Альфия Быкова
Конспект комплексного занятия в подготовительное группе «Встреча зимы, зимние узоры на окнах»
▼ Скачать + Заказать документы
Руки мерзнут в ноябре:
Холод, ветер на дворе,
Осень поздняя несет
Первый снег и первый лед
Интеграция образовательных областей: Коммуникация», «Познание «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, а так же должно быть восприятие художественной литературы, музыкально-художественная, продуктивная.
Цели: продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе; учить детей сравнивать ветреную погоду с тихой, замечать красоту природы и отражать ее в рассказах, рисунках, стихах и песнях.
Публикация «Конспект комплексного занятия в подготовительное группе „Встреча зимы, зимние узоры на окнах“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морозные узоры на окне. Занятия по рисованию
- Новогодние окна. Украшение окон на Новый год
- Подготовительная группа
- Темочки
МЫ ВСКГДА ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ САМЫЕ КРАСИВЫЕ И ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ СТИХИ
Сквозь иней леса одиноко
Дрожат далёкие огни.
На хрупкой ветке спит сорока —
Лишь только руку протяни.
В берлоге, между трёх сосёнок,
Храпит доверчивый медведь.
И месяц так беспечно тонок,
Что даже боязно глядеть…
Планируемые результаты: знает характерные признаки зимнего времени года и соотносит с этим периодом особенности жизни животных, растений и явления природы; рассказывает о приметах зимы, используя в речи синонимы; анализирует содержание стихотворения, выделяя фрагменты о приметах зимы; эмоционально откликается на прослушанную музыкальную пьесу; определяет ее настроение и характер, знает названия картин и стихотворений, имена художников и поэтов, создавших произведения о зиме; самостоятельно выполняет рисунки зимних узоров.
Материалы и оборудование: иллюстрации зимней природы; гуашь; запись пьесы П. И. Чайковского «Времена года. Январь»; гуашевые краски холодных цветов и оттенков; кисти; репродукции картин К. Юона «Зима в лесу», И. Грабаря «Зимний пейзаж».
Содержание организованной деятельности детей
1. Вводное слово воспитателя.
- Повторяйте за мной строчки из стихотворения.
Белые шапки
Белый зайчишка На белом снегу,
На белых берёзах,
Белый узор
На ветвях от мороза,
По белому лесу
На лыжах бегу.
- О каком времени года этот отрывок из стихотворения? Нас пригласила в гости Снежная ко-
ролева.
2. Беседа о зиме.
Зима (какая). (холодная белая, снежная).
- Подберите к предмету характерные признаки, пользуясь вопросами.
Снег (какой). (рыхлый, липкий, белый).
Мороз (какой). (жгучий, сильный, трескучий).
Ветер (какой). (пронизывающий, резкий, сильный). Деревья (какие). (голые, сонные).
Дни (какие). (короткие, холодные, ясные).
ма? Отгадайте загадки и назовите зимние месяцы.
Какими красками пользуется зима? Как вы думаете, чем пахнет зима? Когда наступает зи-
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке. Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт —
Мы встречаем Новый год. (Декабрь.)
- На Руси декабрь называли студень. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. Щиплет уши, щиплет нос.
Лезет в валенки мороз. Брызнешь воду - упадёт Не вода уже, а лёд. Даже птице не летится:
Повернуло солнце к лету.
Что скажи за месяц это? (Январь.)
- Январь называли сечень, так как он рассекает зиму на две половины.
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон
День прибавился заметно
Ну, так что за месяц это? (Февраль.)
- Февраль называли лютый, так как в падает много снега, стоят лютые морозы, часто бывают метели. А вы когда нибудь задавались вопросом про зиму? Что она даёт? Чем она хороша?
О каких признаках зимы вы узнали из загадок о месяцах? Иногда зимой случаются оттепели. Как вы понимаете слово «оттепель»? Иногда пригреет солнышко, с юга налетит ветер и при- несёт оттепель. Снег подтает, станет влажным, будет легко лепиться. Дети будут играть на улице, кататся с горок. На крышах появятся сосульки. А после оттепели ударит мороз и на снегу образуется твёрдая корочка - «наст», на дорогах гололедица. На деревьях и проводах образуется пушистая снежная бахрома - изморозь. Удивительно красивым становится при этом всё вокруг, особенно красивы деревья. Что такое сне жинки? На что они похожи? Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю сне жинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, снежинки превращаются в снежную крупную пыль, Снежинки, падая на землю в тёплые дни, прилепляются друг к другу и образую ветер и тогда снег несётся по воздуху, задерживаясь у домов, заборов, наметает большие сугробы. Как называется это явление? (Метель.) Правильно - снег веселья и радость - это то от чего все дети радуются выходя на улицу. Я предлагаю вам послушать произведение «Зима» Вивальди. Закройте глаза и представьте зимнюю картину. Что вы представили? Приведите при- меры зимних явлений в неживой природе. (Оттепель, гололедица, снегопад, метель, изморозь -
зимние явления.)
- Послушайте стихотворение Сергея Есенина «Зима» и вспомните все характерные признаки
зимы, о которых мы говорили.
Вот уж осень улетела, И примчалася зима.
Как на крыльях, прилетела Невидимо вдруг она. Вот морозы затрещали И сковали все пруды.
И мальчишки закричали
Ей «спасибо» за труды.
Вот появилися узоры
3. Рисование зимних узоров на окнах.
На стёклах дивной красоты.
Все устремили свои взоры, Глядя на это. С высоты Снег падает,
Мелькает, вьётся,
Ложится белой пеленой.
Вот солнце в облаках мигает,
И иней на снегу сверкает.
Звучит пьеса П. И. Чайковского «Времена года. Январь».
- Ребята, обратите внимание на музыку, которая звучит. Это музыкальное произведение на- писано великим русским композитором П. И. Чайковским и называется «Январь». Музыка тихая, спокойная. Под такую музыку лучше всего рассматривать картины с зимними зарисовками.
Для изображения зимы художники используют чистые, холодные тона. Рассмотрите репро- дукцию картины Юона «Зима в лесу». Слышите, звучат бубенчики, скрипит снег под полозьями. Куда собрался мужичок? Может, елочку присмотрел к Новому году или решил подкормить жи- вотных? Ведь им так трудно зимой в лесу. Тишина. Далеко слышна песня мужичка.
- А вот еще одна очень интересная картина «Зимний пейзаж» (И. Грабарь). Морозное сол- нышко ярко светит нам. Тени от деревьев падают на снег. Небо чистое, синее. Давайте внима тельнее посмотрим. Может веселый зайчишка пробежит между елочек. Красиво, не правда ли? Какой одинаковой и в то же время разной бывает природа.
- Но не только художники обращали и обращают свое внимание на дивный колорит зимы. Многие писатели и поэты в своих произведениях описывают красоты Зимушки.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.