Гладкова Мария
Комплексное занятие «Традиции чаепития»
▼ Скачать + Заказать документы
Традиции чаепития.
Комплексное занятие в старшей группе.
Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Коммуникация», «Социализация», «Познание».
Задачи:
-углублять и систематизировать знания о чае, его происхождении, распространении, традициях чаепития;
-развивать внимание и память, логическое мышление и воображение;
-формировать навыки исследовательской деятельности;
-воспитывать стремление правильно использовать и ценить предметы материальной культуры;
Публикация «Комплексное занятие „Традиции чаепития“» размещена в разделах
-приобщать детей к истокам русской народной культуры – традициям чаепития.
-знакомить с китайской народной музыкой, музыкой восточных стран.
Методы и приемы:
Наглядный (демонстрация);
Практический (опыты, эксперементирование);
Игровой (дидактическая игра, воображаемая ситуация);
Словесный (беседа, рассказ)
Логика образовательной деятельности:
Под звуки китайской мелодии входит воспитатель, одетый в кимоно. Дети сидят на стульчиках в зале.
Воспитатель спрашивает у ребят, как они думают, почему она сегодня пришла в необычной одежде. А кто знает, жители каких стран так одеваются (ответы детей).
Это одежда называется кимоно, её носят в странах Востока. Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие, в древнюю страну – Китай. У меня для вас есть сюрприз. (Показывает ларец). Как вы думаете, что внутри (Дети высказывают предположения).
Внутри ларца – маленькие мешочки. Я их вам раздам. А вы потрогайте, понюхайте, но не открывайте их. Как вы думаете, что храниться в мешочках? (Дети ощупывают мешочки, нюхают). Вы догадались, что в них? (Дети отвечают). Я вам подскажу. Отгадайте загадку и узнаете, что лежит в мешочках. Будьте внимательны.
Восточное изобретенье –
К нему желательно варенье.
Но если такого нет,
Сойдёт и парочка конфет.
Напитка и в жару нет лучше,
Да и на Севере зимой:
Он в зной облегчит вашу душу,
Согреет зимнею порой. Что это?
Воспитатель хвалит детей за их правильные ответы. Действительно, это чай – прекрасный, полезный напиток. Сегодня мы поговорим о нём. Родина чая – Китай. Давайте найдём эту страну на карте и отметим зелёным листочком. Наша страна, Россия, граничит с Китаем на востоке.
Воспитатель показывает на карте Россию, Китай, границу между странами. Дети прикрепляют листочек к карте. Демонстрируются слайды о китайском императоре.
Существует красивая легенда о том, как люди открыли чай. Однажды очень давно, много веков назад, уставший после сражения китайский император отдыхал под тенистым деревом и ждал, когда закипит вода в котелке над костром. Подувший ветер занес в котел насколько листьев с растения, которое оказалось чайным кустом. Эти листья придали воде необычайно приятный вкус. Выпив её, император почувствовал прилив сил. Так люди открыли свойства чая. Это было первое в мире чаепитие. В древности чай ценился очень дорого. Сначала его употребляли как лекарство. Он помогал при простуде, болях в животе, головной боли. Чаем полоскали рот. С древних времён в Китае существует красивая чайная церемония. Может, кому-нибудь из вас посчастливиться стать участником такой церемонии.
Демонстрируются слайды о чайных деревьях и кустах, сборе чая. Воспитатель комментирует.
Чайные деревья достигают в высоту 15 м. А вот перед вами чайные кусты. Сбором чайных листьев занимаются в основном женщины, потому что у них ловкие и нежные пальцы. В древнем Китае чайные листья обжаривали, измельчали, превращали в пасту и из неё делали маленькие лепёшечки (они умещались на ладони, которые ценились дороже золота.
После сбора чайные листья обрабатывают специальным способом, расфасовывают в красивые банки, пакеты, коробки и доставляют в магазины.
Сейчас очень популярны чайные пакетики. Изобрели их в Америке. Один торговец шил небольшие мешочки из натурального шёлка, ссыпал туда небольшими порциями чай и успешно возил его в такой вот «упаковке» в качестве рекламы по ресторанам. Покупатели, почему-то не догадывались высыпать чай, а заваривали прямо в пакетиках, опуская их в чашку. Так появился чай в пакетиках.
Воспитатель предлагает посмотреть на подносе чай в различных упаковках. Здесь есть и металлические сувенирные банки, и пакеты, и нарядные коробки.
Ребята, мы познакомились с родиной чая – Китаем, с правилами его сбора и упаковки. А знаете ли вы, что китайцы следят за своим здоровьем и для его поддержания не только пьют чай, но и ежедневно делают зарядку? Давайте и мы разомнёмся.
Упражнения под китайскую музыку.
Воспитатель хвалит детей. Спрашивает, любят ли они чай. Предлагает попробовать несколько сортов чая, которые она приготовила для них.
Но для начала предлагает рассмотреть чай в лупу. Какой он по цвету, по размеру, на что похож, определить по запаху, что это за чай.
Воспитатель спрашивает ребят, кто из них знает, почему чай называют чёрным?
Ответы детей.
Действительно, черным чай назвали из-за его цвета. Такой чай приготовить не просто. Для него срывают с чайного куста самые лучшие молодые побеги с двумя листочками. Их сортируют по размеру и вялят на тёплом воздухе. Затем скручивают и сушат. После сушки получается вот такой чёрный рассыпчатый чай. Посмотрите на экран.
Демонстрируются слайды с изображением чёрного чая.
Теперь воспитатель предлагает пододвинуть к себе тарелку №2. Какой чай на ней? Какие чаинки? Какого цвета?
Дети рассматривают в лупу чаинки зелёного чая, высказывают свои версии.
Верно. Зелёный чай готовят точно из таких же чайных листочков, что и чёрный. Только листочки не вялят и не скручивают, поэтому чаинки у него крупные, зелёные.
На экране слайды с изображением зелёного чая.
А ещё чай бывает красным и жёлтым в зависимости от обработки чайного листа.
На экране слайды с изображением красного и жёлтого чая.
Мы, ребята, убедились, что чай бывает разных цветов.
Давайте рассмотрим содержимое тарелки №3. Пододвиньте её поближе. Рассмотрите всё в лупу, понюхайте. Чем пахнет этот чай? Только ли листики чая находятся на тарелке? Что вы ещё видите? Что на твоей тарелке?
Воспитатель расспрашивает детей о содержимом на тарелках, дети высказывают свое мнение.
Действительно, чай бывает с разными добавками. Я приглашаю вас отведать разные сорта чая. Пройдите, пожалуйста, в зал дегустаций, для вас накрыты столы. Мы в зале для дегустации чая. Мы – дегустаторы. А вы знаете, кто такие дегустаторы? (Ответы детей). Дегустаторы – люди, которые пробуют еду и напитки на вкус и определяют их качество. Я для вас заварила чай, предлагаю его попробовать и определить, что это за чай и какой унего вкус.
Дети пьют чай с разными добавками. Воспитатель расспрашивает детей, какой чай они пьют.
Сегодня мы рассматривали чай в лупу, нюхали его. Пробовали на вкус. Узнали, что чай бывает чёрный, зелёный, красный, жёлтый, у него может быть разный вкус. Я вам рассказала, как собирают и обрабатывают чай.
А теперь давайте поиграем. Мы будем подбирать определения к слову «чай». Я начну, а вы продолжите. Чай ароматный.
Дети продолжают (вкусный, крепкий, терпкий, сладкий, чёрный и т. д.)
Воспитатель хвалит детей, говорит что они подобрали много интересных, точных слов к слову «чай».
Воспитатель обращает внимание, что в ее чашке очень черный чай. А кто знает, как можно изменить цвет чая, осветлить его? (Ответы детей).
У меня есть подсказка. Я вам сейчас дам кое-что попробовать, а вы скажите, что это. (Даёт каждому ребёнку по кусочку лимона.)
Чем я вас угостила? Правильно, это лимон. Опустите дольку лимона в чашку с чаем, надавите на него ложкой. Изменился ли цвет чая? Каким стал его вкус? (Ответы детей).
Вы отлично справились с заданием. А сейчас вернёмся к нашей карте. Чай, ребята, растёт не только в Китае, но и в Индии, Японии, Турции. Давайте найдём на карте эти страны и отметим их зелёным листочком. (Фоном звучит музыка народов Востока)
Для выращивания чая нужны особые условия: тепло, чистый воздух и много влаги. Мы побывали в разных странах. А теперь вернёмся домой, в Россию.
В нашей стране тоже выращивают чай, в Краснодарском крае. (отмечает листочком на карте). В России очень любят чай, он стал нашим национальным напитком. Русские люди изобрели специальный сосуд для кипячения воды для чая, а какой? (загадывает загадку).
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
Песня: «В гости к самовару».
Звучит русская народная мелодия. Слайды с изображением чаепития.
С давних времён в России зародилась традиция чаепития. Чай пили дома, в саду. Обычно чаепитие устраивалось по поводу торжественных событий, праздников. За чаем общались с друзьями, родственниками, вели интересные беседы. Воспитатель предлагает рассказать в каких случаях у них дома устраивают чаепитие. А кто из вас знает, как правильно заваривать чай?
Ответы детей. Видеозапись – заваривание чая. Воспитатель комментирует.
Поскольку чай – один из любимых напитков в нашей стране, русские люди сочинили много пословиц и поговорок о чае. Предлагает детям вспомнить некоторые из них.
А с чем пьют русские люди чай, мы сейчас расскажем своей песней.
Песня: «Русский чай».
На память о нашей встрече я хочу подарить вам пакетики с ароматным чаем. До свидания!