Наталья Протопопова
Комплексное занятие по обучению удмуртскому языку «Мынам семьяе»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное занятие по обучению удмуртскому языку
«Мынам семьяе»
Цель: создание условия для обогащения образной речи детей посредством использования малых фольклорных форм.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с удмуртской пословицей «Атайлэн кылыз чурыт, нош коркаез шуныт» с опорой на мнемотаблицу;
Публикация «Комплексное занятие по обучению удмуртскому языку „Мынам семьяе“» размещена в разделах
Способствовать закреплению лексического материала на тему члены семьи (анай, атай, песьанай, песьатай, сузэр, вын, апай, агай, закреплению умений знакомится на удмуртском языке в диалоге, отвечая на вопрос «Кин тон?».
Развивающие:
Способствовать развитию логического мышления, воображения, эстетического вкуса, самостоятельности и активности.
Воспитывающие:
Способствовать воспитанию любви к родным, доброжелательного отношения к ровесникам.
Материалы: проектор, ноутбук, мяч, проекты «Моя семья», семейная фотография девочки, книги с изображением удмуртки и русской девушки, мнемотаблица к пословице, цветок италмас.
Воспитатель: Зечбуресь, пиналъес! Шумпотисько ваньдэсты адзыны.
Пин –с: Зечбуресь!
Воспитатель: Кыче тиляд мылкыдды? Умой яке урод?
Пин- с: Мынам мылкыды умой, нош мынам урод.
Воспитатель: Мынам нош туж умой мылкыды! Ойдо тынэсьтыд но жутом. Круге султом но ог-огмылы шумпотом
Шудон «Ми туж шумпотиськом»
Ми, туж шумпотиськом…. (перечисляем всех ребят)
Ми туж шумпотиськом ваньмы группаын вань!
(Забегает девочка Яна)
Воспитатель: Зечбур нылаш!
Ныл: Зечбуресь! Ой кыче шулдыр тиляд!
Воспитатель: Нош кин тон, но кызьы тынад нимыд?
Ныл: Ойдо шудомы но тодматскомы.
«Кин тон?» (тупен шудон) (В кругу)
Ныл: Мон ныл
Мынам нимы ЯНА, нош Кин тон?
Воспитатель: Тодматскимы лэся, табере, Яна, ойдо пуксемы, но умой - умой мадь, кызьы тон татчы вуид?
(Все присаживаемся на стулья)
Ныл: (куректыса) А, мон туж зол керети анаеным но атаеным. Соос мыным телевизор кема учкыны уг сето, но компьютерен но кема шудыны уг сето. Мон куатаськи!
Воспитатель: Ребята, вы поняли, в чем дело, что с ней случилось?
Предположения детей
Восп-ль: Оказывается, Яна поругалась со своими родителями, потому что они не давали ей долго смотреть телевизор и играть в компьютере. И обиделась на них! Как вы думаете, красиво она поступила?
Пин-с: Я думаю, она поступила некрасиво.
Ныл: Малы озьы овол кароно?
Воспитатель: Почему нельзя?
Высказывания детей
Воспитатель: Шонер, озьы умой овол, анай но атай туж сюлмасько тон понна. Милям нылпиосмы озьы уг каро. Соос туж ярато асьсэлэсь семьязэс.
Али тон, Яна, пуксьы, но кылзиськы.
Пиналъес, кинлэн потэ мадемез яратоно семьяез сярысь, ойдо потэ.
Защита проектов детей «Мынам семьяе» (3 выступления).
Воспитатель: Туж умой, али султыса ойдо учком мукетъесызлэсь но пиналъеслэсь семьяоссэс.
Ныл: Кыче чебересь, устоесь тиляд семьяосты!
Воспитатель: Озьы – озьы.
Ныл: Сыче умой мадизы, а мон кыче ке телевизор, но компьютер понна соослы куатаськи.
Пиналъес, мынам но вань сьорам семьяелэн туспуктэмез, мынам но потэ мадеме соос сярысь
Короткий рассказ девочки Яны:
Мынам вань атае (имя, Мынам вань анае (имя, Мон яратисько семьяме.
Воспитатель: Кыче тынад семьяед! Тон соослы эн йыркуръяськы, соос тыныд урод уз вералэ. Тодиськод – а, коня калык веранъес, кылбуръес гожтэмын семья сярысь!
Ныл: Озьы – а, а кытысь соосты луэ шедьтыны? Одигзэ хоть кылзэме потэ вал.
Воспитатель: Ребята, Яна даже и не знала, что существует много пословиц и стихотворений о семье, и не знает, откуда можно их найти, представляете! Но она очень бы хотела хотя бы одну пословицу услышать. Может быть вы какие – нибудь пословицы о семье знаете?
Пин-с: Согласие да лад – в семье клад. Вся семья вместе, так и душа на месте.
Восп-ль: Отлично, но вот только это русские пословицы, а Яна удмуртка, она хотела бы удмуртские пословицы о семье услышать.
Как вы думаете, где же все – таки можно их найти?
Пин – с: Предположения детей: Я думаю, что пословицы можно найти в интернете, прочитать в книге…
Воспитатель: Шонер! Только мынам компьютере уг усьтиськы, ненокызьы но.
Ныл: Может книгады тиляд вань?
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, может среди моих книг есть то, что нам надо. (Все подходят к книгам, выбирают книгу, которая, по мнению детей, содержит удмуртскую пословицу).
Ныл (удивляется): Нош кызьы ти валады, та книга удмурт пословицаосын шуыса?
Воспитатель: Ребята, все - таки, как вы догадались, что именно здесь и будет удмуртская пословица?
Пин – с: Говорят свои предположения.
Воспитатель: Туж умой, зечокъес!
Табере ойдолэ пуксемы но лыдзомы:
Атайлэн кылыз чурыт, нош коркаез шуныт.
Как вы понимаете эту пословицу?
Пин-с: предположения детей.
Воспитатель: На русском языке это звучит так: Папины слова могут быть строгими, а дом – теплый.
Ныл: Номырзэ но ой вала!
Восп-ль: О чем все-таки эта пословица, Яна ничего не понимает?
Пин-с: Предположения детей
Воспитатель: Шонер! Мон тиледын соглаш.
Конечно, слово родителей может звучать строго, и если они делают какие – то замечания то только потому, что переживают за вас. И если вы окажитесь в тяжелой ситуации, они вас не оставят в беде, а примут в своем теплом уютном доме.
Ныл: Кыче тунсыко пословица. Мынам сое дышетэме потэ. Ойдо пиналъес чош дышетом.
Воспитатель: Ребята, Яне очень понравилась эта пословица, она даже захотела выучить её.
А ти кызьы малпаськоды та умой, яке урод пословица?
Пиналъес: Умой!
Ныл: Умоен умой но, мон лыдзиськыны уг быгатиськы! Кызьы мон сое дышетом?
Воспитатель: Оказывается, Яна не может читать, и думает, что не сможет выучить ее, так ли это?
Как вы думаете, есть другие способы выучить стихотворение?
Пин – с: Мы можем выучить пословицу с помощью движений, таблицы.
Ныл: Ти озьы но быгатиськоды а мар-а?
Воспитатель: Быгатиськом!
Каким способом вам больше всего хотелось бы помочь Яне выучить эту пословицу?
Пин-с: Высказывают свое предложение.
Воспитатель: Туж умой, соку ойдолэ юрттомы Яналы, асьмеос но дышетомы.
(в зависимости от предложения детей, учим либо используя движения, либо мнемотаблицу: к обоим вариантам воспитатель готов).
Пин – с: Ойдо.
Воспитатель: (указывает на схемы картинки). У меня есть вот такие картинки.
Атай, анай, ки, кыл, кирпич, кольы, корка, шунды, гур.
Вы сможете мне помочь составить схему к этой пословице с помощью этих картинок? (по одному желающему выходят и подставляют картинки в таблицу)
Пиналъес: Да.
Воспитатель: Атайлэн к этому слову подберите, пожалуйста, картинку.
Табере мукет кылъеслы шедьтоно: кылыз, чурыт (жесткий, грубый, строгий, коркаез (дом) шуныт (теплый).
Ныл: Кыче умой та суредъесъя дышетыны. Луоз – а мыным азьло ик оскалтыны.
Воспитатель: Ойдо, Яна миленымы чош. (проговаривание хором, грустно, весело).
Индивидуальное проговаривание по желанию детей.
Ныл: Ура! Мон дышети: «Атайлэн кылыз чурыт, нош коркаез – шуныт!»
Воспитатель: Зечок! Кыче чаль тынад пормиз.
Табере шуныт гуртад, дыр, бертоно, анай атаед ыштозы тонэ.
Ныл: Озьы но табере мыным умой овол. Ма каром? (расстраивается)
Воспитатель: Ребята, теперь Яне очень стыдно перед родителями за свое поведение, она не знает, как ей быть, может вы подскажите, что можно сделать, чтобы загладить свою вину?
Предположения детей: Нужно попросить прощения, сделать какой – нибудь
подарок.
Воспитатель: Зечокъес, мон тиледын соглаш, ми быгатиськомы умой кылъес вераны но кузьым лэсьтыны.
Яна: Кузьым, кузьым, нош м-а-а-р – о кузьмалом, воксе йырам неномырно уг пыры!
Воспитатель: Ребята, Яна в растерянности, не знает, что можно подарить, поможем ей? Как вы думаете, что можно использовать в качестве подарка?
Пин-с: Я думаю, можно подарить… (предположения детей)
Ныл: Точно, сяська басьтоно.
Воспитатель: Шонер, туж умой малпанъесты
Яна, потэ – а адземед, кызьы ми ог огмылы сяська быгатиськомы кузьманы?
Ныл: Ура, конечно потэ!
Шудон «Кинлы сетом»
Восп-ль: Ребята, а что еще мы можем подарить своим родителям, чтобы их обрадовать?
Пин-с: Высказывают предположения.
Восп-ль: Как вы думаете, песню о любимой семье, можно подарить, тем самым порадовать родителей?
Пин-с: Я думаю, что можно.
Восп-ль:
Ми сыче кырзан но тодиськом.
Ойдолэ, пиналъес, кырзалом!
Кырзан «Семьяын улон шулдыр».
(Во время исполнения песни Слайд – шоу «Семейные фото»).
Ныл: Туж бадзым тау! Пиналъес, ти мыным сомында юрттиды валаны: бертыкум, обязательно басьто сяська, только кырзанэз ой гинэ вутты дышетыны.
Восп-ль: Ребята, Яне очень понравилась песня. Но она не успела ее выучить, мы же можем слова песни ей дать, не так ли?
(дарим ей песню, напечатанную на листе)
Табере тыршы анай атаед шоры йыркуръяськытэк но куатаськытэк улыны, соостэк туж секыт улон.
Ныл: Тау, тилед, туж бадзым тау, тыршо анай – атайме кылзиськыны.
Мынам тиледлы тау кареме потэ, шекерае сьорам вань но сое а мар-а кузьым интые сето ини.
Зеч луэ.
Пин-с: Зеч лу!
Воспитатель: Зеч лу! Сюресэд умой мед луоз.
Ребята, как вы думаете, сегодня мы с вами хорошее дело сделали? Умой уж яке урод?
Пиналъес: Я думаю хорошее дело.
Воспитатель: Если вдруг с вами случиться такая история, вы уже будете знать:
Атайлэн кылыз чурыт нош коркаез шуныт. Нокуно эн вунэтэ со сярысь!