиеся рисунки посуды и продолжают узор.
Под тихую напевную казачью песню дети приступают к работе.
В конце занятия дети оформляют выставку и рассматривают все работы, любуясь ими.
Воспитатель. На славу потрудилась наша детвора,
Посуда получилась – просто красота!
Воспитатель благодарит детей за активное участие, проявленное творчество на занятии.