Оксана Ортунай
Открытое занятие по сказке «Оскюс-оол и Караты — Хан»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Оскюс-оол и Караты - Хан».
тувинская народная сказка
(младшая группа)
с. Кызыл-Арыг 2015.
Программные задачи;
1. Обучающие: Учить детей составлять и решать задачи на сложение и вычитание.
Развивать логическое мышление в игре «Найди лишнее». Учить детей правильно строить предложения.
2. Развивающие: Прививать детям чувство доброты, сострадание к другим детям, людям.
Развивать фантазию и воображение.
Публикация «Открытое занятие по сказке „Оскюс-оол и Караты — Хан“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Воспитывать в детях любовь к тувинским народным традициям, любовь к родному краю.
3. Воспитательные: Совершенствовать двигательную активность: лазанье по гимнастической лестнице, ходьба по скамейке, ползание на четвереньках в мешке.
Закрепить движение тувинских танцев.
Прививать любовь к тувинской музыке, песням, танцам, мелодиям.
План занятия :
1. Воспитатель показывает конверт и вскрывает его.
2. Прослушивание тувинской песни.
3. Рассказ воспитателя о Туве
4. Показ сказки пальчиковым театром.
5. Отправление в путь через гору.
6. Беседа о полезных и вредных продуктах.
7. Исполнение песни «Вредная еда».
8. Ходьба по скамейке (через мостик).
9. Игра «Кто лишний».
10. Пролезание в длинном мешке на четвереньках.
11. Счет детей.
12. Решение задач с ягнятами.
13. Входит пастух.
14. Требование выкупа.
15. Тувинские танцы.
16. Беседа о Земле пастуха.
17. Лепка ягнят.
18. Возвращение на «конях»- палках назад.
19. Благодарность Оскюс-оола.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, сегодня утром я получила большой конверт, давайте посмотрим, что в нем. Дети:
Давайте вскроем.
(Воспитатель вскрывает конверт, там пластинка. Ставит на проигрыватель, слушают тувинскую песню). Воспитатель:
Вам понравилось песня?
Дети:
Очень понравилась. Это тувинская песня.
Воспитатель:
Да, это тувинская песня. Мы с вами живем где?
Дети:
Мы живем в России, в республики Тува, в селе называется Кызыл-Арыг.
Воспитатель:
Правильно мы живем на земле тувинской. В недавнем прошлом тувинцы жили в юртах, кочевали в горах, долинах рек. Они не имели письменность, были сплошь неграмотными, а сказки слушали из уст сказателей. Небольшой аал - поселение из 2-3 и более юрт, кочевал в верховье небольшой горной речки, где высятся безмолвные скалы, покрытые снежными шапками. На той стороне гор, где меньше бывало солнца, тянулись густые таежные леса. Стройные лиственницы с мягкой хвоей, вечнозеленые ели, кедры и белые березы образовали непроходимую чащу, там водятся красавицы косули, маралы, горбоносые лоси, огромные медведи. Но жителей не пугает такое близкое соседство с этими обитателями тайги. И вечером, когда все собрались в одной юрте и сидят вокруг очага. На почетном месте сидит сказатель. Он сидит, подобрав под себя ноги, с закрытыми глазами, положив одну ладонь на другую. Сейчас он начнет рассказывать сказки.
Хотите услышать одну из них?
Дети:
Хотим, хотим!
Воспитатель:
Тогда, садитесь по тувински вокруг меня и слушайте
(Дети садятся полукругом, поджав под себя ноги.
Показ сказки, пальчиковым театром).
Было это давным-давно, когда Сут-Холь было еще маленькой лужицей, а гора Сюмбер-Ула маленькой сопкой. Жил был бедный пастух Оскюс-оол.
Не было у него ни отца, ни матери. Пас он и в жару, и в холод овец Караты-Хана, у которого добра было выше плеча, а скота - выше головы. Летом Оскюс-оол пил сыворотку, а зимой ханские объедки. На глазах его слезы не высыхали, а с сердца печальнее сходила. Вот как жил бедный Оскюс-оол.
Однажды случилась беда: маленький ягненок потерялся. «Убьет меня Караты-Хан. Отрубит он мои руки вместе с рукавами, снимет мою голову вместе с шапкой»- заплакал Оскюс-оол. Кто мне поможет. Ребята, ребята может вы мне поможете найти этого маленького беленького ягненка.
Дети: Конечно, мы поможем найти тебе ягненка. А куда нужно идти?
Оскюс-оол : Вам трудно пройдется: нужно перебраться через гору, переплыть речку, проползти через ущелье и там, в долине между гор вы найдете маленького беленького ягненка, но вернуться вы должны до заката солнца. Сможете?
Дети: Сможем, сможем! (Дети отправляются в путь перед ними высокая гора «лесенка»).
Воспитатель: Какая высокая гора, да трудно нам придется, но, увы, у меня сильные, ловкие. Вперед.
(Дети перебираются через гору. Потом делают дыхательное упражнение на восстановление дыхания).
Какие вы у меня молодцы, наверное, хорошо кушаете и кушаете только полезны продукты. Какие полезные продукты вы знаете? Дети:
Полезные продукты это: молоко, творог, сметана, овощи, фрукты, рыба.
Воспитатель: А какие вредные продукты для вас? Дети:
Вредно есть много конфет, особенно шоколадных, пить напитки кока-кола, фанта, нельзя есть острую и жирную пищу. А мы песню знаем «Вредная еда». Давайте мы ее вам споем.
Воспитатель: Хорошо, давайте еще раз, вспомним, какие полезные продукты нужно есть.
Исполняется песня «Вредная еда» :
Стой, дружок, остановись
Стой, стой, стой!
Пищи жирной воздержись ой, ой, ой.
Ты запомни навсегда - это вредная еда. Да,
да, да! Да, да, да!
Пищей сладкою, шоколадною ты не увлекайся
Очень острого и соленого ты остерегайся
Только овощи и фрукты
Очень вкусны продукты.
Да, да, да!
Сахар сладкий
Это твой белый враг.
Вкус обманчив наш порой
Так-так-так!
Ты запомни навсегда
Это вредная еда Да, да, да!
Воспитатель:
Теперь я вижу, что вы действительно сильные и здоровые и легко преодолеете речку. Мостик очень узенький, а вода в реке холодная, ведь сейчас поздняя осень, не упадите.
Ходьба по скамейке.
Все прошли, никто не упал? Что нужно нам еще преодолеть?
Дети: Нам нужно перебраться через ущелье, а оно узкое, темное, но мы не боимся, нам нужно помочь Оскюс-оолу найти его маленького, беленького ягненка.
Воспитатель: Какие вы у меня молодцы, смелые, добрые, осталось последнее препятствие, вот только перейдем эту полянку и подойдем к ущелью. Что это? (Лежат картинки с дикими животными, которые водятся в Туве.)
Игра «Кто лишний».
(Кто чем питается, где живет, как зовут детенышей).
Ну, вот мы с вами и подошли к ущелью, вперед, у цели!
(Пролезание в длинном мешке на четвереньках).
Все выбрались, давайте посчитаемся, никого не потеряли мы в дороге?
(Дети считают друг друга).
На столе пасутся ягнята, их восемь, семь черных, а один белый.
Ребята, сколько на поляне ягнят?
Дети:
На поляне 8 ягнят.
Воспитатель:
Сколько черных?
Дети:
Черных ягнят 7 и 1 белый. Всего 8 ягнят. Но наш белый.
Воспитатель: Если мы с вами заберем одного белого ягненка, сколько останется ягнят?
Дети: Если мы заберем одного белого ягненка, останется 7 ягнят.
Выходит пастух:
Здравствуйте ребята, зачем пожаловали к нам в долину? Дети: Эки! Мы пришли за своими маленьким ягненком. Его потерял Оскюс-оол, и если мы до захода солнца не вернемся назад, то Караты-Хан отрубит его руки вместе с рукавами, снимет его голову с шапкой.
Пастух:
Знаю я Оскюс-оола, хороший пастух. Но так просто я вам маленького, беленького ягненка не отдам, платите выкуп.
Дети: А у нас нет денег!
Пастух: Мне ваши деньги не к чему. Станцуйте для души и от души.
Дети: Хорошо, мы станцуем.
(Исполняется тувинский танец «Танец Наездники»)
Пастух: Молодцы ребятишки, порадовали меня пастуха. А сейчас нагнитесь, приложите ухо к земле.
(Дети ложатся на пол, слушают).
Вы слышите, наша Земля дышит.
Дети: А что разве Земля живая?
Пастух: Конечно, а кто же дает жизнь всем растениям, деревьям и цветам? Уже давно люди стали загрязнять Землю. Из нее выкачивают нефть и газы, которые Земле самой нужны, выкапывают уголь, который Земля миллионы лет заготавливала. Закапывают в Землю всякие ядовитые вещества, взрывают бомбы и даже очень сильные - атомные. И от всего этого Земля стала больной. Все растения, которые на ней растут, тоже не совсем здоровы, а есть и совсем отравленные. Если все это кушать, то можно и заболеть. А чтобы быть здоровыми нужно ухаживать за Землей, ее нужно любить. Тем, кто Землю любит и ухаживает, за ней будет она отвечать благодарностью. Тогда на ней вырастут вкусные и здоровые овощи и фрукты, все должны заботиться друг о друге, тогда все и здоровыми будут. Ведь все живут на Земле и дружба все решит!
Но я вижу, вы добрые, ребята, и дружные, только берегите Землю, на которой мы живем.
А сейчас если вы заберете ягненка в моем стаде станет меньше овец.
Воспитатель:
Ребята, давайте, сделаем так, чтобы у пастуха не убыло стадо, а прибыло, как лучше сделать.
Дети:
Давайте вылепим ему овец.
Воспитатель:
Молодцы, вы у меня, принимаемся за работу.
(Дети лепят ягнят, звучат тувинские мелодии).
Пастух: Какие вы молодцы, какое у меня теперь большое стадо, забирайте свою маленькую, беленькую овечку. А чтобы вернуться до восхода солнца я подарю вам своих резвых коней, с ними вы вмиг домчитесь аала Оскюс-оола. Спасибо вам большое за танцы, овец, вы очень хорошие ребята!
(Дети берут палки «коней» и «возвращаются» в аал Оскюс-оола, их встречают кукольный Оскюс-оол).
Оскюс-оол :
Спасибо ребятишки, теперь мне Караты-Хан ничего не сделает, а вам от меня подарки. Угощает детей.