Олеся Пономаренко
Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно федеральным государственным требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, приказом Минобрнауки Россия от 23.11.2009 №655 планирование образовательного процесса должно основываться на комплексно-тематическом принципе.
Публикация «Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Этот принцип предусматривает, что тема может быть выбрана воспитателем самостоятельно или заимствована из примерной общеобразовательной программы. Темы, в рамках которых будут решаться образовательный задачи, должны вызывать личностный интерес детей, положительное эмоциональное отношение. Тема реализуется через разнообразные виды детской деятельности с интеграцией в содержании нескольких образовательных областей и с использование адекватных возрасту форм работы с детьми (игра, наблюдение, экскурсия, беседа).
Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса имеет ряд преимуществ:
• При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следуешь решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на копмлексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.
• Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
• Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Комплексно-тематический принцип позволяет нам видоизменять и совершенствовать образовательный процесс в группе. Нами составлена циклограмма планирования образовательной деятельности и представлено перспективно-тематическое планирование на учебный год и летне-оздоровительный период для младшего и старшего дошкольного возраста. Планирование тематического календаря осуществляли в соответствии с лексическими темами, повторяющимися из года в год. При выборе тем мы учитывали интересы детей, задачи развития и воспитания, текущие явления и яркие события (времена года, праздники). Например, «Осень в России», «Моя семья», «Крылатые соседи». Согласно данному перспективному плану одной теме уделяется не менее одной недели.
Планирование ежегодно пересматривается и применяется педагогом в зависимости от индивидуальных особенностей детей в группе.
Кроме перспективно-тематического планирования разработана примерная циклограмма образовательной деятельности, в которой подробно раскрыта каждая тема.
Планирование тематической недели осуществляется по следующему плану :
1. Формулировка задач работы с детьми в соответствии с программой по каждой возрастной группе;
2. Отбор содержания образовательного материала согласно программе. Выбор форм, методов и приемов работы с детьми по реализации программных задач;
3. Подготовка оборудования. Необходимо продумать, какие изменения потребуется внести в предметно-развивающую среду группы (выставки, наполнение центров активности, внесение новых предметов, игр).
Реализацию комплексно-тематической образовательной модели в группе обеспечивает предметно-развивающая среда. В нашей группе оборудованы центры активности, которые ориентированы на организацию различных видов детской деятельности и соответствуют десяти образовательным областям, заявленным в ФГТ.
Центр детской активности Образовательная область в соответствии с ФГТ Приоритетный вид детской деятельности
Двигательный центр Физическая культура
Здоровье Двигательная
Центр искусства
Центр конструирования Музыка
Художественное творчество Продуктивная
Музыкально-художественная
Центр познания Познание
Труд Познавательно-исследовательская
Трудовая
Безопасность
Центр игры Социализация Игровая
Книжный центр Коммуникация
Чтение художественной литературы Коммуникативная
Чтение (восприятие)
художеств. литературы
В каждой группе имеются свои особенности, в силу которых выстраивается работа, подбираются более эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников. В группе широко используются наглядно-информационные формы общения с родителями. Общение осуществляется опосредованно – через информационные стенды, папки-передвижки, тематические выставки. Так же размещаем консультации, игры, стихотворения для разучивания с детьми и другую интересную информацию по теме. Кроме того в группе в родительском уголке тоже происходят еженедельное обновление информации в соответствии с темой недели.
На традиционных родительских собраниях воспитатель заранее знакомит родителей с темами, которые запланированы в том квартале, в котором проходит собрание. Предлагают материал, которым можно обогатить знания детей, чтоб работа по теме недели велась не только в детском саду, но и продолжалась дома. Привлекают родителей к созданию развивающей среды в соответствии с темой. Кроме традиционных родительских собраний, активно внедряем тематические собрания совместно с детьми.
В завершении некоторых тематических недель в детском саду проводятся развлечения, праздники и досуги совместно с родителями. Проведение праздников в детском саду значительно интереснее, когда родители не просто зрители, а активные участники. Так, например, неделя «Защитники отечества» завершается праздником «Мой папа солдат», в котором активное участие принимают папы наших воспитанников.
Одна из наиболее популярных форм взаимодействия с семьей – это конкурсы и выставки детских работ, выполненных совместно с родителями. Так, например, в рамках тематической недели «Осень в гости к нам пришла» устраивается выставка «Дары осени» совместных поделок детей и родителей из природного материала.
Подводя итоги, следует отметить, что комплексно-тематический принцип служит достижению одной цели – развитию детей в познавательной, социальной, эмоциональной и физической сферах, сохранению их физического и психического здоровья, а также обеспечивает «полноту жизни» и увлекательность образовательного процесса, выводит детей на самоорганизацию, самостоятельный уровень познания через открытия.